ФИО: Муханова Валентина Сергеевна
Дата рождения: 28 июня 1945 г.
Место рождения: Ленинград
Звания / награды: заслуженная артистка РСФСР
Профиль авторизован в феврале 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Год выпуска: 1964
Выпускавший педагог по классике: Н. А. Камкова
Место работы: Ленинградский государственный академический Малый театр оперы и балета (современное название: Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского — Михайловский театр)
Дата поступления: 1964 г.
Дата окончания работы: 1982 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Овод» (балетмейстер Бельский) Джемма – первая исполнительница
«Одиннадцатая симфония» (балетмейстер Бельский) Свобода – первая исполнительница
«Антоний и Клеопатра» (балетмейстер Чернышов) Клеопатра – первая исполнительница
«Концерт в белом» (балетмейстер Долгушин) Солистка – первая исполнительница
«Моцартиана» (балетмейстер Долгушин) Солистка – первая исполнительница
«Кармен-сюита» (балетмейстер Замуэль) Кармен – первая исполнительница
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Долгушин) Джульетта – первая исполнительница
«Щелкунчик» (балетмейстер Бельский) андалузский танец – первая исполнительница
«В манере Лотрека» (балетмейстер Замуэль) Солистка – первая исполнительница
«Камерная сюита» (балетмейстер Долгушин) Солистка – первая исполнительница
«Голубой Дунай» (балетмейстер Фенстер) Анна
«Три мушкетера» (балетмейстер Боярчиков) Королева
«Барышня и Хулиган» (балетмейстер Боярский Подруга Вожака
«Сольвейг» (балетмейстер Якобсон) Сольвейг
«Лебединое озеро» Одетта-Одиллия
«Жизель» Жизель, Мирта
«Пахита» Гран па (редакция Долгушина) Солистка
С 1983 г. преподает в США
В 1988-2001 гг. педагог Королевской балетной школы при Королевском оперном театре Ковент Гарден в Лондоне, Великобритания.
«Барышня и Хулиган» Подруга Атамана
«Дитя и волшебство»
«Балет в миниатюрах» «Сарказмы» (балетмейстер Алексидзе)
Творчеству Валентины Мухановой посвящен телевизионный фильм «Балетная сюита»
Валентина Муханова была ведущей балериной Ленинградского Малого театра оперы и балета (ныне Михайловского театра). Муханова – танцовщица широкого диапазона. Как разница между самой низкой и самой высокой нотами, которые могут производить музыкальные инструменты, в ее репертуаре числились роли диаметрально противоположные по характеру.
Она исполняла такие различные партии как Жизель и Мирта, Одетта и Подруга Вожака в «Барышне и Хулигане», Клеопатра и Кармен, Сольвейг в одноименном балете и Свобода в «Одиннадцатой симфонии Шостаковича-Бельского. Многие ее героини были ни в чем не схожи, полностью отличны друг от друга. Но их объединяло бережное отношение к трактуемому материалу.
Данные танцовщицы: высокий прыжок, в меру большой шаг, сильное вращение, предвещали в Мухановой артистку героико-драматического плана. Персонажи Мухановой обладали сильной волей, были жизненно активны.
Палитра возможностей Мухановой довольно обширна. Достаточно отметить, что в «Жизели» она одинаково успешно исполнила обе центральные партии: Жизели и Мирты. Такой была легендарная Алла Яковлевна Шелест. Жизель Мухановой привлекала своей патетикой. Танцовщица рисовала свою Жизель простой, незащищенной девушкой, болезненно переживающей душевную драму. Финал первого акта звучал у Мухановой как протест против вторжения в ее озаренность счастьем.
Второй же акт в исполнении артистки убеждал неукротимым порывом прорвать пространство кладбища. Пытаясь спасти Графа от неминуемой смерти, Жизель-Муханова старалась наделить любимого решительностью и цельностью. Она как бы пыталась увести Графа к новым высотам, неведомым ему до встречи с ней. Как пущенная стрела звенели прыжки Жизели-Мухановой второго акта. Взмывая вверх, паря над мрачными владениями виллис, она взывала к торжеству над царством тьмы и выходила из этой схватки победительницей. Такая трактовка образа Жизели имела право на существование. По-своему индивидуально трактуя образ, Муханова пронесла через весь спектакль романтическоезвучание темы.
Когда Муханова исполняла партию Мирты, то но невольно замечалось, что она создавала настолько целостный, продуманный образ, что ее трактовка роли вставала вровень с главной героиней. Мирта-Муханова напоминала одну из мертвых вакханок, описанных Г. Гейне, против власти которых устоять нет возможности. Она – истинная повелительница. Взмывая вверх, летя над пространством сцены, оставляя виллис далеко внизу, Мирта-Муханова требовала беспрекословного повиновения и настаивала на полной отрешенности от жизни. Это крещендо достигалось большим прыжком артистки, который она умела подчинить образному развитию партии.
Наиболее полно Муханова раскрылась в балетах современных хореографов. Ее героини натуры порывистые, отважные, порой отчаянные.Им была свойственна подлинность человеческих чувств, переживаний. Их отличала непоколебимая вера в бессмертие человеческого духа. Внутренний темперамент, накал страсти, точное ощущение стилистики трактуемых текстов привлекали балетмейстеров, работающих с Мухановой. Они видели в ней единомышленницу.
Она первая исполнительница центральных ролей в балетах И. Бельского, И. Чернышова, Н. Долгушина, Г. Замуэля. С ней работал Г. Алексидзе. Танцовщицу отличали живое понимание и чутье различных стилей. Характерной исполнительской чертой Мухановой была ясность каждой хореографической фразы, несущей всегда законченную мысль. К лучшим созданиям Мухановой в современном репертуаре относятся партии Клеопатры в «Антонии и Клеопатре» (балетмейстер И. Чернышов) и Свободы в «Одиннадцатой симфонии».
Образ Клеопатры, созданный Мухановой, сильно разнился от другой выдающейся исполнительницы этой партии, Аллы Осипенко. Муханова – царица-воительница. Ее гнела жажда самоутверждения, как на троне, так и в любви. Пронзительные лирические дуэты Клеопатры и Антония передавали нарастающую мелодию страсти, томление ожидания и безбрежность желания. Экспрессивное развитие действия приводило героиню Мухановой к смутной тревоге, а затем к безысходной тоске и трагической развязке.Гибель Клеопатры стала патетическим обвинением профанации «первозданных» стихий –жизни, смерти, любви. Столкнувшись с необычным для времени создания балета хореографическим материалом, Муханова убедительно продемонстрировала чувство стиля и ритмики произведения, подтверждая, что она умела свободно адаптироваться к образному языку современной хореографии.
В «Одиннадцатой симфонии» Муханова была первой исполнительницей партии Свободы. Основным лексическим лейтмотивом танца Свободы стали различные прыжки. Монологи Свободы у Мухановой звучали как набат и призыв к освобождению. Танец Свободы-Мухановой воодушевлял, побуждал к сопротивлению, был динамичным, неистовым, стеническим.
А бедное сердце так жаждет свободы, -
Нет, дольше не в силах я ждать!...
Здесь штык или пуля, там – воля святая…
Эх, черная ночь, выручай!
Мухановой удивительно удалась героика образа Свободы. Даже в патетических моментах отчаяния, Свобода-Муханова не теряла надежду и борясь, возрождалась под расстрелом. Ее Свободу сломить и убить было невозможно. Муханова создала возвышенно романтический образ, который перекликался с событиями современной жизни того времени. В ее Свободе видели призыв к торжеству справедливости и борьбе против деспотизма.
С 1983 года Валентина Муханова работает за рубежом, в США и Великобритании. Отличная академическая школа позволила ей на протяжении ряда лет преподавать в Королевской школе балета в Лондоне. Где бы ни служила Валентина Сергеевна Муханова, она навсегда останется в памяти примой Малого оперного театра, балериной, запомнившейся эффектным, броским, сочным танцем, всегда вызывавшим восторг у зрителей, ее видевших.