

ФИО: Млодзинская (Молодзинская) Нина Федоровна
Дата рождения: 29 июля (10 августа) 1905 г.
Место рождения:Санкт-Петербург
Дата смерти: 5 января 1995 г.
Место смерти:Минск
Звания / награды:
Заслуженная артистка БССР (1957)
Профиль авторизован в августе 2025 года
Автор профиля: Ольга Диденко
Автор раздела «Штрихи к портрету»: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Государственное Петроградское академическое театральное (балетное) училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой) )
Год выпуска: 1923
Выпускавший педагог по классике: А. Я. Ваганова
Так же занималась с О. И. Преображенской и Е. П. Гердт
Партии, исполненные за время обучения:
Сильфида – «Сильфида» Ж. Шнейцхффер
Сванильда – «Коппелия» Л. Делиб
Место работы: Ленинградский ГАТОБ, впоследствии театр имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр))
Дата поступления: 1923 г.
Дата окончания работы: 1938 г.
Статус в театре: солистка
Партии, исполненные за время работы в театре:
- «Конек-Горбунок» Жемчужина
«Раймонда» (балетмейстер Петипа) Подруга Раймонды, Раймонда
«Спящая красавица» (балетмейстер Петипа) Фея Кандид, Белая кошечка, принцесса Флорина, Аврора
- «Шопениана» (балетмейстер Фокин)
«Карнавал»(балетмейстер Фокин) Киарина
«Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) Актриса
«Лебединое озеро» (балетмейстеры - Петипа, Л. Иванов) Одетта — Одиллия
«Лебединое озеро» ( балетмейстер - А. Ваганова) Лебедь
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Мария
«Времена года» )балетмейстер Петипа) Лед
«Жизель» Па-де-де
«Красный мак» (балетмейстеры Ф. Лопухов, Пономарев, Леонтьев Выход фениксов и классический танец -
Место работы: Свердловский театр оперы и балета им. А. Луначарского (современное название: Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета - УралОпераБалет)
Дата поступления:1939
Дата окончания работы: 1947
Статус в театре: солистка
Партии, исполненные за время работы в театре:
Мария - «Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер К. Сергеев) Мария
«Конек – Горбунок» (балетмейстеры Кононович, Муллер) Царь-девица
Раймонда – «Раймонда» (балетмейстер Кононович) Раймонда
«Дон Кихот» балетмейстеры Кононович, Муллер) Китри
Сольвейг –«Песнь Сольвейг» (балетмейстер Кононович) Сольвейг
«Жизель»( редакция Федоровой) Жизель
«Суламифь» (балетмейстер В. А. Кононович) Суламифь - первая исполнительница
(«Каменный цветок» (балетмейстер Муллер) Хозяйка Медной горы - первая исполнительница
Медора–«Корсар» (балетмейстер Кононович) Медора
Место работы:Государственный академический театр оперы и балета БССР (современное название –
Большой театр Беларуси)
Дата поступления: 1947
Дата окончания работы: 1957
Статус в театре:солистка
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Соловей» (балетмейстер Муллер) Ванда – первая исполнительница
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Муллер) Мария
Жизель – «Жизель» (балетмейстер Муллер) Жизель
«Конек – Горбунок» ( балетмейстер. Муллер) Царь-девица
«Эсмеральда» (балетмейстер Дречин) Флер де Лис
Танцы в опере «Манон» Ж. Массне, Государственный академический театр оперы и балета БССР, 1958
Место работы: Свердловское хореографическое училище (современное название: Уральский хореографический колледж)
Дата поступления: 1941
Дата окончания работы: 1947
Должность: преподаватель классического танца
Место работы:Белорусское хореографическое училище (современное название – Белорусская государственная хореографическая гимназия-колледж)
Дата поступления: 1949
Дата окончания работы: 1991
Должность: преподаватель классического танца
Среди учеников: Людмила Бржозовская, Инесса Душкевич, Наталья Филиппова, Ольга Лаппо и многие другие.
Дата окончания карьеры педагога: 1991
«Декабристы» 1926, роль балерины Телешовой (в титрах как Н. Мародзинская)
Потомственная дворянка, Нина Млодзинская, была поразительно красива. Она притягивала к себе взгляды, от нее трудно было отвести глаза. Млодзинская отличалась особой манкостью. От нее исходило особое обольстительное, таинственное очарование, необъяснимая притягательность. Красота ее пьянила и одурманивала.
Млодзинская окончила Петроградское театральное (балетное) училище (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой) в 1923 году. Ее педагогами были О. И. Преображенская и А. Я. Ваганова, с которой у Млодзинской не сложились доверительные отношения, попросту они с трудом терпели друг друга, хотя Млодзинская признавала достоинства педагогического метода Вагановой и ценила то, чему та ее обучила.
На юную танцовщицу обратили внимание еще в 1922 году, когда в школьном спектакле «Коппелия» она вышла в партии Сванильды. Критик Бродерсен писал после спектакля: «Исполнительница роли Сванильды Н. Молодзинская [так писали фамилию артистки поначалу] – бесспорно талантливая воспитанница – одарена счастливой сценической внешностью, мягкими и грациозными движениями, хорошим port de bras и легкими красивыми танцами». В показанной силами училища в 1922 году балете «Сильфида», восстановленном В. Пономаревым, Млодзинская выступила в титульной роли. В рецензии на балет А. Волынский назвал Млодзинскую интересным и многообещающим дарованием, хотя и высказал ряд существенных замечаний по ее исполнению.
В 1923 году Млодзинскую зачислили в балетную труппу ГАТОБа на положение солистки, коей она оставалась до 1938 года. Она танцевала как главные, так и партии второго плана. Среди ее ролей были Одетта-Одиллия, Мария в «Бахчисарайском фонтане», Раймонда, Аврора и Флорина, Киарина в «Карнавале», Прелюд в «Шопениане», Жемчужина в «Коньке-горбунке», Лебедь в «Лебедином озере версии Вагановой. Героини Млодзинской отличались лиризмом, романтикой, были очень женственны. Танцовщица не терпела манерности и кокетства на сцене.
Млодзинская считалась непревзойденной исполнительницей Жемчужины. Мягкостью движений, удивительной кантиленной пластикой Млодзинская-Жемчужина очаровывала Гения вод, который не мог устоять перед ее поразительной красотой. Танец передавал напевное звучание мелодии, подчеркивая ее плавный характер.
Убедительной и своеобразной была у Млодзинской трактовка Прелюда в «Шопениане» Фокина. Артистке удалось постичь мечтательность и легкую грусть музыки Шопена и хореографии Фокина, прочувствовать грань между фантастикой и реальностью.
Млодзинская была среди энтузиастов «Молодого балета» Георгия Баланчивадзе (Дж. Баланчина), который высоко ценил талант юной танцовщицы (это был 1923 год), так же, как и впоследствии, когда волею судьбы Млодзинская оказалась в Свердловске, находившийся там К. Голейзовский ставил ее «рядом с Тальони, Гризи, Гран и другими великими именами, составляющими историю хореографии».
Когда коллектив «Молодой балет» должен был выехать на гастроли за границу и узнав, от Баланчивадзе, что они вряд ли вернутся в Советскую Россию, Млодзинская отказалась от поездки, сославшись на то, что она не может оставить мать. Если бы она знала, что ее ждет впереди…
Среди огромного количества почитателей таланта Млодзинской были и иностранцы, аккредитованные в Ленинграде. В 1938 году кто-то из коллег-доброжелателей донес на Нину Млодзинскую, и она была арестована по делу о шпионской деятельности. Млодзинская получила пять лет и должна была отправиться в Магадан. Но отсидела она всего два месяца. Спас ее свекор, известный офтальмолог, вылечивший сына А. Жданова от слепоты. Жданов откликнулся на его прошение и помог. Млодзинская оказалась в Свердловске, где служил ее муж.
В 1941-1947 годах Нина Млодзинская прима Свердловского театра оперы и балета. Она много танцевала в балетах наследия («Раймонда», «Лебединое озеро», к ее репертуару прибавились «Жизель», «Корсар», «Дон Кихот»), создала роли в балетах Кононенко «Песнь Сольвейг», «Суламифь» Муллера, «Каменный цветок» его же, «Бахчисарайский фонтан С. Сергеева среди прочих. Жизнь в Свердловске скрашивала и переписка с друзьями, в особенности с другом юности Евгением Мравинским.
Во время войны в Свердловске работал Минский театр оперы и балета, Млодзинская принимала участие в его спектаклях. А с 1947 года она – прима Минского театра. На протяжении десяти лет танцовщица вела основной балетный репертуар, стала заслуженной артисткой БССР.
В Свердловске открылась новая страница творчества Нины Млодзинской. Она начала преподавать в Свердловском хореографическом училище. С 1949 по 1991 годы уже в Минске Млодзинская педагог хореографического училища. Среди ее учениц можно назвать Л. Бржозовскую, И. Душкевич, Н. Филиппову, О. Лаппо.
Вспоминала Л. Бржозовская: «Нина Федоровна Млодзинская, как она сама нам рассказывала, сидела в свое время за одной партой с Джорджем Баланчиным во время учебы в Петербурге и называла всемирно известного балетмейстера Жоркой. Она начинала с нами заниматься в младших классах и открыла нам не только мир балета, но и мир природы. Никогда не забуду, как Нина Федоровна говорила: идите, посмотрите, как плавают рыбки в аквариуме, и повторите эти движения руками. И я старательно все это выполняла. Эти уроки мне очень помогли…».
Млодзинская была удивительным человеком. Она танцевала, учила, снималась в кино, сумела достойно пережить все жизненные перипетии и трудности, которые не сломили ее человеческое достоинство. Она обладала огромной духовной силой. Млодзинская очень любила собак, помогала беспризорным животным, считая их более преданными существами, чем люди. Такой была Нина Федоровна Млодзинская, уникальный, особый человек. Не похожая ни на кого.
Ольга Поклонская из бесед с Ниной Млодзинской:
— Каковы ваши приоритеты в музыке и литературе?
— Рахманинова просто обожаю. Грига сплошь люблю. Чайковского выборочно. Среди писателей ближе всех Чехов и Куприн. Достоевский гениален, но труден очень. У Гумилева и Блока нравится почти все. У Ахматовой — лишь «Сероглазый король».
— А ваша любимая партия?
— В балете «Раймонда».
— Вы согласны с тем, что любовь всегда права?
— Любовь многое объясняет, но далеко не все оправдывает.
— Верите ли вы, что после нас что-то остается?
— Я с 15 лет увлекалась теософией. Представить себе существование человека без идеи перевоплощения мне сложно. Все, что нам дано, продиктовано предыдущими воплощениями. Человек думает, что удар судьбы несправедлив, а на самом деле это лишь расплата.
— Чьи уроки вам в жизни пригодились?
— Родительские. Мама научила меня не забывать о трех словах: «Пожалуйста, благодарю, извините». Ее жизненное кредо звучало просто: «Защити гонимого, приюти бездомного, покорми голодного». И я тоже старалась ему следовать.
— Что, по-вашему, придает жизни смысл?
— Самоощущение своего я.
Несколько отрывков из рецензий.
«Вестник театра и искусства» № 3, 10 января 1922
«Коппелия»
(Спектакль Академического Балетного Училища)
Исполнительница роли Сванильды Н. Молодзинская – бесспорно талантливая воспитанница – одарена счастливой сценической внешностью, мягкими и грациозными движениями, хорошим porte de bras и легкими красивыми танцами. Н. Молодзинская вполне справилась со всеми трудностями своей далеко не легкой роли, за что была награждена дружными аплодисментами. Особенно удалась ей сцена оживления, труднейшее место всего балета.
Ю. Бродерсен
«Рабочий и театр» № 15 1925
БАЛЕТЫ СТРАВИНСКОГО
Значительно лучше в «прелюде» — Н. Ф. Молодзинская. Чувство шопеновской музыки и стиля, превосходные руки и интересные, меланхолические остановки создали подлинный тип романтической Сильфиды.
ЮР. БР.
«РАБОЧИЙ И ТЕАТР» № 9 1926 стр. 13
МОЛОДЕЖЬ В БАЛЕТЕ
Вслед за Мунгаловой — нужно выделить Н. Ф. Молодзинскую. Благодарная сценическая внешность артистки, мягкость и пластичность в движениях, — лиричность танца — все это выделяет Молодзинскую в первый ряд наших танцовщиц. Правда, в отделке классического танца, вернее сказать, в технической части его, можно найти целый ряд погрешностей. Зато очень хороши руки, достоинство, встречающееся среди артисток балета, увы, не очень часто.
К. Б.
«Уральский рабочий», № 71, 31 марта 1942
«Конек – Горбунок»
Спектакль в театре оперы и балета А. В. Луначарского
Балерина Н. Млодзинская, пластично и изящно исполняющая главную роль Царь-Девицы, обладает хорошей школой, незаурядными внешними данными, благодаря чему пользуется заслуженным успехом у зрителей. Но танцует ли она Одетту н «Лебедином озере», Марию в «Бахчисарайском фонтане», Царь-Девицу в «Коньке-горбунке» — она преимущественно отражает свои индивидуальные черты, недостаточно раскрывая образ героини. Хочется пожелать ей больше внутренней взволнованности, теплоты, характера.
Кл. ВАКС.
«Уральский рабочий», № 204 (8703) 24 августа 1944
«Каменный цветок»
(Постановка театра имени Луначарского)
Образ Хозяйки Медной Горы очень сложен и труден для хореографического воплощения. Трудно изобразить в балете фантастический персонаж, вся характерность которого заключается в речах и поступках. Кратко и образно говорит о Бажов о Хозяйке словами Данилы: «мудрует она». А как в танце показать это качество ее характера? И как в танце показать это качество ее характера? И как отделить ее, пользуясь средствами хореографии, от образов реальных людей? Можно попытаться придать Хозяйке черты каменной неподвижности, но тогда ее роль будет более мимической, чем танцевальной. Можно, наоборот, подчеркнуть танцевальные моменты, но тогда невольно образ Хозяйки - этого олицетворения природных сил уральских недр, - очеловечивается.
Композитор и постановщик пошли по второму пути, который ближе к артистическим данным Н.Ф. Млодзинской, исполнительницы этой трудной роли. Поэтому в ее трактовке оказались акцентированными лирические черты, не свойственные Хозяйке. Редкий парадокс, когда сценическое обаяние, которым так щедро одарена Млодзинская, может быть во вред образу! Однако кое-где (например, в 6-й картине в эпизоде окаменения Северьяна) в ее исполнении появились и воля, и сила. Будем надеяться, что в этом направлении пойдет ее дальнейшая работа над ролью.
Проф. М. ДРУСКИН.
«Уральский рабочий», № 155, 1 июля 1945
«Жизель»
Спектакль в театре оперы и балета А. В. Луначарского
В партии Жизели выступает Н. Млодзинская. Мы видим трепетную, целомудренную любовь неискушенной жизнью девушки. Приволен ее танец, солнечным светом пронизано каждое движение, чарующее своей доверчивостью, непосредственность. Но тем ужаснее удар, острее боль, когда узнает Жизель об измене возлюбленного. Сцену помешательства и смерть Млодзинская исполняет с подлинным блеском, с покоряющей трагической силой.
А. Бартэн
«Белорусский балетный театр» - Мн.: «Беларусь»,1983. – С. 51
Балериной большого лирического дарования показала себя в ролях Жизели в одноименном балета А. Адана, Марии в «Бахчисарайском фонтане», Флер де Лис в «Эсмеральде», Одетты в «Лебедином озере» заслуженная артистка БССР Н. Млодзинская. Ее исполнение отличалось всегда элегантностью линий академического танца, профессиональной культурой, точным пониманием стиля спектакля, тонким вкусом. Ученица А. Вагановой, балерина с успехом претворяет принципы ее педагогической системы в Белорусском хореографическом училище, преподавателем которого она является в течение нескольких десятилетий.
Ю. М. Чурко
К. Голейзовский
Из дневника
Свердловск, 19 октября 1946 г.
Несколько слов о здешних балеринах (откровенно говоря, я не знаю, где они учились и кто их учил – кроме Млодинской Нины Федоровны и Черменской Клавы). Первое место конечно и безусловно - Млодинской. Она разительно отличается от других настоящей академической школой. Танцует, как настоящая хорошая балерина. Жесты и движения благородны и сдержаны. Она не «перетанцовывает». Обаятельна. Ритмична. Не крупная, но гармоничная фигура. Все ее па правильны. Сравнить ее по внешнему – балеринскому облику можно с О. Преображенской, но она лучше. К человеческим плюсам ее можно отнести то, что она иронична и остроумна.
Млодинской 41 год, но этого нельзя сказать: по виду ей не больше 35. Когда Млодинская танцует, в такие дни в театре должен быть праздник. Млодинская единственная настоящая балерина и танцовщица в Свердловском театре. Она умеет полное право на услуги и работу за ее огромное искусство. Я уеду отсюда и пишу о ней, ощущая все это как бы в прошлом. Во всяком случае я счастлив, что видел Млодинскую, так же счастлив я был, когда видел А.П. Павлову, О.И. Преображенскую, Веру Каралли, С.В. Федорову, Т.П. Карсавину, Лидию Кякшт, Веру Васильеву, Галину Уланову и др. Млодинскую я ставлю рядом с Тальони, Гризи, Гран и другими великими именами, составляющими историю хореографии.