ФИО: Млодзинская (Молодзинская) Нина Федоровна
Дата рождения: 29 июля (10 августа) 1905 г.
Место рождения: Санкт-Петербург
Дата смерти: 3 июня 1995 г.
Место смерти: Минск
Звания / награды:
Заслуженная артистка БССР (1955)
Профиль авторизован в августе 2025 года
Автор профиля: Ольга Диденко
Место учебы: Государственное Петроградское академическое театральное (балетное) училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Год выпуска: 1923
Выпускавший педагог по классике: А. Я. Ваганова
Так же занималась с О. Преображенской и Е. Гердт
Партии, исполненные за время обучения:
Сильфида – «Сильфида» Ж. Шнейцхффер
Сванильда – «Коппелия» Л. Делиб
Место работы: Ленинградский ГОТОБ, впоследствии театр имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1923
Дата окончания работы: 1938
Статус в театре: солистка
Партии, исполненные за время работы в театре:
Жемчужина - «Конек-Горбунок» Ц. Пуни, балетмейстер - Ф. Лопухов
Подруга Раймонды, Раймонда – «Раймонда» А. Глазунов
Фея Кандид, Белая кошечка, принцесса Флорина, Аврора - «Спящая красавица» П. Чайковский
Прелюд - «Шопениана» Ф. Шопен, балетмейстер – А. Ваганова
Сильфида – «Сильфида» Ж. Шнейцхффер
Сванильда – «Коппелия» Л. Делиб
Киарина - «Карнавал» Р. Шуман, балетмейстер – М. Фокин
Актриса - «Пламя Парижа» Б. Асафьев, балетмейстер – В. Вайнонен
Одетта — Одиллия; Лебедь - «Лебединое озеро», балетмейстер - А. Ваганова, 1930, 17 июня - дебют
Мария – «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьев, балетмейстер Р. Захаров;
Лед - «Времена года» А. Глазунов
Па-де-де - «Жизель» А. Адан
Выход фениксов и классический танец - «Красный мак» Р. Глиэр, балетмейстер Ф. Лопухов, В. Пономарев
Танец теней – «Баядерка» Л. Минкус
Место работы: Свердловский театр оперы и балета им. А. Луначарского (современное название: Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета - УралОпераБалет )
Дата поступления: 1939
Дата окончания работы: 1947
Статус в театре: солистка
Партии, исполненные за время работы в театре:
Мария - «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьев, балетмейстер К. Сергеев
Царь-девица - «Конек – Горбунок» Ц. Пуни, балетмейстер В. А. Кононович, К.А. Муллер
Раймонда – «Раймонда» А. Глазунов, балетмейстер В. А.Кононович
Китри – «Дон Кихот» Л. Минкус, балетмейстер В. А.Кононович, К.А. Муллер
Сольвейг – «Песнь Сольвейг» Э. Григ, балетмейстер В. А.Кононович
Жизель – «Жизель» А. Адан
Суламифь - первая исполнительница «Суламифь» Б. Асафьев, балетмейстер В. А.Кононович
Хозяйка Медной горы - первая исполнительница («Каменный цветок» А. Фридлендера), балетмейстер – К.А. Муллер
Место работы: Государственный академический театр оперы и балета БССР (современное название –
Большой театр Беларуси)
Дата поступления: 1947
Дата окончания работы: 1957
Статус в театре: солистка
Партии, исполненные за время работы в театре:
Мария - «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьев, балетмейстер К.А. Муллер
Одетта – Одиллия - «Лебединое озеро» П. Чайковский, балетмейстер К.А. Муллер
Жизель – «Жизель» А. Адан, балетмейстер К.А. Муллер
Царь-девица - «Конек – Горбунок» Ц. Пуни, балетмейстер К.А. Муллер
Флер де Лис - «Эсмеральда» Ц. Пуни, балетмейстер – С. Дречин
Ванда – первая исполнительница «Соловей» М. Крошнер, балетмейстер К.А. Муллер
Дата окончания карьеры артиста: 1957
Танцы в опере «Манон» Ж. Массне, 1958
Место работы: Белорусское хореографическое училище (современное название – Белорусская государственная хореографическая гимназия-колледж)
Дата поступления: 1949
Дата окончания работы: 1991
Должность: преподаватель классического танца
Среди учеников: Людмила Бржозовская, Инесса Душкевич, Наталья Филиппова, Ольга Лаппо и многие другие.
Дата окончания карьеры педагога: 1991
«Декабристы» 1926, роль балерины Телешовой (в титрах как Н. Мародзинская)
Ольга Поклонская из бесед с Ниной Млодзинской:
— Каковы ваши приоритеты в музыке и литературе?
— Рахманинова просто обожаю. Грига сплошь люблю. Чайковского выборочно. Среди писателей ближе всех Чехов и Куприн. Достоевский гениален, но труден очень. У Гумилева и Блока нравится почти все. У Ахматовой — лишь «Сероглазый король».
— А ваша любимая партия?
— В балете «Раймонда».
— Вы согласны с тем, что любовь всегда права?
— Любовь многое объясняет, но далеко не все оправдывает.
— Верите ли вы, что после нас что-то остается?
— Я с 15 лет увлекалась теософией. Представить себе существование человека без идеи перевоплощения мне сложно. Все, что нам дано, продиктовано предыдущими воплощениями. Человек думает, что удар судьбы несправедлив, а на самом деле это лишь расплата.
— Чьи уроки вам в жизни пригодились?
— Родительские. Мама научила меня не забывать о трех словах: «Пожалуйста, благодарю, извините». Ее жизненное кредо звучало просто: «Защити гонимого, приюти бездомного, покорми голодного». И я тоже старалась ему следовать.
— Что, по-вашему, придает жизни смысл?
— Самоощущение своего я.
Несколько отрывков из рецензий.
«Вестник театра и искусства» № 3, 10 января 1922
«Коппелия»
(Спектакль Академического Балетного Училища)
Исполнительница роли Сванильды Н. Молодзинская – бесспорно талантливая воспитанница – одарена счастливой сценической внешностью, мягкими и грациозными движениями, хорошим porte de bras и легкими красивыми танцами. Н. Молодзинская вполне справилась со всеми трудностями своей далеко не легкой роли, за что была награждена дружными аплодисментами. Особенно удалась ей сцена оживления, труднейшее место всего балета.
Ю. Бродерсен
«Рабочий и театр» № 15 1925
БАЛЕТЫ СТРАВИНСКОГО
Значительно лучше в «прелюде» — Н. Ф. Молодзинская. Чувство шопеновской музыки и стиля, превосходные руки и интересные, меланхолические остановки создали подлинный тип романтической Сильфиды.
ЮР. БР.
«РАБОЧИЙ И ТЕАТР» № 9 1926 стр. 13
МОЛОДЕЖЬ В БАЛЕТЕ
Вслед за Мунгаловой — нужно выделить Н. Ф. Молодзинскую. Благодарная сценическая внешность артистки, мягкость и пластичность в движениях, — лиричность танца — все это выделяет Молодзинскую в первый ряд наших танцовщиц. Правда, в отделке классического танца, вернее сказать, в технической части его, можно найти целый ряд погрешностей. Зато очень хороши руки, достоинство, встречающееся среди артисток балета, увы, не очень часто.
К. Б.
«Уральский рабочий», № 71, 31 марта 1942
«Конек – Горбунок»
Спектакль в театре оперы и балета А. В. Луначарского
Балерина Н. Млодзинская, пластично и изящно исполняющая главную роль Царь-Девицы, обладает хорошей школой, незаурядными внешними данными, благодаря чему пользуется заслуженным успехом у зрителей. Но танцует ли она Одетту н «Лебедином озере», Марию в «Бахчисарайском фонтане», Царь-Девицу в «Коньке-горбунке» — она преимущественно отражает свои индивидуальные черты, недостаточно раскрывая образ героини. Хочется пожелать ей больше внутренней взволнованности, теплоты, характера.
Кл. ВАКС.
«Уральский рабочий», № 204 (8703) 24 августа 1944
«Каменный цветок»
(Постановка театра имени Луначарского)
Образ Хозяйки Медной Горы очень сложен и труден для хореографического воплощения. Трудно изобразить в балете фантастический персонаж, вся характерность которого заключается в речах и поступках. Кратко и образно говорит о Бажов о Хозяйке словами Данилы: «мудрует она». А как в танце показать это качество ее характера? И как в танце показать это качество ее характера? И как отделить ее, пользуясь средствами хореографии, от образов реальных людей? Можно попытаться придать Хозяйке черты каменной неподвижности, но тогда ее роль будет более мимической, чем танцевальной. Можно, наоборот, подчеркнуть танцевальные моменты, но тогда невольно образ Хозяйки - этого олицетворения природных сил уральских недр, - очеловечивается.
Композитор и постановщик пошли по второму пути, который ближе к артистическим данным Н.Ф. Млодзинской, исполнительницы этой трудной роли. Поэтому в ее трактовке оказались акцентированными лирические черты, не свойственные Хозяйке. Редкий парадокс, когда сценическое обаяние, которым так щедро одарена Млодзинская, может быть во вред образу! Однако кое-где (например, в 6-й картине в эпизоде окаменения Северьяна) в ее исполнении появились и воля, и сила. Будем надеяться, что в этом направлении пойдет ее дальнейшая работа над ролью.
Проф. М. ДРУСКИН.
«Уральский рабочий», № 155, 1 июля 1945
«Жизель»
Спектакль в театре оперы и балета А. В. Луначарского
В партии Жизели выступает Н. Млодзинская. Мы видим трепетную, целомудренную любовь неискушенной жизнью девушки. Приволен ее танец, солнечным светом пронизано каждое движение, чарующее своей доверчивостью, непосредственность. Но тем ужаснее удар, острее боль, когда узнает Жизель об измене возлюбленного. Сцену помешательства и смерть Млодзинская исполняет с подлинным блеском, с покоряющей трагической силой.
А. Бартэн
«Белорусский балетный театр» - Мн.: «Беларусь»,1983. – С. 51
Балериной большого лирического дарования показала себя в ролях Жизели в одноименном балета А. Адана, Марии в «Бахчисарайском фонтане», Флер де Лис в «Эсмеральде», Одетты в «Лебедином озере» заслуженная артистка БССР Н. Млодзинская. Ее исполнение отличалось всегда элегантностью линий академического танца, профессиональной культурой, точным пониманием стиля спектакля, тонким вкусом. Ученица А. Вагановой, балерина с успехом претворяет принципы ее педагогической системы в Белорусском хореографическом училище, преподавателем которого она является в течение нескольких десятилетий.
Ю. М. Чурко
К. Голейзовский
Из дневника
Свердловск, 19 октября 1946 г.
Несколько слов о здешних балеринах (откровенно говоря, я не знаю, где они учились и кто их учил – кроме Млодинской Нины Федоровны и Черменской Клавы). Первое место конечно и безусловно - Млодинской. Она разительно отличается от других настоящей академической школой. Танцует, как настоящая хорошая балерина. Жесты и движения благородны и сдержаны. Она не «перетанцовывает». Обаятельна. Ритмична. Не крупная, но гармоничная фигура. Все ее па правильны. Сравнить ее по внешнему – балеринскому облику можно с О. Преображенской, но она лучше. К человеческим плюсам ее можно отнести то, что она иронична и остроумна.
Млодинской 41 год, но этого нельзя сказать: по виду ей не больше 35. Когда Млодинская танцует, в такие дни в театре должен быть праздник. Млодинская единственная настоящая балерина и танцовщица в Свердловском театре. Она умеет полное право на услуги и работу за ее огромное искусство. Я уеду отсюда и пишу о ней, ощущая все это как бы в прошлом. Во всяком случае я счастлив, что видел Млодинскую, так же счастлив я был, когда видел А.П. Павлову, О.И. Преображенскую, Веру Каралли, С.В. Федорову, Т.П. Карсавину, Лидию Кякшт, Веру Васильеву, Галину Уланову и др. Млодинскую я ставлю рядом с Тальони, Гризи, Гран и другими великими именами, составляющими историю хореографии.