ФИО: Минченок (Брегвадзе) Эмма Владимировна
Дата рождения: 29августа 1932 г.
Место рождения: Ленинград
Профиль авторизован в октябре 2024 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой
Год поступления:1949
Год выпуска:1953
Выпускающий педагог по классике: Фея Ивановна Балабина
Место работы: Государственный академический Мариинский театр
Дата поступления: 1953
Дата окончания работы: 1977
Статус в театре: солистка первой группы
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Спартак (балетмейстер Якобсон) Менада первая исполнительница
«Каменный цветок» (балетмейстер Григорович) Катерина
«Легенда о любви» (балетмейстер Григорович) Ширин
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Мария
«Шурале» (балетмейстер Якобсон) Сюимбике
«Жизель» Жизель, Зюльма
«Отелло» (балетмейстер Чабукиани) Дездемона
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Лавровский) Джульетта, Сверстница Джульетты
«Спящая красавица» (редакция Сергеева) Флорина, фея Нежности
«Лауренсия» (балетмейстер Чабукиани) Хасинта
«Дон Кихот» Повелительница дриад
«Конек-горбунок» Жемчужина
«Раймонда» (редакция Сергеева) Подруга Раймонды, вариация в картине «Сон»
«Шопениана» (балетмейстер Фокин). Седьмой вальс, Мазурка
«Лебединое озеро» (редакция Сергеева) Друзья Принца
«Хореографические миниатюры» (балетмейстер Якобсон) «Птица и охотник», «Снегурочка», «Слепая», «Минотавр»
Миниатюра «Умирающий лебедь»
Снималась в фильме «Спящая красавица»; партия Фея НежностиУчастие в конкурсах:
Международный фестиваль молодежи и студентов
Дата проведения: 1957
Место проведения: Москва
Награда: лауреат (первая премия)
Чтобы не танцевала Эмма Минченок, всегда вспоминались строки из А. Блока:
Как день светла, но непонятна,
Вся явь, но как обрывок сна.
Она приходит с речью внятной,
И вслед за ней всегда весна.
Минченок – танцовщица удивительного дарования. Недаром ее называли «божественная Эммочка». Танец ее, овеянный романтической дымкой, был олицетворением стихии воздуха. Ее лучшие создания отличались хрустальной прозрачностью, ускользающей красотой, будто рассыпались кристаллы лунного камня, завораживающие голубовато-серебристым свечением. Минченок была танцовщицей удлиненных линий, которой одинаково шли и классическая пачка и романтические тюники. Она была наделена парящим невесомым прыжком, создававшим иллюзию эфирности полета. Танец ее был камерным, неброским, затаенно грустным, будто она не танцует, а исполняет лирический романс или мечтательную меланхолическую песнь.
Искусство Минченок воспринималось как воспоминание о великих романтических балеринах прошлого. Одно из вершинных созданий артистки партия Жизели. Минченок сумела извлечь из старинного балета его вечное современное звучание. Потрясал второй акт в интерпретации Минченок. Жизель Минченок прощала любимого, веря в его духовное возрождение. Танец виллисы Минченок запоминался надолго. Удлиненные линии тела танцовщицы, нечеткие контуры которых длит воздушный белоснежный тюник, бесплотная воздушность прыжков, эфемерность тонкими штрихами воссоздавали аромат романтической эпохи – эпохи виллис, ундин, наяд и пери. Минченок оставалась верна традициям русского балета. При всей грусти образ ее виллисы прозрачен. «….душа, очищенная страданием и уже свободная от него, сливалась с природой – такова была виллиса Павловой» писала В. М. Красовская. Так и Жизель-Минченок, рожденная природой, сливаясь с ней, воплощая поэтику и многообразие ее красот.
Минченок была одной из лучших, если не лучшей, исполнительницей партий Катерины в «Каменном цветке» и Ширин в «Легенде о любви». Хрупкая, беззащитная Ширин-Минченок оказалась натурой цельной, глубокой, чувствительной. Ее жертвенность вызывала чувство сопереживания и преклонения перед силой ее любви к Ферхаду. Эта роль была большим творческим достижением в современном репертуаре, так же как и роль Джульетты в балете Лавровского. Не открывая на первый взгляд ничего неожиданного в своей героине, но никого не повторяя, Минченок демонстрировала в своей Джульетте истинность чувства. Грациозный танец, лишенный манерности, нес непоколебимую веру в правоту героини, приобретая весомость открытой чистой натуры, поражая упорством и самопожертвованием.
Трогательным было ее исполнение миниатюр Якобсона. «Птица и охотник» – шедевр артистки. В этом номере Минченок поднималась до вершин истинной трагедии. Талант Минченок, к сожалению, не был оценен по достоинству. Вспоминает Алла Осипенко: «Многие, очень талантливые солисты театра, такие как Эмма Минченок, оказались просто не замеченными, недооцененными. Эммочка – это моя боль, всю жизнь болела за нее душой. А какая потрясающая балерина!!! Это было какое-то существо неземной красоты, боттичелиевское лицо, точеная фигура. Потрясающая пластика! Не было второй такой!». Истинная представительница петербургской школы балета, преемница старых мастеров, не имела ни наград, ни званий. Но образы, созданные артисткой на прославленных подмостках Мариинского театра, навсегда останутся в памяти тех, кто ее видел на сцене.