ФИО: Михайловский (Цыбрий-Михайловский) Валерий Владимирович
Дата рождения: 23 июля 1953 г.
Место рождения: село Воротнев Луцкого района Волынской области
Звания/награды:
заслуженный артист РСФСР (1985 г.)
Профиль авторизован в мае 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Киевское хореографическое училище (современное название: Киевский государственный профессиональный хореографический колледж)
Дата окончания: 1971 г.
Выпускающий педагог по классике: В. А. Денисенко
Место работы: Одесский национальный академический театр оперы и балета
Дата поступления: 1971 г.
Дата окончания работы: 1977 г.
Среди партий, исполненных за время работы в театре:
«Жизель» Альберт
«Раймонда» (редакция Андреева) Жан де Бриен
«Дон Кихот» (редакция Чернышова) Эспада
«Лебединое озеро» (редакция Рыженко, Смирнова-Голованова) Ротбарт
«Шопениана» (балетмейстер Фокин) Юноша
«Эсмеральда» (балетмейстер Воскресенская) Клод, Феб
«Большой вальс» (балетмейстер Трегубов)
«Анна Каренина» (балетмейстеры Плисецкая, Рыженко, Смирнов-Голованов) Каренин
Место работы: Ленинградский Новый балет (последующие названия: Ленинградский театр современного балета, Ленинградский ансамбль балета, Ленинградский государственный театр балета под руководством Б. Эйфмана, современное название: Санкт-Петербургский Государственный Академический театр балета Бориса Эйфмана )
Дата поступления: 1977 г.
Дата окончания работы: 1991 г.
Партии, исполненные за время работы в театре: (все постановки Б. Эйфмана)
«Бумеранг» Мэкхит – первый исполнитель
«Поединок» («Гаянэ») Гико – первый исполнитель
«Идиот» Мышкин – первый исполнитель
«Автографы» «Игры» – первый исполнитель
«Познание» – первый исполнитель
«Безумный день или женитьба Фигаро» Граф Альмавива – первый исполнитель
«Метаморфозы» «Комедианты», «Художник» – первый исполнитель
«Двенадцатая ночь, или Что угодно» Мальволио – первый исполнитель
«Интриги любви» Граф Альмавива – первый исполнитель
«Мастер и Маргарита» Воланд – первый исполнитель
«Убийцы» Камилл – первый исполнитель
«Прерванная песня» Виктор Хара
«Двухголосие»
Место работы: Санкт-Петербургский мужской балет
Дата поступления: 1992 г.
Дата окончания работы: 2012 г.
Исполнитель главных партий в балетах, им поставленных, и в редакциях фрагментов и отдельных номеров классической хореографии.
Театр Приют комедианта
Играл в спектакле «Дневник гения» по дневникам Сальвадора Дали (любовник Галы, Иисус Христос)
Санкт-Петербургский театр Сергея Янковского
«Прыжок в свободу. История Рудольфа Нуреева»
Постановки и редакции:
«Per Аspera ad Astra» («Сквозь тернии к звездам»)
«Ах, эти шедевры»
«Мужчина и…»
«Новые вариации на старые темы»
«Танцуем всё, или Рабочий день»
«Лунная классика»
«HOMO ECCE» («Человек как он есть»)
«Болеро»
«Взгляд со стороны»
«Коварство и любовь»
«Пахита» Гран па
«По образцу и подобию»
«Танго для русских»
Переносил балеты Б. Эйфмана в Москву, Киев, Софию, Гданьск
Неоднократный победитель международных фестивалей
Педагог-репетитор Санкт-Петербургского Государственного Академического театра балета Бориса Эйфмана.
Фильмы-балеты
«Идиот»
«Двенадцатая ночь»
«Безумный день»
«Второе дыхание» документальный фильм
Принимал участие в различных телепроектах
До прихода в труппу Театра балета Б. Эйфмана Валерий Михайловский на сцене Одесского оперного театра исполнил ведущие партии во многих балетах наследия. В его послужном списке начала сценического пути друг за другом прошли Альберт, де Бриен, Юноша в «Шопениане», Феб в «Эсмеральде». Он также воплотил главные роли в «Большом вальсе» и «Анне Карениной». Михайловский, артист большого таланта, чутко откликался на любые нюансы человеческих чувств и отношений. Его дарованию было тесно в традиционной классике. Требовался эмоциональный выход. Танцовщик интеллектуал, способный создать свою неповторимую галерею разнообразных образов, артист, которому в равной степени были подвластны как глубоко трагедийные, так и искрящиеся остроумием и иронией комедийные персонажи, нашел своего хореографа. Им стал Борис Эйфман, который в содружестве с артистом создал вереницу отличных друг от друга характеров, незабываемых образов, пластических шедевров. В совместном творчестве Бориса Эйфмана и Валерия Михайловского в 1970-1980е годы родились спектакли оригинальные, необычные, прозвучавшие новым словом в отечественной хореографии.
В балетах Эйфмана, в особенности основанных на сюжетах мировой классической литературы, Михайловский удивлял оригинальностью интерпретации поступков и характеров героев. Его трактовки по силе воздействия не уступали мировым звездам драмы и кинематографа. Артист тончайшим образом вскрывал потаенные мысли персонажей, в каждом балете был разным. Широчайший творческий диапазон позволял Михайловскому создать на сцене такие разные роли как Мэкки-Ножа в «Бумеранге», князя Мышкина в «Идиоте», графа Альмавиву в «Безумном дне», Воланда в «Мастере и Маргарите», Мальволио в «Двенадцатой ночи». В каждой из них он был не только танцовщиком, но и артистом, незаурядным представителем театра переживания, воплотившим истинные чувства и эмоции своих героев, их поступки и мысли. Умение вживаться в роль, быть персонажем, а не представлять его – большое искусство, которым Михайловский владел сполна. Роли его в спектаклях, поставленных Эйфманом, тому подтверждение.
Партия Мэкхита, Мэкки-Ножа в балете «Бумеранг» по мотивам «Трехгрошовой оперы» Б. Брехта, у Михайловского одна из лучших. Головорез, бандит, Мэкки-Михайловский умен, безжалостен, саркастичен. Он истинный король преступного мира. Стройная скульптурная фигура артиста, затянутая в щегольской костюм и дополненная золотой маской, с первого появления притягивала взгляд. Михайловский был очень пластичен. В пластике Мэкки-Ножа рождался сложный образ личности противоречивой, амбивалентной, в которой прихотливо переплелись любовь и ненависть, изуверство и чувствительность. Будучи жестоким и бездушным, Мэкки Михайловский бумерангом ощущал на себе беспощадность, кровожадность и свирепость окружающего мира, погубившего его. «Бумеранг» доказал, что Михайловскому были подвластны любые танцевальные стили. Он органично ощущал себя и в классике, и в модерне, и в джаз балете, свободно выполнял акробатические трюки. Эта свобода предоставляла артисту возможность сконцентрироваться на образном решении своих персонажей.
Вскоре после «Бумеранга» Михайловский предстал в партии князя Мышкина в балете «Идиот». Совсем другая картина. Роль князя Мышкина в исполнении Михайловского встала в один ряд с выдающимися интерпретаторами образа И. Смоктуновским, Ю. Яковлевым, Н. Гриценко, Е. Мироновым, Ж. Филиппом. При всей разнице трактовок их роднило одно: у них герой – человек с распахнутым настежь сердцем.
«В мире нет ни плохих, ни хороших,
Есть счастливые и несчастные.
Важно, чтоб сердце видело
Сквозь уныние и презрение,
За озлобленностью и неверием
В каждом искорку чистого света.»
(А. Мышкин)
У Михайловского родился невиданный доселе на балетной сцене персонаж, герой подлинный, эмоционально глубокий. В нем причудливо переплетались скорбь и всепрощение, вера и надежда, трогательность и беззащитность. Он страдал от невыносимости существования в лживом и лицемерном мире. Танцовщик тонко прочувствовал все нюансы хореографии. Каждое движение, поза, жест были логичны и насыщены. Невозможно забыть глаза Михайловского-Мышкина, его проникающий в душу взгляд со следами слез. Казалось, что он говорил пластикой тела. В изнеможенном, измученном пластическом рисунке рождался герой, в котором светилось божественное начало.
«Идиот» выявил еще один из удивительных талантов Михайловского – умение работать в ансамбле. Балет создавался в содружестве с легендарной А. Осипенко, В. Морозовой, Д. Марковским. Их ансамбль воспринимался как величайшая форма исполнительского мастерства.
Выдающимся было трактование Михайловским камерного балета «Познание», поставленного Эйфманом как философская притча о конфликте личности и общества. Герой Михайловского бунтарь-одиночка, пытавшийся вырваться из пут, сковавшей его толпы. На несколько мгновений персонаж Михайловского, сбрасывал с себя иго будничной массы вместе с опутывавшими его тело одеждами. Так он пытался освободить душу, найти свою тропу. Но гордого мятежного юношу вновь засасывал серый поток, обрывая полет его души, стремление к новой жизни. Михайловскому удалось передать трагизм момента, обобщить трудность дороги, тернистого и изнурительного пути художника, которого в конце концов затягивало и поглощало инертное, антипатичное скопище людей.
Слова одного из героев комедии Шекспира «Двенадцатая ночь» Мальволио«Не бойтесь величия. Одни рождаются великими, другие достигают величия, а третьи величие навязывают» замечательно характеризуют персонаж Михайловского. Его Мальволио образ трагикомичный. Слабостью Мальволио Михайловского была доверчивость. Поддаваясь на розыгрыш, он превращался в надменное, тщеславное, недалекое существо, уверовавшее в свою избранность. Виртуозный гротесковый танец Мальволио-Михайловского поражал воображение, казался невероятным. Он возникал как некая галлюцинация, нечто нереальное и завершался наброшенной на персонаж Михайловского смирительной рубашкой.
В череде героев Михайловского по произведениям мировой классики особое место занимал Воланд из «Мастера и Маргариты». Воланд Михайловский мудрый философ, беспощадный и справедливый. Герой Михайловского был харизматичен,умен, многозначителен. Он заставлял задуматься о бренности жизни, о поисках баланса между добром и злом.
В 1992 году Михайловский покинул балет Эйфмана и основал первый в России «Мужской балет». Коллектив просуществовал до 2013 года, был популярен. Уникальность высокопрофессиональной труппы была неоспорима. Они выпускали спектакли, объездили с гастролями множество стран, побывали на разных континентах. Все партии в балетах исполняли мужчины. Михайловский танцевал в ряде постановок, ставил балеты. Увидев Михайловского в «Умирающем лебеде», Майя Плисецкая заметила: «Я танцую «Умирающего лебедя» лучше всех, но Михайловский лучше меня».
Валерий Владимирович Михайловский разносторонне одаренный человек: педагог-репетитор, играл в драматических спектаклях. Он – человек неуспокоенный, творческий. Недаром своим девизом артист выбрал следующие слова: «В искусстве нужно не тлеть, а гореть, и по возможности идти дальше». Так он и поступает.