

ФИО: Михайлов Михаил Михайлович
Дата рождения: 5 (18 августа) 1903 г.
Место рождения: г. Санкт-Петербург
Дата смерти: 2 февраля 1979 г.
Место смерти: г. Ленинград
Звания/награды: заслуженный артист РСФСР (1948 г.)
Профиль авторизован в декабре 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Государственное Петроградское академическое театральное (балетное) училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой))
Дата окончания: 1921 г.
Педагоги: С. К. Андрианов, В. А. Семенов, Л. С. Леонтьев, А. М. Чекрыгин
Место работы: Петроградский академический театр оперы и балета; с 1935 – Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр))
Дата поступления: 1921 г.
Дата окончания работы: 1959 г.
Среди партий, исполненных за время работы в театре:
«Катерина» (балетмейстер Лавровский) Помещик – первый исполнитель
«Сердце гор» (балетмейстер Чабукиани) Эристави – первый исполнитель
«Лауренсия» (балетмейстер Чабукиани) Менго – первый исполнитель, Командор, Эстеван
«Утраченные иллюзии» (балетмейстер Захаров) Герцог – первый исполнитель
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Лавровский) Капулетти – первый исполнитель, Лоренцо
«Тарас Бульба» (балетмейстер Фенстер) Тарас Бульба – первый исполнитель
«Величие мироздания». Танцсимфония (балетмейстер Ф. Лопухов) участник премьеры
«Красный мак» (балетмейстеры Ф. Лопухов, Пономарев, Леонтьев)Феникс – первый исполнитель
«Золотой век» (балетмейстеры Вайнонен, Якобсон, Чеснаков) Иллюзионист – первый исполнитель
«Милица» (балетмейстер Вайнонен) Отец Милицы – первый исполнитель
«Красный мак» (балетмейстер Захаров) Капитан – первый исполнитель
«Тропою грома» (балетмейстер Сергеев) Герт – первый исполнитель
«Спартак» (балетмейстер Якобсон) Лентулл Батиат – первый исполнитель
«Дочь фараона» (балетмейстер Петипа) Гений пирамиды
«Раймонда» (балетмейстер Петипа) Жан де Бриен
«Раймонда» (балетмейстер Вайнонен) Коломан, Абдерахман
«Жизель» Ганс,Герцог
«Тарас Бульба» (балетмейстер Ф. Лопухов) Тарас Бульба
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Гирей
«Эрос» (балетмейстер Фокин) Юноша, Эрос
«Карнавал» (балетмейстер Фокин) Пьеро
«Баядерка» (балетмейстер Петипа) Солор
«Баядерка» (редакция Пономарева, Чабукиани) Великий брамин, Раджа
«Эсмеральда» (редакция Петипа) Феб
«Эсмеральда» (редакция Вагановой) Гренгуар, Клопен, Квазимодо, Клод Фролло
«Корсар» (редакция Петипа) Купец, Раб, Конрад
«Лебединое озеро» (балетмейстеры Л. Иванов, Петипа) Принц, па-де-труа
«Лебединое озеро» (балетмейстер Ваганова) Граф
«Лебединое озеро» (редакция Сергеева) Ротбарт
«Павильон Армиды» (балетмейстер Фокин) виконт Рене де Божанси
«Спящая красавица» (балетмейстер Петипа) Дезире
«Спящая красавица» (редакция Сергеева) Флорестан, Карабос
«Дон Кихот» Базиль, Эспада, Лоренцо
«Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) Актер, Маркиз, Людовик XVI
«Партизанские дни» (балетмейстер Вайнонен) Григорий
«Тщетная предосторожность» (балетмейстеры Петипа, Л. Иванов) Никез
«Гаянэ» (балетмейстер Анисимова) Гико, Казаков
«Весенняя сказка» (балетмейстер Ф. Лопухов) Мороз
«Конек-горбунок» Приближенный Хана, вторая рапсодия (балетмейстер Л. Иванов)
«Медный всадник» (балетмейстер Захаров) Петр I, Меншиков
«Золушка» (балетмейстер Сергеев) Танцмейстер
«Шурале» (балетмейстер Якобсон) Главный сват
«Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен) Дроссельмейер, Король мышей
«Жизнь за царя» (балетмейстеры А. Лопухов, Корень) Краковяк, вальс, мазурка
Танцы в операх, концертные номера
Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой)):
«Станционный смотритель» (балетмейстеры Воронцов, Михайлов) Вырин – первый исполнитель
«Станционный смотритель» (совместно с Ю. Воронцовым)
Многочисленные концертные номера
Место работы: Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр))
Дата поступления: 1938 г.
Дата окончания работы: 1963 г.
Должность: репетитор
Место работы: Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой))
Дата поступления: 1947 г.
Дата окончания работы: 1962 г.
Должность: педагог
Среди учеников: Н. Макарова, С. Адырхаева, Н. Долгушин, Л. Климова, С. Викулов, Л. Савельева, С. Кузнецов, И. Чернышев, Ю. Соловьев, К. Рассадин, А. Нисневич, А. Гридин, Г. Селюцкий
Михайлов М. Жизнь в балете. Л.-М. Искусство. 1966 г.
Михайлов М. Молодые годы ленинградского балета. Л. Искусство. 1978 г.
Статьи в сборниках, периодической печати
С именем замечательного балетного артиста, хореографа, педагога, репетитора, мемуариста Михаила Михайлова связана одна из интереснейшихстраниц истории ленинградского балета. Он прожил длинную и насыщенную творческую жизнь, недаром свои мемуары он так и назвал «Жизнь в балете». Почти полвека отдал Михайлов любимому искусству, был фанатично ему предан.
Михайлов окончил Петроградское театральное (балетное) училище в 1921 году. Среди его педагогов числились С. К. Андрианов, В. А. Семенов, Л. С. Леонтьев, А. М. Чекрыгин. Михайлов был принят в труппу ГАТОБа (ныне Мариинский театр).
За годы обучения танцовщику удалось увидеть триумф лучших балерин и танцовщиков императорского театра: Т.Карсавиной, М. Кшесинской, Л. Егоровой, П. Владимирова, С. Андрианова, В. Семенова, других артистов. Было на кого равняться, к чему стремиться. После отъезда ряда первых солистов за рубеж театр нуждался в новых исполнителях, выдвигал молодежь. Михайлов постоянно оттачивал свое мастерство в репетиционных классах, стараясь в отделке каждого движения достичь совершенства. В этом помогали классы усовершенствования Е. О. Вазем.
На Михайлова обратил внимание новый руководитель балета Ф. В. Лопухов, поручив молодому артисту выйти на сцену в па-де-труа в балете «Лебединое озеро». Партнершами Михайлова стали его школьные подруги Лидия Иванова и Александра Данилова. Постепенно пополнялся репертуар танцовщика. Он исполнял партии де Бриена в «Раймонде», Солора в «Баядерке», «Раба в «Корсаре», Дезире в «Спящей красавице», Базиля в «Дон Кихоте».
В начале 1920х годов Михайлов принял активное участие в программах коллектива «Молодой балет», основанного его ближайшим другом Георгием Баланчивадзе (будущим Джорджем Баланчиным). Хореография Баланчивадзе привлекала молодежь своей новизной, казалась по тем временам эпатажной, предсказывала новые пути. В то же время Михайлов был и среди участников Танцсимфонии «Величие мироздания», поставленной Ф. Лопуховым.
Начав довольно успешную карьеру классического танцовщика, Михайлов не без удовольствия исполнял и характерные танцы,выступая на эстраде с Т. Капустиной, ставшей его партнершей на долгие годы.
В конце 1920-х, начале 1930-х годов на ленинградской сцене один за другим стали появляться удивительные танцовщики, своим искусством вносившие новую струю в старые балеты. А. Ермолаев, В. Чабукиани, К. Сергеев, С. Каплан, каждый по-своему, искали в ролях балетов наследия созвучие с современностью, приближая интерпретации персонажей к дням своей жизни. Михайлов же больше являлся представителем традиционной школы и вступать в полемику с молодыми одаренными коллегами, видимо, не решался. В 1931 году он окончил драматический факультет Института сценических искусств и мог продолжить карьеру как артист драмы. Но Михайлов предпочел балет и не прогадал, став выдающимся исполнителем мимических ролей.
Репертуар Михайлова был обширен и многогранен. В списке его ролей 70 балетов. Уникальный дар перевоплощения позволял ему быть одинаково убедительным в балетах-сказках, балетах-комедиях (артист обладал тонким чувством юмора), спектаклях на литературные сюжеты. Умение жить в образе, отождествляя себя со своими героями, чувствовать их каждой клеточкой своего естества – в этом заключался большой талант артиста-мастера.
Неустрашимый благородный Тарас Бульба в одноименном балете, страстный хан Гирей из «Бахчисарайского фонтана», снедаемый страстью Брамин из «Баядерки», монументальный Петр I в «Медном всаднике», надменный, жестокий Герт в «Тропою грома», простой деревенский весельчак Менго из «Лауренсии», лукавый Дроссельмейер в «Щелкунчике» - все партии удавались Михайлову с завидной искусностью, все были высоко профессиональны.
В одном и том же спектакле он лепил прямо противоположные образы, находя черты и черточки в характерах героев, которые отличали их от других исполнителей. Достаточно вспомнить такие полярные создания артиста как Менго и Командор в «Лауренсии», Гренгуар, Квазимодо и Клод Фролло в «Эсмеральде», Флорестан и Карабос в «Спящей красавице», Капулетти и Лоренцо в «Ромео и Джульетте», Брамин и Раджа в «Баядерке».
Образ Великого брамина у Михайлова вставал в один ряд с главными героями балета. У Михайлова Великий брамин надменный властелин, привыкший повелевать. Каждая поза, жест подчеркивали его избранность, ведь перед ним склонялся сам раджа. Но за личиной высокомерия и гордыни, за холодом и бесстрастностью Брамина-Михайлова были сокрыты страдания несчастного, безумно влюбленного жалкого человека, с трудом переживающего равнодушие отвергающей его признание Никии, и готового на любое преступление ради нее. Отказ Никии от противоядия подписывал приговор и Брамину-Михайлову, обреченному на вечную душевную боль и терзание.
Лучшие роли Михайлова были созданы в хореодрамах, поставленных по мотивам литературныхисточников. Именно в них расцвел талант танцовщика-артиста, именно эти балеты дали возможность раскрыться его драматическому дарованию, предоставили широкую палитру для оригинальных трактовок.
Одной из лучших ролей Михайлова была титульная партия в балете «Тарас Бульба», поставленном Б. Фенстером. Будучи человеком образованным и много читавшим, Михайлов в своих работах шел как от хореографического текста, так и от литературного первоисточника. Его Тарас – натура деятельная, энергичная. Он был человеком с недюжинной силой воли, истинным воином, отважным и суровым. Но Тарас-Михайлов еще и любящий отец. Артист тонко показал конфликт между ролью любящего отца и жестокого фанатичного ратника. Это была большая удача танцовщика.
Михайлов пробовал силы и как постановщик. Он ставил концертные номера, совместно с Ю. Воронцовым поставил балет «Станционный смотритель», исполнив партию Вырина.
На протяжении 1938-1963 гг. Михайлов – репетитор театра имени Кирова (ныне Мариинский театр), а с 1947 по 1962 годы он педагог Ленинградского хореографического училища. Среди его учеников были Н. Макарова, Н. Долгушин, С. Адырхаева, Л. Климова, Л. Савельева, С. Кузнецов, С. Викулов, И. Чернышев, Ю. Соловьев, К. Рассадин, А. Нисневич, А. Гридин, Г. Селюцкий, многие другие.
Благодаря Михаилу Михайлову – мемуаристу и замечательному рассказчику сохранились живые, точные и честные воспоминания о ленинградском балете 1920-1930 гг. «Жизнь в балете» и «Молодые годы ленинградского балета», уникальные, беспристрастные свидетельства того, как жил и трудился ленинградский балет тех лет, чьим свидетелем и активным участником был Михаил Михайлович Михайлов.