ФИО: Мезенцева Галина Сергеевна
Дата рождения: 8 ноября 1952 г.
Место рождения: Ставрополь
Награды и звания:
Заслуженная артистка РСФСР 1978 г.
Народная артистка РСФСР 1983 г.
Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки за исполнение главных партий в балетных спектаклях советских композиторов, русского и зарубежного репертуара сезонов 1977-1979; 1980 г.
Профиль авторизован в ноябре 2024 года
Автор профиля: ВладимирПавлоцкий
Место учебы: Ленинградское хореографическое училищеим. А. Я. Вагановой(современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Год поступления: 1962
Год выпуска: 1970
Место работы: Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1970
Дата завершения работы: 1990
Статус в театре: солистка высшей группы
Педагоги: О. Н. Моисеева, И. А. Колпакова, Г. Т. Комлева
1990-1994 гг. солистка Шотландского балета
После этого работала в США
Партии, исполненные в театре имени Кирова:
«Собор Парижской богоматери» (балетмейстер Пети) Эсмеральда первая исполнительница
«Витязь в тигровой шкуре» (балетмейстер Виноградов) Нестан-Дареджан первая исполнительница
«Шотландская симфония» (балетмейстер Баланчин) Солистка первая исполнительница
«Лебединое озеро» (редакция Сергеева) Одетта-Одиллия
«Баядерка» (редакция Чабукиани, Пономарева) Никия
«Легенда о любви» (балетмейстер Григорович) Мехменэ Бану
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Зарема
«Спартак» (балетмейстер Якобсон) Эгина
«Спящая красавица» (редакция Сергеева) Аврора, фея Сирени
«Жизель» Жизель
«Каменный цветок» (балетмейстер Григорович) Хозяйка Медной горы
«Сильфида» (балетмейстер Бурнонвиль) Сильфида
«Дон Кихот» Китри, Повелительница дриад
«Золушка» (балетмейстер Сергеев) фея Лета
«Корсар» (редакция Сергеева) Одалиска
«Корсар» (редакция Гусева) Медора
«Шопениана» (балетмейстер Фокин) Мазурка, Седьмой вальс
«Раймонда» (Редакция Сергеева) Раймонда, Подруга Раймонды
«Ленинградская симфония» (балетмейстер Бельский) Девушка
«Па-де-катр» (балетмейстер Долин) Тальони
«Жизнь за царя» («Иван Сусанин» (балетмейстеры А. Лопухов, Корень, Пономарев) Вальс
«Лебедь» (балетмейстер Фокин)
Среди ролей в Шотландском балете:
«Щелкунчик» (балетмейстер Даррел) Фея Драже
«Коппелия» (балетмейстер Райт) Сванильда
«Не все ли равно» (балетмейстер Баланчин) Солистка
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Кранко) Джульетта
Участие в конкурсах:
Название конкурса:Международный конкурс балета
Дата проведения:1977 г.
Место проведения: Москва
Награды: вторая премия
Название конкурса:Международный конкурс балета
Место проведения: Осака
Награды: первая премия
Преподавала в США
«Незнакомка» (режиссер Белинский) главная роль
«Балерина Галина Мезенцева»
«Раймондымноголикийобраз»
«Classical Ballet Lesson. Lessons with Galina Mezentseva» («Урокклассическогобалета. Третий год балетного класса Вагановской школы. (Занятия с Галиной Мезенцевой») (режиссёр Пегги Уиллис)
Видеозаписи спектаклей
«Па-де-катр» 1982 г.
«Жизель»» 1982 г.
«Лебединое озеро» 1986 г.
Прохорова В. Галина Мезенцева : буклет. — Музыка, Ленинградское отделение 1984.
Галина Мезенцева. Буклет. Музыка. Ленинградское отделение 1976
Статьи в журналах, периодической печати
Признание пришло к Галине Мезенцевой с первой большой ролью. Это была партия Одетты-Одиллии в «Лебедином озере»., которую она исполнила через два года после окончания Вагановского училища. Уже тогда в начинающей балерине критика единодушно отметила масштабность, глубину незаурядного таланта.
Персонажи Мезенцевой – характеры сложные, противоречивые, эмоциональные. Образы, ею созданные сочетают в себе возвышенную романтику и мягкий лиризм, героику и философское размышление. В героинях Мезенцевой причудливым диссонансом переплелись различные грани ее дарования. Таинственная и властная фея Сирени, чувственная, страстная Эгина, страдающая , превозмогающая душевную боль, ненависть и ревность Зарема – все эти работы свидетельствовали об особом подлинном артистизме Мезенцевой, о непредсказуемости в решении характеров персонажей.
Танец Мезенцевой волновал затаенностью и недосказанностью. Внешне сдержанный, лишенный эффектной нарочитой броскости он был полон взволнованности, внутренней энергии, переменчивости настроений. Даже в моменты абсолютного покоя в ее исполнительской манере улавливались ноты тревоги и беспокойства. Певучесть пластического рисунка вдруг оборачивалась ломкостью линий, тягучее кантиленное пиано танца неожиданно сменялось порывистым, экспрессивным форте. За строгостью формы, четкой графичностью линий угадывалось, что Мезенцева даже в классике была танцовщицей,остро ощущавшей бурные ритмы времени, в котором она живет.
Ульяна Лопаткина говорила о Мезенцевой: « Мезенцева – о, она была безмятежной, она была королевой, у нее было самообладание, красивые линии и глубокий драматизм. Она могла без усилий произносить заклинания.». Эти качества проявились в партии Эсмеральды в балете «Собор Парижской богоматери», перенесенным на сцену Кировского театра Роланом Пети. Танец Мезенцевой-Эсмеральды, то загадочно манящий, то дразнящее-завлекающий, раскрывал натуру мятежную, беспокойную, жаждущую любви.И вдруг вспыхнувшее чувство так же внезапно обрывалось. Обвиняемая в убийстве Феба, сломленная чудовищным иезуитским поведением Клода, Эсмеральда Мезенцевой устает сопротивляться. Утратив веру в любовь и жизнь, она покорно ждет неминуемой смерти.
Творчество Галины Мезенцевой, танцовщицы страстной, одаренной артистки подтвердило, что для нее жить, это значит творить. Своим искусством она перевернула новую страницу в истории Мариинского балета, сделала шаг вперед в развитии балетной традиции Петербурга.