«Этот спектакль — это некая фантазия. Фантазия на тему Петербурга, его мифологии. Эту мифологию создавали величайшие мастера пера и слова: Пушкин, Гоголь, Достоевский, знаменитый Андрей Белый — его очень сложный роман "Петербург". Здесь, то герой Евгений из "Медного всадника"— маленький человек, то он вдруг становится Германом из "Пиковой дамы", то он герой "Петербурга" Белого. Такие изменения происходят все время и это интересно разгадывать. Это очень интересный спектакль, уникальный!», — профессор Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, театральный критик Ольга Ивановна Розанова.
«Медный всадник» -- авторский спектакль Николая Маркелова по мотивам одноименной поэмы А. Пушкина и романа А. Белого «Петербург», пластическая фантазия на музыку П. И. Чайковского. Это творческое высказывание мастера, способного языками музыки и хореографии вовлечь зрителя в интеллектуальный диалог, побуждая их размышлять и сопереживать.
Литературная основа спектакля – «Медный всадник» А. Пушкина и «Петербург» А. Белого – два великих произведения, посвященных великому городу, чья история неразрывно связана с историей России и ее ролью в мире. Ведомые авторским замыслом, зрители погрузятся в глубину времен, перед ними предстанут образы строителей города, его правителей, обычных жителей и гениев, творивших в нём.
Режиссёр-постановщик спектакля Николай Маркелов: «Именно Петербург – главный герой спектакля. Зная Петербург А. Пушкина, Н. Гоголя, Ф. Достоевского. А. Белого, мы мало задумываемся о том, что его появление в России очень символично. Титанические идеи Петра, потребовавшие огромных жертв обычных людей, построивших великий город, переплетены и эйфорией полета, и страхом падения в бездну. Глядя на Медного всадника, который топчет змею, невозможно не провести параллель с судьбой России, сквозь века идущей своим уникальным путём».
Мог ли этот город и эти люди появиться не в России? Ответом на этот вопрос будет музыка П. И. Чайковского, звучащая в спектакле: это Россия, это её путь. Это наш путь! Персонажи спектакля напомнят об этом. Режиссер призывает каждого взглянуть на прошлое надисторически - философски осмыслить его, и найти то, что сможет направить человека здесь сейчас, в современном мире.
Свой путь режиссер нашел – это искусство, и спектакль «Медный всадник» – очередное признание в любви… К искусству! К театру! К России!
Спектакль поставлен в год празднования 185-летия со дня рождения П. И. Чайковского, в нем звучит симфоническая музыка композитора из симфонических фантазий «Буря» и «Франческа да Римини», симфоний №3 и №5, оркестровой сюиты №1 и «Коронационный марш».
Дирижер — заслуженный деятель искусств УР Николай Роготнев
Автор фотографий – Иванова Марина на сайте и в соцсетях театра