Возвращение на сцену забытых, некогда любимых публикой спектаклей – тренд Мариинского балета последних лет. Появление в репертуаре «Медного всадника» – продолжение этого курса. Но если раньше старые балеты восстанавливали, скрупулезно реконструируя тексты по архивным записям или воспоминаниям танцевавших эти спектакли артистов, то на сей раз антиквариат решили адаптировать к современности.
В новом «Медном всаднике» сохранена хореографическая конструкция спектакля Ростислава Захарова, созданного в 1949 году: те, кто выходил на сцену в этом балете в 1980-е, показали сегодняшним артистам свои партии. А танцевальную скромность того драмбалетного спектакля до соответствия интересам современных исполнителей и привычкам нынешних зрителей довел Юрий Смекалов – прыжков и сложных пируэтов в хореографическом тексте стало больше.
«В своей постановке я стараюсь сохранить хореографическую мысль Захарова, но хочу показать ее в новом ракурсе, чтобы спектакль обрел актуальность для сегодняшней публики», – говорит постановщик.
Если танцы подверглись обновлению лишь частично, то в убранстве сцены полностью отказались от решений спектакля сталинского времени, а многое из того, что зрители середины ХХ века домысливали, отдаваясь патетике музыки Глиэра, сегодня прорисовывается компьютерной графикой. Патину времени с антикварного сувенира сняли, придав «Медному всаднику» современный лоск.
Ольга Макарова
Пролог
Пустынный берег. Петр I погружен в думы о будущем России, о создании города на Неве.
Действие I
Петербург, 1824 год. На Сенатской площади у памятника Петру I народное гулянье. Дают представление бродячие артисты. Танец Коломбины и Арлекина прерывается звуками военного оркестра – через площадь марширует полк. У памятника встречаются влюбленные Евгений и Параша. В наступающих сумерках торжественно грозным кажется монумент Петру Великому. Евгений с восторгом рассказывает Параше о Петре...
Гавань Петербурга. На верфи закончена постройка корабля, идут приготовления к торжественному спуску. Основатель русского флота Петр I с гордостью осматривает новый корабль, отдает последние распоряжения. Прибывают заморские гости. Все готово для торжества. Петр перерубает канат, и корабль медленно сходит со стапелей. По аллее Летнего сада гости идут во дворец Петра I на ассамблею. Петр представляет своего крестника, вернувшегося из Франции Ибрагима, красавице, признанной на ассамблее «царицей бала». Государь открывает подаренный голландскими моряками глобус с моделью нового корабля. В разгар общих танцев Меншиков затевает игру – оказавшийся без дамы должен выпить кубок большого орла. Гости расходятся далеко заполночь. Оставшись один, Петр мечтает о том, каким станет город, заложенный в устье Невы.
Действие II
Осень 1824 года. В домике на берегу Васильевского острова живет Параша с матерью. В саду под сенью ивы она с подругами водит хоровод. Мать Параши показывает, как плясали в старину. Девушки гадают. Евгений, прячась за ивой, любуется их танцами. Евгений и Параша мечтают о тихом семейном счастье. Девушки дарят влюбленным свадебные венки из осенних листьев. Вдруг поднимается ветер, небо затягивают тяжелые тучи – приближается непогода. Евгений прощается с Парашей и спешит домой, пока не сняты с Невы мосты.
Комната Евгения. Евгений вспоминает о свидании с любимой, все его мысли о свадьбе. А за окном бушует непогода, надвигается наводнение. Тревожась за Парашу, домик которой стоит у самого залива, Евгений спешит к возлюбленной.
Действие III
На набережной толпа испуганных горожан наблюдает за тем, как быстро поднимается вода в Неве. Река выходит из берегов. Евгений в отчаянии – путь к Параше отрезан. Взобравшись на каменного льва, он с ужасом наблюдает картину наводнения. Обезумев от тоски и страха, Евгений бросается в воду в надежде переправиться через бушующую Неву к домику Параши. Буря утихла. На том месте, где еще вчера жила Параша, нет ни старого домика, ни калитки, ни людей – только одиноко поникла сломанная ива. Потрясенному горем Евгению чудится, будто вновь появляется его любимая. Евгений теряет рассудок. Над безумным Евгением насмехаются мальчишки. На месте недавнего свидания с Парашей Евгений с ненавистью смотрит на Медный всадник, считая Петра, основавшего город на Неве, виновником своих несчастий. Евгений слышит за собой тяжелый топот величественного всадника и вступает с ним в смертельную схватку. Не в силах бороться Евгений падает мертвым.
Эпилог
Заложенный Петром город преобразился, а петербуржцы, как и прежде, мечтают о любви и счастье...
К сожалению, мы не смогли выяснить, кто автор этих фотографий, взятых с сайта театра... Если это Ваши работы или Вы знаете автора - сообщите нам, пожалуйста!