ФИО: Марковский Джон Иванович (Янович)
Дата рождения: 23 февраля 1944 г.
Место рождения: Якутск
Профиль авторизован в ноябре 2024 года
Автор профиля: ВладимирПавлоцкий
Место учёбы: Рижское хореографическое училище
Год выпуска: 1962
Выпускавший педагог по классике: В. П. Цуканов
Место учебы: Класс усовершенствования Ленинградского хореографического училища имени А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Выпускающий педагог: А. Л. Кумысников
Место работы: Рижский театр оперы и балета
Дата поступления:1961 г.
Дата окончания работы: 1964 г.
Статус в театре: солист
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Чанга) Ромео
«Лесная песня» (балетмейстер Вронский) Лукаш
Место работы: Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления:1965 г.
Дата окончания работы: 1971 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Жемчужина» (балетмейстер Боярский) Кино
«Лебединое озеро» (редакция Сергеева) Принц Зигфрид
«Спартак» (балетмейстер Якобсон) Спартак
«Шопениана» (балетмейстер Фокин) Юноша
«Легенда о любви» (балетмейстер Григорович) Визирь
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Лавровский) Ромео
«Раймонда» (редакция Сергеева) Жан де Бриен
«Жизель» Альберт
«Фауст» «Вальпургиева ночь» (балетмейстер Лавровский) Вакх
Место работы: «Хореографические миниатюры» (современное название: Театр балета имени Л. В. Якобсона)
Дата поступления: 1971 г.
Дата окончания работы: 1973 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Полет Тальони» Солист
«Минотавр и Нимфа» Минотавр
«Жар-птица» Иван-царевич
«Экзерсис ХХ» Солист
Место работы: Ленконцерт
Дата поступления: 1973 г.
Дата окончания работы: 1977 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Мурдмаа) Дуэт
«Па-де-де» на музыку Адана (балетмейстер Марковский)
«Талисман» (возобновление Тюнтиной) Па-де-де
«Антоний и Клеопатра» (балетмейстер Чернышов) Антоний (одноактная версия)
Место работы: «Ленинградский ансамбль балета / Новый балет» (современное название: Санкт-Петербургский Государственный Академический театр балета Бориса Эйфмана )
Дата поступления: 1977 г.
Дата окончания работы: 1982 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Под покровом ночи» (балетмейстер Мурдмаа) Мандарин
«Прерванная песня» (балетмейстер Эйфман) Виктор Хара
«Двухголосие» (балетмейстер Эйфман) Мужчина
«Жар-птица» (балетмейстер Эйфман) Иван-царевич
«Идиот» (балетмейстер Эйфман) Рогожин
В концертах исполнял дуэт из балета «Ледяная дева» балетмейстера Ф. В. Лопухова.
Джон Марковский попал в Кировский театр после работы в Рижском театре оперы и балета и даже партнерства с М. Плисецкой в Большом. Он пробудил интерес к себе с первых шагов на кировской сцене. Высокого роста, прекрасного атлетического сложения с удлиненными ногами правильной формы, рельефным торсом, хорошо развитой мускулатурой, широкими плечами и узкими бедрами он напоминал античную статую.
Казалось, что за внешностью героя-романтика (а Марковский был к тому же красив внешне) должны бушевать глубокие эмоциональные переживания и чувствительность, что жизнь его героев должна быть пронизана трагическими конфликтами, что он должен быть обуреваем глубокими и бурными страстями. Но напротив герои Марковского были натурами замкнутыми, отрешенными. В движениях его принцев сквозили равнодушие и отстраненность. Они были сосредоточены на себе, мечтая и думая о чем-то своем.
Лишь в дуэтах возникали моменты прозрения. Сочетание силы и грации рождало душевный отклик, целую гамму прихотливых чувств. С кем бы ни танцевал Марковский (а это были А. Осипенко, М. Плисецкая, О. Моисеева, Э. Минченок, Е. Евтеева, К. Федичева, Г. Комлева и другие), он всегда находил особые интонации, чутко следуя за своей партнершей, не выставляя себя напоказ.
Артист сам говорил: «Мой рост — 186 см — не позволял мне танцевать виртуозно, делать всякие кабриоли и прочее, зато я мог быть хорошим партнёром». Галантность и сдержанность с одной стороны и мгновенный отзыв на душевное состояние и переживания партнерши превращали дуэт в диалог, в сердечное признание и излияние души. Эти качества с редкостной пронзительностью проявились в дуэте с Аллой Осипенко, ставшим легендой мирового балетного театра второй половины ХХ века.
Казалось, что героям Марковского чужды перепады настроения, приступы духовного возбуждения, исступления и неистовства. Но в «Легенде о любви» в партии Визиря открылся совсем иной Марковский. Его Визирь, ослепленный сильнейшей страстью к своей царице, готовый страдать от безответного чувства, был готов на любую жертву ради нее и ее интересов. Он мог быть жестоким и нелицеприятным, для него не существовало никаких компромиссов.
Роль Визиря подтвердила, что Марковский не только надежный партнер и романтический танцовщик, но и артист, склонный к характерному изображению персонажей. Эта тема получила дальнейшее развитие в блистательных работах, созданных Марковским вне стен Кировского театра.
В 1971 году вслед за Аллой Осипенко Марковский покинул Кировский театр. Начались скитания артиста, приведшие его сначала в труппу «Хореографические миниатюры к Л. Якобсону, потом в Ленконцерт и Ленинградский ансамбль балета, возглавляемый Б. Эйфманом.
Якобсон по-своему увидел дарование Марковского, заняв его в полярных по хореографии миниатюрах. В «Полете Тальони» балетмейстер отдал дань Марковскому-романтику, Марковскому-мечтателю, в грезах увидевшему явление ему Сильфиды. В «Минотавре и Нимфе» Якобсон вылепил нового Марковского, танцовщика-актера. Марковский не пострашился предстать некрасивым, даже уродливым внешне. Воинственный Минотавр явился у него настоящим чудовищем. Корявые, крючковатые движения, завернутые внутрь ноги, злобный оскал рождают образ ужасающего монстра-разрушителя. Главное для него удовлетворение звериных желаний. Огромное тело, затянутое в темное трико, контрастировало с хрупкой беззащитной Нимфой в белоснежном костюме. Марковский тонко почувствовал и воплотил тему плотской любви, влечения мужчины к женщине и экстаза по достижении цели.
Выдающейся работой Марковского была партия Рогожина в балете Эйфмана «Идиот». Эйфман показал иного Марковского, артиста глубокого и мыслящего. Марковский лепил роль Рогожина крупными мазками. Цветовая палитра, которой пользовался танцовщик, мрачна и зловеща. В основе образа приступ сильного душевного возбуждения и его зримое проявление. Его Рогожин до безумия влюблен в Настасью Филипповну. Чувство, доведенное до пароксизма, лишено сострадания. Воспламененный необузданный человек с нестерпимой болью в исполнении Марковского поднимался над повседневным существованием. Он, очертя голову, бросался в бездонный, мутный омут страсти и погибал в нем, совершая поступок несовместимый с понятием обыденной жизни.
Эйфман удивительно прочувствовал пластику Марковского, угадал, что Марковский танцовщик современный, способный к неожиданным виражам, могущий разрушить стереотип, устоявшееся о нем мнение как об артисте. Современная тема в творчестве Марковского получила дальнейшее развитие в балете «Двухголосие», маленьком шедевре Эйфмана, рассказывающем о сложности взаимоотношений мужчины и женщины в современном мире, полном противоречий.
Дар Марковского-танцовщика раскрыли хореографы новаторы. Создал же артист до обидного мало. Но те небольшие островки подлинного искусства навсегда останутся в памяти тех, кому удалось их увидеть.