ФИО: Махалина Юлия Викторовна
Дата рождения: 23 июня 1968г.
Место рождения: г. Ленинград
Звания/награды:
Заслуженная артистка РФ (1995 г.)
Народная артистка РФ (2008 г.)
Лауреат кинематографической премии им. братьев Люмьер (Париж, 1990 г.)
Лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» (1993 г.)
Лауреат премии Benois de la dance (Москва, 1998г.)
Лауреат специального приза «Петербургская Терпсихора» Российской Национальной актёрской премии имени Андрея Миронова «Фигаро» (2016 г.)
Профиль авторизован в мае 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Год выпуска: 1985
Выпускающий педагог по классике: М. А. Васильева
Место работы: Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1985 г.
Дата окончания работы: 2016 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Корсар» (редакция Гусева) Медора – первая исполнительница
«Тема с вариациями» (балетмейстер Баланчин) Солистка – первая исполнительница
«Симфония до мажор» (балетмейстер Баланчин) вторая часть – первая исполнительница
«В ночи» (балетмейстер Роббинс) третий дуэт – первая исполнительница
«Аполлон» (балетмейстер Баланчин) Терпсихора – первая исполнительница
«Анна Каренина» (балетмейстер Проковски) Анна – первая исполнительница
«Адажио» Барбера (балетмейстер Виноградов) Солистка – первая исполнительница
«Жар-птица» (балетмейстер Фокин) Жар-птица – первая исполнительница
«Раймонда» (редакция Григоровича) Раймонда – первая исполнительница
«Гойя-дивертисмент» (балетмейстер Антонио) Герцогиня Альба – первая исполнительница
«Блудный сын» (балетмейстер Баланчин) Сирена – первая исполнительница
«Золушка» (балетмейстер Ратманский) Мачеха – первая исполнительница
«Весна священная» (балетмейстер Нижинский) Избранница – первая исполнительница
«Сильфида» (балетмейстер Бурнонвиль) Сильфида
«Жизель» Жизель, Мирта
«Спящая красавица» (редакция Сергеева) Аврора, Фея Сирени
«Лебединое озеро» (редакция Сергеева) Одетта-Одиллия
«Баядерка» (редакция Пономарева, Чабукиани) Никия, Гамзатти, картина «Тени» третья вариация
«Раймонда» (Сергеева) Раймонда
«Пахита» Grand pas. Солистка, вариация
«Дон Кихот» Китри, Повелительница дриад, Уличная танцовщица
«Шехеразада» (балетмейстер Фокин) Зобеида
«Жар-птица» (балетмейстер Фокин) Жар-птица
«Лебедь» (балетмейстер Фокин)
«Видение розы» (балетмейстер Фокин) Девушка
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Мария
«Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен) Маша
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Лавровский) Джульетта
«Спартак» (балетмейстер Якобсон) Эгина
«Легенда о любви» (балетмейстер Григорович) Мехменэ Бану
Pas de quatre (балетмейстер Долин) Мария Тальони
«Шотландская симфония» (балетмейстер Баланчин) Солистка
«Кармен» (балетмейстер Пети) Кармен
«Юноша и Смерть» (балетмейстер Пети) Девушка Смерть
«Манон» (балетмейстер Макмиллан) Манон
«Поэма экстаза» (балетмейстер Ратманский)
«Золушка» (балетмейстер Виноградов)Фея
«Проба»(балетмейстер Фодор) Мария
«Last Horizon»(балетмейстер Анжелов)
«Дорога» (балетмейстер Клявин)
«Двое на качелях» (балетмейстер Поклитару)
«Эсмеральда» (балетмейстер Ваганова) па-де-де Дианы и Актеона
«Хромой бес» (балетмейстер Лакотт) Качуча Фанни Эльслер
«Красная Жизель» (балетмейстер Эйфман) адажио
Партии, исполненные в других театрах:
«Немецкая опера», Берлин
«Аполлон» И. Стравинского, хореография Дж. Баланчина — Терпсихора
Па-де-де на музыку П. И. Чайковского, хореография Дж. Баланчина — Солистка
«Кольцо вокруг кольца Нибелунгов» на музыку Р. Вагнера, хореография М. Бежара Брунгильда, Фрика
Монреаль, Канада
«Гран па классик» Д. Обера (балетмейстер Гзовский)
Театр «Колон», Буэнос-Айрес, Аргентина
«Баядерка» Никия
Бостон, США
«Лебединое озеро» Одетта-Одиллия
«Гранд опера», Париж
«Пахита» гран па
Греция
«Электра» (балетмейстер Вегетти)Электра — первая исполнительница, мировая премьера
Токио, Япония
«Онегин» (балетмейстер Крэнко) Татьяна
Болгария
«Весна священная»(балетмейстер Бандурски) Фея — первая исполнительница, мировая премьера
Большой театр
«Лебединое озеро» Одетта-Одиллия
«Баядерка» Никия
Филиал Мариинского театра в республике Северная Осетия-Алания
«Парфюмер» (балетмейстер Суанов)
Театр «Мюзик-Холл», Санкт-Петербург
«Мата Хари».(балетмейстер Романовский) Мата Хари — первая исполнительница
Музыкально-балетная композиция «Признание» (балетмейстер Устьянцев)
Театр «Приют комедианта», Санкт-Петербург
«Я клоун божий. Нижинский» (режиссер Цуркану)
В качестве приглашенной солистки танцевала в Датском королевском балете.
Участие в конкурсах:
Название конкурса: 4-й Международный конкурс артистов балета
Дата проведения: 1990 г.
Место проведения: Париж, Франция
Награда: Гран-при, Золотая медаль
«Матильда Кшесинская. Фантазия на тему»
«Золушка» Олега Виноградова
«Священная сцена: Мариинский театр»
«Рождение Раймонды»
Телевизионные и интернет-проекты:
«Время суток»
«Страницы русского балета»
«Царская ложа»
Аловерт Нина «Юлия Махалина»; фотоальбом; БуржуАзия МЕДИЯ; 2009.
Чуль Жанна «Юлия Махалина черная королева»; Санкт-Петербург. Телец. 2017.
Страстная женщина – это красиво.
Страстная женщина – это прекрасно.
Страстная женщина – женщина дива.
Страстная женщина огнеопасна.
Страстная женщина - женщина-сказка.
(А. Трибунский)
Юлия Махалина – танцовщицастрастная. А еще она красива и элегантна. Махалина обладательница замечательных физических данных, в совершенстве владевшая техникой классического танца. (Она закончила Вагановское училище по классу педагога М. А. Васильевой). Танцовщица воплотила на Мариинской сцене запоминающиеся масштабные многоплановые роли, наполняла их своим особым содержанием, не была похожа на своих выдающихся предшественниц. В каких балетах не выходила бы на сцену Юлия Махалина, будь то классика или спектакли современных отечественных или зарубежных хореографов, все роли отличались индивидуальным почерком, за каждой высвечивалась сложная женская судьба, значительная и в горе, и в радости.
Создания Махалиной удивляли осмысленностью, выражали ее понимание окружающей жизни. На сцене она рисовала поэтичную экспрессивную картину мира, чувственное, эмоционально насыщенное представление о судьбе персонажа, заставляла сопереживать ее героиням. По художественной выразительности, энтузиазму и вдумчивому нестандартному прочтению любой из трактуемых партий, Махалину по праву можно назвать балетной Еленой Образцовой. Обе артистки были самобытны, значительны, их роли отличались тончайшими нюансами, только им свойственными принципами убеждения и миропонимания.
За свою театральную жизнь в Мариинском театре Махалина станцевала огромное количество главных партий, приняла участие в целом ряде премьер. Ей все было по плечу: и ведущие партии в балетах наследия, и работа с современными хореографами. Она не страшилась пробовать себя в разных жанрах от героики до гротеска. Большой шаг, высокий, устремленный ввысь прыжок, искрометное вращение, удлиненные пропорции тела были у Махалиной лишь средством для сценического воплощения ролей, предоставляли возможность не задумываться над преодолением внешних деталей, а сосредоточиться на художественном воплощении партий.
Она была органична в классике и опусах Баланчина, с блеском танцевала постановки Дж. Роббинса, К. Макмиллана, Ю. Григоровича, Р. Пети, О. Виноградова, М. Бежара, балеты Серебряного века. Каждый выход на сцену отличался поиском своей линии интерпретации, помогавшей танцовщице обнажать суть характеров героинь.
Одной из вершин Махалиной в балетах наследия стала партия Раймонды в одноименном балете, подготовленная в содружестве с Н. М. Дудинской, которая помогла танцовщице вернуть потерянные другими исполнительницами тончайшие нюансы пластико-хореографического рисунка образа. В Раймонде-Махалиной причудливо переплелись горделивость и трепетность, преданность и норов, холодок и страсть, неприступность и женственность. Артистка чутко откликалась на все музыкальные оттенки партитуры, по-разному окрашивая каждую из пяти вариаций Раймонды.Она была очень органична в этой роли.
В «Лебедином озере» Одетта Махалиной гордая королева лебедей, замкнутая в своем горе. Она «к блаженству и к гибели с равным смиреньем готова». Одетта-Махалина чувственна и прекрасна в своем одиночестве, поражала возвышенным драматизмом. Ее мир мечтаний не казался иллюзорным, был осязаемым и понятным. Одиллия-Махалина – царица бала, сверкающая и отчаянная. Она безоглядно бросалась в танец, завораживая Зигфрида, увлекая его за собой. Все было подчинено внутреннему развитию образа. Эта партия проявила одно из редчайших качеств танцовщицы – умение контролировать эмоции.
Роль Мехменэ Бану из «Легенды о любви» Ю. Григоровича, подготовленная с лучшей исполнительницей этой партии А. Осипенко, стала для Махалиной этапной. Недаром она была удостоена престижного приза Benois de la Danse за ее исполнение. Мехменэ Бану Махалина предстала женщиной, снедаемой страстью. Мехменэ у Махалиной персонаж сложный. В ней прихотливо переплелись душевная мощь и эгоизм желания. Ее сила в преодолении. Но она и царица, и повелительница, и воин, и каратель. Веря в свою правоту, в разъединении влюбленных ей виделось неотвратимое возмездие. Махалина-Мехменэ не была сломлена трагической борьбой с собственной судьбой. В самоотречении слышалось величие ее духа.
Махалина свободно себя ощущала в абсолютно разных пластах хореографии. Танцовщица по новому раскрывала образы давно известные, искала новые ходы их интерпретации. Так в балетах Серебряного века она предложила свои запоминающиеся трактовки, приближающие их к оригиналам, но и рассматривала их с позиций нашего времени.
Удивителен у танцовщицы был фокинский Умирающий лебедь. Лебедь Махалиной погибал с мечтой о жизни. В нем не было смирения, покорности, ожидания смерти. Выразительные движения Лебедя Махалиной были эмоционально окрашены, танец красив и возвышен.
В «Шехерезаде» Зобеида-Махалина – гордая красавица, жаждущая наслаждений. Танцовщица пластически отображала неуемную страсть персонажа, ее истому, негу и жажду ласок. Она была обворожительна и желанна. Махалиной удалось показать чувственность героини, томление плоти и восторг поклонения.
В «Весне священной» В. Нижинского в танце Избранницы, требующей совсем другой пластики, Махалина предложила удивительный образ природы, пробуждающейся к новой жизни. Интуитивно ощущая, что она танцевала в последний раз, Избранница-Махалина полностью отдавала себя экстатичной пляске, не имея шанса противостоять древним законам. Это был танец-вспышка, танец-заря, танец-возрождение.
А вот совсем иная Юлия Махалина в балете Р. Пети «Юноша и Смерть».Девушка-Смерть у Махалиной завораживала и манила героя. Она насмешлива и закрыта. Героиня Махалиной провокативно играла чувствами Юноши, слегка даже издеваясь над ним. Но все же Смерть-Махалина давала понять Художнику, что такое истинное творчество, прокладывала ему путь per aspera ad astra, через боль, испытания и жизнь после смерти.
Абсолютно с неожиданной стороны проявилась Махалина в роли Мачехи в «Золушке» А. Ратманского. Она предсталастареющей кокеткой, стервой, любящей только себя самое. Пародийный танец с элементами гротеска у Махалиной прозвучал свежо и иронично.
Танцовщица никогда не страшилась риска работать с молодыми неизвестными балетмейстерами, помогая им своим горением и мастерством. Она пробовала свои силы на драматической сцене, снялась в роли Матильды Кшесинской. Сегодня артистка передает свой богатый опыт как репетитор и педагог. Юлия Викторовна Махалина – незаурядная творческая личность, сказавшая свое слово в искусстве, умевшая удивлять и поражать. Она незабываема.