Полное официальное название: Творческое объединение МЭД Юрия Смекалова
Сокращённое название: МЭД объединение
Учредитель организации: Юрий Смекалов
Дата основания организации: 2015 год
Основные направления деятельности:
МЭД объединение создает оригинальные постановки и просветительские проекты на стыке танца, музыки и изобразительного искусства в уникальных коллаборациях постановщиков, артистов и ведущих специалистов в сфере образования, менеджмента, дизайна и т. д.
Команда:
Основатель, генеральный продюсер, директор, художественный руководитель – Юрий Смекалов
PR-директор – Аня Габышева
Администратор, помощник директора – Гульнур Карабулатова
Технический директор – Вероника Регуш
Маркетинг-директор – Яна Ширяева
Графический дизайнер – Елена Нирала
SMM-специалист – Аполлинария Дуняшева
Юрист – Борис Кузнецов
Экономист – Татьяна Кузнецова
Контактные данные
Адрес: 191180, Санкт-Петербург, Наб. реки Фонтанки, 84
e-mail: production@smekalove.ru
Адрес сайта: https://smekalove.ru
Телефон: +7-921-885-45-50 Гульнур, главный администратор
Профиль авторизован в мае 2024 года
Ссылки на социальные сети:
МЭД – независимое творческое объединение под руководством хореографа, режиссера и продюсера Юрия Смекалова. С 2015 года МЭД выпускает спектакли на стыке танца, музыки и изобразительного искусства в уникальных коллаборациях постановщиков и артистов.
Создавать оригинальные произведения помогают три ключевых принципа, которые отражены в названии:
– Мастерство профессионалов;
– Эксперимент в коллаборациях и творческих вызовах для участников каждого проекта;
– Движение к созданию нового театрального опыта для создателей̆ и зрителей̆ проектов.
Артисты / хореографы, сотрудничающие с МЭД:
Артисты:
Элиза Каррильо Кабрера – прима-балерина Staatsballett Berlin, Германия
Михаил Канискин – премьер Staatsballett Berlin, Германия
Виктория Терешкина – прима-балерина Мариинского театра, Санкт-Петербург
Владимир Шкляров – премьер Мариинского театра, Санкт-Петербург
Мария Ширинкина – первая солистка Мариинского театра, Санкт-Петербург
Денис Климук – солист Театра балета им. Леонида Якобсона, Санкт-Петербург
Игорь Колб – солист Мариинского театра, Санкт-Петербург
Александр Челидзе – независимый танцовщик, Санкт-Петербург
Владимир Варнава – независимый танцовщик, Санкт-Петербург
Виктория Литвинова – солистка балета, ассистент хореографа, Москва
Сабина Яппарова – солистка балета, Санкт-Петербург
Лаура Пицхелаури – актриса Театра им. Ленсовета, Санкт-Петербург
Иван Батарев – актер Театра им. Ленсовета, Санкт-Петербург
Илья Дель – актер Театра им. Ленсовета, Санкт-Петербург
Виталий Куликов – актер Театра им. Ленсовета, Санкт-Петербург
Александр Новиков – актер Театра им. Ленсовета, Санкт-Петербург
и другие.
Хореографы:
Яэль Цибульски, Израиль
Ксения Вист, Германия
Хелдер Сеабра, Португалия
Нив Маринберг, Израиль
Владимир Варнава , Россия
Елена Чурилова , Россия
Александр Челидзе , Россия
и другие.
Infinita Frida (2015, европейская премьера в г. Санкт-Петербург, Александринский театр)
Infinita Frida, балет в двух действиях, – спектакль с невероятной судьбой. Его история началась в 2013 году, когда идею балета о великой мексиканской художнице Фриде Кало придумали хореограф Юрий Смекалов, прима-балерина и премьер Государственного балета Берлина Элиза Каррильо Кабрера и Михаил Канискин.
Насыщенная событиями биография Фриды Кало, драматические перипетии ее жизни – любовь, борьба со смертью – отличный сюжет для изложения в любом жанре, будь то кино или опера. Но балет Юрия Смекалова – иная история, вне популяризации жизни художницы. Infinita Frida – это экспозиция творчества Фриды, передача росчерка линии, здесь цвета важнее мелодраматического рассказа.
Композитор Александр Маев написал оригинальную музыку, объединившую мексиканскую и европейскую культуры. Художник Елисей Шепелёв создал декорации, отразившие дух картин Фриды. Артисты Мариинского театра и Берлинского балета блестяще воплотили замысел хореографа Юрия Смекалова на сцене.
В 2015 году спектакль вернулся в театр, но уже в Петербурге с обновленным составом артистов. И в этот момент о себе заявило новое независимое творческое объединение МЭД. А в 2020 году во время пандемии проект получил новую жизнь в онлайн-формате – как первый в стране балет-квест внутри мессенджера и фильм-балет на площадке крупнейшего в России онлайн-кинотеатра IVI.
Солярис (2018, Театр на Садовой (Приют комедианта), г. Санкт-Петербург)
Балетный спектакль «Солярис» – эксперимент драматического театра «Приют комедианта» и МЭД объединения Юрия Смекалова. В петербургском театре, который постоянно создает новые творческие коллаборации, в 2018 году объединили драматический театр и балет, артистов академического балета и современного танца. В команде хореографа Юрия Смекалова – звезды танцевальной сцены, солисты Большого, Мариинского, Михайловского театров и Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Артисты разных «танцевальных вер» вместе с постановщиком изобретали новый пластический язык и принципы взаимодействия, используя техники современного танца.
Юрий Смекалов взял за отправную точку один из главных научно-фантастических романов XX века, и сочинил новую историю. Без прямой связи с текстом «Соляриса» Станислава Лема балет Юрия Смекалова продолжает размышление о вечном поиске человеком того, что можно назвать началом, праматерией, высшим разумом, «оттисками генетической памяти», которые определяют наше существование.
Действие разворачивается на станции «Земля» и в космическом пространстве, но в космическом путешествии человек неизбежно погружается в исследование собственного, внутреннего космоса.
Хроники заводной птицы (2018, г. Марибор (Словения)
В конце 2018 года в городе Марибор (Словения) в рамках международного фестиваля Dance Open состоялась мировая премьера балетного номера Юрия Смекалова «Хроники заводной птицы». Номер создавался для японской исполнительницы Мэй Нагахиси, что и обусловило выбор традиционной для Японии темы – театра Кабуки. Этот вид искусства произвел на хореографа огромное впечатление во время его визита в страну восходящего солнца.
В основу номера лег исторический факт о том, что театр Кабуки, где изначально выступали только женщины, был создан храмовой танцовщицей Идзумо-но Окуни. Позднее было принято решение запретить девушкам выступать на сцене, их место заняли юноши, поскольку женщины должны были больше уделять внимание сохранению нравственности в семье. Основой для сюжетной линии этого мини-спектакля стал один из самых выдающихся романов знаменитого японского писателя Харуки Мураками «Хроники заводной птицы», который хранит в себе мудрость японской философии, сочетая её с необычностью и сложностью повествования, ассоциируя заводную птицу с силой судьбы, что руководит человеческими жизнями.
Специально для этого номера была написана музыка молодым и талантливым композитором Бхимой Юнусовым. Декоратором и художником стал Андрей Севбо, который создал образ видеографики и костюма на основе идей Юрия Смекалова. Нина Штернберг отвечала за создание образа тени.
Три маски короля (15 февраля 2019, САТОБ им. Д.Д. Шостаковича, г. Самара)
Балет-притча Юрия Смекалова на музыку Михаила Крылова. Идея спектакля принадлежит петербургскому бизнесмену и меценату, доктору наук Вячеславу Заренкову, который также является автором литературных произведений и балетных либретто, одно из которых легло в основу «Трех масок короля».
Исходному сказочному либретто Смекалов придал философскую глубину, сделав упор на том, что люди вынуждены одевать на себя различные «маски» в соответствии с конкретными жизненными обстоятельствами. По существу, это данность, то, что сопутствует каждому из нас на протяжении всей жизни и без чего невозможно представить себе существование человека в обществе. Так сформировался жанр будущего спектакля – балета-притчи, не имеющего конкретной временной и географической привязки.
Спектакль преподносит зрителям немало сюрпризов. Доминантой его оформления стала огромная маска. По ходу действия она постоянно трансформируется, меняя свою конфигурацию, распадаясь на части и формируя среду обитания персонажей, которые по гриму и костюмам напоминают то ли обитателей древнего Египта, то ли инопланетян.
Благодаря гармоничному сочетанию световой партитуры, (художник по свету Ирина Вторникова), и тщательно проработанного видеоконтента спектакля – 3Д-проекций (художник Виктория Злотникова), сценическое действие получилось ярким и зрелищным.
Необычно и звучание оркестра, на игру которого налагается пласт компьютерной музыки (саунд-продюсер Влад Жуков). Оркестровку осуществил молодой композитор, аспирант Гаагской консерватории Даниил Пильчен. При этом маэстро Евгению Хохлову удалось добиться исключительно сбалансированного и синхронного сочетания живого оркестрового звучания и компьютерного саундтрека.
Концерт для контрабаса (2019, Мариинский театр, г. Санкт-Петербург)
Одноактный балет Юрия Смекалова на музыку Джованни Боттезини был представлен на Творческой мастерской молодых хореографов в 2019, при поддержке г-на Тошихико Такахаши. Каждый инструмент оркестра диктует рисунок пластических решений: контрабас – это зрелость и мудрость, скрипка — молодость, смелость, дерзость. Массовые сцены полны юношеского романтизма, вариации — энергии и волевого посыла, дуэты отличались прихотливой вязью настроений.
1234 (2019, Вторая сцена БДТ им. Г.А. Товстоногова, г. Санкт-Петербург)
Четыре хореографа из Германии, Португалии, Израиля и России, работавшие с лучшими балетными коллективами своих стран, впервые создали спектакль вместе под руководством Юрия Смекалова, основателя МЭД объединения. Сюжет спектакля соткан из ассоциаций, подсказанных четырьмя цифрами, общими для всех жителей мира и уникальными для каждого из народов, которые представляют хореографы.
Этот спектакль – возможность в одном представлении столкнуться с энергией и темпераментом каждой из четырех стран. Поддаться магии цифр и совершить путешествие в пространство, где общим языком для театра и зрителя станет танец.
Микс из стилей и непохожих друг на друга языков танца воплотили танцовщики лучших театров России – артисты Мариинского, Михайловского, Большого театров и независимые танцовщики.
Три товарища? О чем молчит балет (2019, Театр на Садовой (Приют комедианта), г. Санкт-Петербург)
Три реальные истории танцовщиков одного из главных музыкальных театров без купюр рассказывают об изнанке балетного мира. Какие внутренние барьеры, установки и страхи могут помешать добиться признания и успеха? Как артист и его собственное тело могут стать заклятыми врагами?
Хореограф и режиссер Юрий Смекалов вместе с Александром Цыпкиным – известным российским автором, который дебютирует в «Приюте комедианта» как драматург – представляют правдивую, смешную и одновременно драматичную историю о людях, которые посвятили жизнь сцене. О чем на самом деле молчит балет?
BACK TO LIFE (2020, САТОБ им. Д.Д. Шостаковича, г. Самара)
Балет-couture в двух актах Юрия Смекалова по мотивам рассказа Вячеслава Заренкова «Возвращение к жизни» на музыку Михаила Крылова.
Небольшой, но содержательный рассказ «Возвращение к жизни» Вячеслав Заренков написал на основе реальных событий, с которыми ему довелось столкнуться. Неравнодушие и участие, которые он проявил по отношению к незнакомке, стали для нее мощным стимулом жить дальше и идти вперед.Произведение вдохновило Юрия Смекалова на постановку балета-couture BACK TO LIFE.
Перед спектаклем в Колонном зале проходит показ новых коллекций, где балерины наравне с профессиональными моделями участвуют в дефиле, которое является полноценной частью спектакля. Зрители погружаются в действие, едва переступив порог театра. Капсульные коллекции для этого дефиле представлены дизайнерами Самарском области – по задумке Юрия Смекалова привлечение региональной моды в театральную постановку способствует популяризации российской фэшн-индустрии. Куратор по работе с дизайнерами – Мария Казак, модельер, театральный художник, член Союза дизайнеров России, арт-директор «Поволжских сезонов».
Солярис-2 (2023, Филиал Мариинского театра в РСО-Алания, г. Владикавказ)
«Солярис.2» – это новая версия балетного спектакля «Солярис», созданного МЭД творческим объединением Юрия Смекалова и Театром на Садовой. По инициативе руководства Мариинского театра перенесенный теперь и на владикавказскую сцену, спектакль стал важным технологическим и творческим мостом между Мариинским театром и его филиалом в РСО–Алания.
Шинель М (премьера – 27, 28 февраля 2024, Новая сцена Александринского театра, г. Санкт-Петербург)
Танц-драма «Шинель М» соединяет два времени и две истории любви. В 1820-х Гоголю рассказали «анекдот», который стал основой сюжета будущей повести «Шинель»: чиновник сталкивается с первым большим чувством, но теряет объект своей страсти и вместе с ним всякую надежду на счастье. По сюжету спектакля сто лет спустя режиссёр Всеволод М решает поставить об этом спектакль.
В фантазии постановщика Юрия Смекалова история Акакия Башмачкина резонирует со страстями Всеволода: нежданной поздней любовью и одержимостью новым методом работы с актерами – «биомеханикой». Соединение живой музыки, танца и слова, помогает добраться до истинных чувств Акакия, освободить его от клейма «маленького человека» и предложить финал, наполненный надеждой на то, что второй шанс есть у каждого.
На сцене-арене зрители становятся соучастниками событий и оказываются в максимальной близости к артистам и музыкантам.
Другие проекты
Важная часть деятельности МЭД объединения – образовательные и просветительские проекты для зрителей и театральных профессионалов.
В рамках проекта «1234» объединение запустило масштабную образовательную программу, которая включила: #DanceTalk – открытые встречи хореографов и танцовщиков со зрителями; классы с зарубежными и российскими хореографами в партнерстве с Dance Academy Russia; серию лекций о современном танце в партнерстве с проектом No Fixed Points балетного критика Виты Хлоповой.
Специально для фестиваля Context Дианы Вишневой организованы мастер-классы хореографа Юрия Смекалова.
Объединение проводило ретроспективные фотовыставки, посвященные истории проектов МЭД (Вторая сцена БДТ им. Г.А. Товстоногова, 2019) и 25-летию творческой деятельности Юрия Смекалова в качестве артиста балета (Новая сцена Мариинского театра, 2024).
Юрий Смекалов и команда МЭД отвечала за разработку концепций новых культурных институций Санкт-Петербурга (NDA): проекта образовательного учреждения для творческого развития детей и масштабного культурного кластера, объединяющего театральные и выставочные пространства.
MAD Station (2020, г. Санкт-Петербург)
Юрий Смекалов и команда МЭД инициировали и разработали концепцию генерального штаба современного танца в Санкт-Петербурге в пространстве одного из заброшенных архитектурных памятников конструктивизма.
Концепция охватывала бережное восстановление здания и преображение пространства благодаря обширной культурной программе:
– оборудование нового театрального пространства;
– запуск мультикультурного кластера для музыкантов, художников, хореографов, артистов и поклонников современного искусства;
– создание просветительский центр с обучающими программами.
MAD Lab (2020, г. Санкт-Петербург)
Сразу после начала карантина в 2020 году МЭД объединение запустило проект MAD Lab – онлайн-лабораторию, которая позволила артистам, хореографам и музыкантам заниматься творческим поиском, не выходя из дома. И впервые сделала соучастниками этого поиска зрителей.
Первым проектом MAD Lab стал инста-сериал с Елизаветой Туктамышевой, чемпионкой РФ, Европы и мира в одиночном фигурном катании. В прямом эфире больше 50 000 зрителей онлайн-наблюдали за созданием новой хореографической программы для спортсменки.
Вторым проектом MAD Lab стал балет-квест Infinita Frida – первый в России спектакль внутри Telegram. Артисты и музыканты из России, Германии, Португалии, Тайвани и Бразилии в онлайн-режиме создали диджитал-версию первого спектакля МЭД объединения. Спектакль в форме квеста прошли больше 6000 зрителей, говорящие на русском, испанском и английском языках. Проект представлял Россию на Международном фестивале Festival Danzatlán (Мексика). А затем режиссерскую видео-версию увидели больше 50 000 зрителей онлайн-кинотеатра IVI.
Третий проект – #StayBalance2020 – марафон утренних тренировок и авторский онлайн-курс из 9 уроков в разделе «Спорт» онлайн-кинотеатра IVI . Выходу курса предшествовал одноименный марафон, в каждом дне которого участвовала 1000 человек. А специальный выпуск тренировки для Фонтанки.ру собрал больше 90 000 зрителей.
#7DanceTagsImpro и #7ТэговХореографа (2022-2024)
Авторские онлайн-курсы Юрия Смекалова по структурной импровизации. Ключевая идея курса – дать молодым балетмейстерам инструменты для работы с хореографическими принципами, пространством, ассоциациями, визуальными решениями. Главная цель – развить навык доносить идею до зрителей даже в небольшом танцевальном высказывании.
Участниками курса стали студенты балетмейстерского отделения ГИТИСа, а также артисты балета. В течение 7 недель студенты выполняли задания и делились результатами в соцсетях, а в конце недели пользователи соцсетей видели результат в формате отчетного видео.