ФИО: Леонтьев Леонид Сергеевич
Дата рождения: 28 марта (9 апреля) 1885 г.
Место рождения: Санкт-Петербург
Дата смерти: 6 июня 1942 г.
Место смерти: Молотов (ныне Пермь)
Звания/награды:
Заслуженный артист РСФСР (1932 г.)
Орден «Знак Почета» (1939 г.)
Профиль авторизован в июле 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Императорское Петербургское театральное училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Год выпуска: 1903
Педагоги: П. К. Карсавин, Н. Г. Легат
Партии, исполненные во время учебы в школе:
«Щелкунчик» (балетмейстер Л. Иванов) Полишинель, Фриц, Щелкунчик
«Приказ короля» (балетмейстер Петипа) па-де-де
Место работы: Императорский Мариинский театр (современное название: Государственный академический Мариинский театр))
Дата поступления: 1903 г.
Дата окончания работы: 1942 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Аленький цветочек» (балетмейстер Н. Легат) Цветок – первый исполнитель
«Евника» (балетмейстер Фокин) Негр – первый исполнитель
«Карнавал» (балетмейстер Фокин) Арлекин – первый исполнитель, Панталоне
«Щелкунчик» (балетмейстер Ф. Лопухов) Дроссельмейер – первый исполнитель
«Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен) Дроссельмейер – первый исполнитель
«Пульчинелла» (балетмейстер Ф. Лопухов) Пульчинелла – первый исполнитель
«Крепостная балерина» (Ф. Лопухов) Учитель танцев – первый исполнитель
«Ледяная дева» (балетмейстер Ф. Лопухов) Отец Асака – первый исполнитель
«Красный мак» (балетмейстеры Ф. Лопухов, Пономарев, Леонтьев) Ли Шанфу – первый исполнитель
«Золотой век» (балетмейстеры Вайнонен, Якобсон, Чеснаков) Полицмейстер – первый исполнитель
«Болт» (балетмейстер Ф. Лопухов) Ленька – первый исполнитель
«Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) Гаспар – первый исполнитель
«Утраченные иллюзии» (балетмейстер Захаров) Камюзо – первый исполнитель
«Лауренсия» (балетмейстер Чабукиани) Эстеван – первый исполнитель
«Пробуждение Флоры» (балетмейстер Петипа) Меркурий
«Коппелия» (редакция Чекетти) Франц
«Капризы бабочки» (балетмейстер Петипа) Кузнечик-музыкант, Кузнечик-гуляка, Феникс
«Фея кукол» (балетмейстеры бр. Легат) Пьеро, Паяц
«Привал кавалерии» (балетмейстер Петипа) Пьер, Корнет
«Тщетная предосторожность» (балетмейстеры Л. Иванов, Петипа) Колен, Никез
«Жавотта» (балетмейстер Леонтьев) Жан
«Раймонда» (балетмейстер Петипа) Бернар
«Петрушка» (балетмейстер Фокин) Петрушка, Арап
«Павильон Армиды» (балетмейстер Фокин) танец шутов
«Шопениана» (балетмейстер Фокин) Юноша
«Арлекинада» (балетмейстер Петипа) Арлекин, Пьеро
«Голубая георгина» (балетмейстер Петипа) па-де-труа
«Эсмеральда» (балетмейстер Ваганова) Гренгуар, Квазимодо
«Спящая красавица» (балетмейстер Петипа) Голубая птица, Кот в сапогах, Карабос
«Дон Кихот» Гамаш, Санчо Панса
«Жизель» Ганс, классический дуэт
«Конек-горбунок» Хан, Иван-дурачок, уральский танец
«Корсар» Исаак, форбан
«Катерина» (балетмейстер Лавровский) Губернатор
«Лебединое озеро» (балетмейстер Петипа) па-де-труа
«Дочь фараона» (балетмейстер Петипа) Пасифонт, Рыбак
«Волшебная флейта» (балетмейстер Л. Иванов) Лука
«Пахита» (балетмейстер Петипа) классическое трио первого акта
«Царь Кандавл» (балетмейстер Петипа) Сатир
«Времена года» (возобновление бр. Легат) Фавн
«Грациэлла» (возобновление Ширяева) Джапарилло
«Баядерка» (балетмейстер Петипа) Факир, индусский танец
«Партизанские дни» (балетмейстер Вайнонен) Командующий белой армией
В Русских сезонах исполнял Танец шутов в «Павильоне Армиды», Арлекина в «Карнавале»
Постановки:
«Саломея»
«Красный мак» (3-й акт)
Танцы в операх:
«Пиковая дама»
«Риенци»
«Царская невеста»
«Бал-маскарад»
«Гугеноты»
«Лакме»
«Ромео и Джульетта»
«Сказка о царе Салтане»
Возобновления:
«Жавотта»
«Петрушка»
«Времена года»
«Царь Кандавл»
Концертные номера
Хореографические номера в спектаклях театра драмы имени А. С. Пушкина (ныне Александринский театр):
«Сестры Кедровы»
«Царская невеста»
«Свадьба Фигаро»
«Сон в летнюю ночь»
Место работы: Императорское Петербургское театральное училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Годы работы: 1911-1916, 1918-1941
Должность: Педагог пантомимы, актерского мастерства
Среди учеников: А. Вильтзак, Г. Баланчивадзе (Дж. Баланчин), Б. Шавров, М. Дудко, А. Лопухов, В. Вайнонен, М. Михайлов, Н. Зубковский, Б. Фенстер, Л. Петров, Р. Славянинов, А. Шелест
Место работы: Государственный театр оперы и балета; с 1935 – Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр))
Должность: управляющий балетной труппой в 1920, 1922-1925 гг.
Место работы: Государственное Петроградское театральное училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой) )
Должность: Заведующий училищем в 1918-1920 гг.
Франгопуло, М. Леонид Сергеевич Леонтьев. Ленинград, 1939 г.
Дорога в большой балет для выдающегося танцовщика Леонида Леонтьева была терниста и сложна. В младших классах он попал к педагогу П. К. Карсавину, который счел его бездарностью и предрекал исключение из школы. Зато Леонтьев очень артистично читал стихи и был отобран на детские роли в спектакли Александринского театра, в котором стал сценическим партнером В. Ф. Комиссаржевской, М. Г. Савиной, В. Н. Давыдова, других замечательных артистов. Только попав в класс к Н. Г. Легату, Леонтьев постепенно превратился в одного из лучших учеников и закончил школу одним из первых. На выпускном спектакле его отметил сам М. И. Петипа. Это было в 1903 году.
Леонтьев был принят на императорскую сцену. Постепенно начинал расширяться репертуар молодого танцовщика. Вспоминала одна из коллег Леонтьева по сцене: «Манера танца молодого Леонтьева – в тесном родстве с манерой Легата: та же элегантность французской школы, та же легкость при подаче технических трудностей. Подчеркивать преодоление трудностей Легат воспрещал. Леонтьев обладал легким прыжком и четкой заноской-антраша. Его педагоги Карсавин, Ширяев (характерный класс) и Легат – дали ему настоящую школу, заключающуюся в себе мастерство как классического, так и характерного танца». Правда, танцовщик был небольшого роста, что сказывалось в выборе нового репертуара.
Леонтьев был не чужд новым исканиям в балете. М. Фокин выбрал его на главную роль Арлекина в премьере «Карнавала». Его Коломбиной была Т. Карсавина. Арлекин-Леонтьев истинный представитель комедии дель арте. Он был легок, непоседлив, ироничен. Но шебутной, задиристый Арлекин-Леонтьев прятал за игривостью переживания человека, способного на искреннее чувство. Эту роль Леонтьев исполнял в дягилевских сезонах в Париже, Лондоне, Риме, Брюсселе, Берлине в 1908-1910 годах, так же, как и танец буффонов в «Павильоне Армиды» М. Фокина, танце требующим изощренной виртуозной техники.
Леонтьев прошел длинный творческий путь. За сорок лет служения он создал более 50 ролей, как в балетах наследия, так и в современных для его времени спектаклях, с одинаковым успехом исполняя в первой половине своей карьеры партии классического репертуара, в последствии перейдя на игровые роли.
К признанным шедеврам артиста относилась роль Петрушки в одноименном балете. Многие называли Петрушку его лучшим созданием. Петрушка-Леонтьев не кукла, он человек одинокий и безмерно несчастливый, крайне удрученный своим положением. У него душа истекала кровью, а сердце было разбито. За кукольными движениями скрывалась большая человеческая драма натуры тонкой и поэтичной. Герой Леонтьева был сродни персонажам Чарли Чаплина, трогательный, горемычный, бесхитростный, боязливый, но и дерзновенный. А. Л.Волынский выделял эту работу Леонтьева. «Само исполнение Петрушки Леонтьевым производит иногда прямо удручающее впечатление. Оно продумало до конца и выдержано в милых трепетных тонах…».
Контрастом к партии Петрушки была роль в балете Ф. Лопухова «Пульчинелла». В «Пульчинелле» герой Леонтьева предстал озорным весельчаком, насмешливым и бесшабашным, эдаким бонмотистом. Танцовщику по душе был образ, сочиненный танцевальными средствами, предоставляющий возможности для выразительной пластической характеристики персонажа.
Леонтьев создал целую галерею разнохарактерных несхожих ролей. Он был замечательным Францем в «Коппелии», Коленом и Никезом в «Тщетной предосторожности», Квазимодо и Гренгуаром в «Эсмеральде», Камюзо в «Утраченных иллюзиях». И в каждой из ролей танцовщик находил то зерно, которое позволяло ему быть непохожим на других, самобытным и оригинальным. Леонтьев был отличным комедийным актером. Его наивный и лукавый Иванушка в «Коньке-горбунке», преданный и немного жуликоватый Санчо Панса или напыщенный Гамаш в «Дон Кихоте», Никез в «Тщетной предосторожности» отличались глубокой продуманностью, искрились остроумием. Леонтьев никогда не переигрывал, не шаржировал своих героев. В каждой из ролей был естественен и натурален.
По словам И. Соллертинского на большой высоте был создан Леонтьевым образ Гренгуара в «Эсмеральде» А. Вагановой. «Поэт Гренгуар – старый, мастерски сделанный образ в трактовке Л. Леонтьева; в списке его ролей он может быть поставлен неподалеку от леонтьевского шедевра – Петрушки». Леонтьев-Гренгуар – поэт-романтик, навечно преданный друг Эсмеральды. Немного чудаковатый, неуклюжий Гренгуар-Леонтьев готов даже танцевать с Эсмеральдой, чтобы угодить ей. Каждое движение Леонтьева было осмысленным, передавало психологическую характеристику его героя, но все было исполнено без экзальтации и нажима.
Интересен был Леонтьев и в партии Камюзо в «Утраченных иллюзиях» Р. Захарова. Артист умело входил в атмосферу времени, в котором развивалось действие, умел носить костюм той эпохи. Камюзо-Леонтьев – уверенный в себе, опытный делец, игравший людьми, как марионетками, которых уверенной рукой дергал за ниточки. Он твердо стоял на ногах, никому было не позволено вторгаться в его личные интересы. Камюзо-Ле6онтьев чувствовал свою власть. Хозяин положения, всегда добивавшийся всего, что хотел, он в трактовке Леонтьева был злым гением, искусно и ловко разрушавшим иллюзии.
Леонтьев слыл умелым партнером, свободно танцующим любой репертуар. Среди его партнерш числились А. Павлова, М. Кшесинская, Т. Карсавина, О. Преображенская, Л. Кякшт, Э. Вилль, Е. Смирнова, А. Ваганова, Е. Гердт, Л. Лопухова, М. Семенова, Г. Уланова, Т. Вечеслова, Н. Дудинская, О. Иордан, Ф. Балабина, О. Мунгалова, Е. Люком, к каждой из которых артист находил индивидуальный подход.
С 1920-х годов Леонтьев пробовал свои силы как балетмейстер. Он поставил и возобновил ряд балетов, среди которых «Петрушка», «Времена года», «Саломея», «Жавотта», «Царь Кандавл», принял участие в постановке «Красного мака», ставил танцевальные сцены в операх и драматических спектаклях Александринского театра, концертные номера.
У Леонтьева педагога обучались Б. Шавров, М. Дудко, В. Вайнонен, А. Лопухов, через его классы дуэтного танца и актерского мастерства прошли М. Семенова, Г. Уланова, О. Иордан, Т. Вечеслова, Н. Дудинская, Ф. Балабина, Г.Кириллова, А. Шелест, Е. Чикваидзе и другие.
Как самый нежный из отцов,
Он тридцать лет воспитывал птенцов,
И сам служил им доблестным примером.
Классическим он не был кавалером,
Зато в комедии, по праву,
Стяжал блистательную славу.
Несколько раз Леонтьев выступил и на драматической сцене в театре имени Пушкина (ныне Александринский театр), сыграв Аркашку Счастливцева в «Лесе» Островского и Расплюева в «Свадьбе Кречинского» Сухово-Кобылина, а в МАЛЕГОТе (Михайловском театре) участвовал в оперетте «Желтая кофта». Леонтьев не единожды был руководителем в театре и в училище. Леонид Сергеевич Леонтьев, танцовщик, балетмейстер, педагог, был фанатично предан искусству. Без таких личностей невозможно себе представить историю отечественного балета.