

ФИО: Леньяни Пьерина
Дата рождения: 30 сентября 1868 г.
Место рождения: г. Милан, Италия
Дата смерти: 15 ноября 1923 (по другим источникам 1930 г.)
Место смерти: г. Милан, Италия
Профиль авторизован в декабре 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Училась в балетной школе театра Ла Скала, Милан
С 1888 г. выступала в Милане, Париже, Брюсселе, Мадриде, Турине, Лондоне
Среди исполненных партий:
Театр Ла Скала, Милан
«Амадриада» (балетмейстер Данези) Нуунциателла – первая исполнительница
«Родопе» (балетмейстер Грасси) Родопе – первая исполнительница
«Бьянка Неверская» (балетмейстер Смеральди по Пратези) Бьянка
Театр «Альгамбра», Лондон
«Ирене» (балетмейстер Казати) Ирене – первая исполнительница
«Саландра» (балетмейстер Казати) Саландра – первая исполнительница
«Спящая красавица» (балетмейстер Эспиноза) Принцесса – первая исполнительница
«Ориэлла» (балетмейстер Коппи) Ориэлла – первая исполнительница
«Дон Жуан» (балетмейстер Коппи) Церлина – первая исполнительница
«Алладин» (балетмейстер Коппи) Принцесса – первая исполнительница
Место работы: Императорский Мариинский театр; с 1935 – Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр))
Дата поступления: 1893 г.
Дата окончания работы: 1901 г.
Среди партий, исполненных за время работы в театре:
«Золушка» (балетмейстеры Петипа, Чекетти, Л. Иванов) Сандрильона – первая исполнительница
«Коппелия» (новая редакция Чекетти) Сванильда – первая исполнительница
«Лебединое озеро» (балетмейстеры Петипа, Л. Иванов) Одетта-Одиллия – первая исполнительница
«Раймонда» (балетмейстер Петипа) Раймонда – первая исполнительница
«Жемчужина» («Прелестная жемчужина») (балетмейстер Петипа) Белая жемчужина – первая исполнительница
«Привал кавалерии» (балетмейстер Петипа) Тереза – первая исполнительница
«Конек-горбунок» Царь-девица
«Синяя борода» (балетмейстер Петипа) Изора, pas-de-deux electrique
«Корсар» (редакция Петипа) Медора
«Талисман» (балетмейстер Петипа) Элла
«Катарина, дочь разбойника» (балетмейстер Перро, в редакции Петипа) Катарина
«Гарлемский тюльпан» (балетмейстер Л. Иванов) Эмма
«Камарго» (балетмейстер Петипа) Камарго
Эрмитажный театр:
«Испытания Дамиса» (балетмейстер Петипа) Изабелла – первая исполнительница
Большой театр, Москва:
«Жемчужина» (балетмейстер Петипа) Белая жемчужина – первая исполнительница (спектакль, данный в рамках официальных торжеств в честь коронации Николая II и Александры Федоровны)
15 (27) января 1895 года в Мариинском театре состоялась историческая премьера. М. Петипа и Л. Иванов представили на суд взыскательной столичной публики полную версию балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро», впоследствии ставшего эмблемой петербургского балета. В главных ролях Одетты и Одиллии выступила знаменитая итальянская танцовщица Пьерина Леньяни, служившая на казенной сцене с 1893 года.
Леньяни окончила балетную школу при театре Ла Скала в Милане, совершенствовала свое мастерство у Катерины Беретты. До приезда в Россию Леньяни дебютировала в Милане, выступала на балетных сценах Парижа, Брюсселя, Мадрида, Турина, Лондона, потом, в 1892 году, вернулась в Милан.
С 1893 по 1901 годы Леньяни танцевала в России. Начала она свои выступления с Москвы. Это продолжалось недолго. С декабря 1893 года Леньяни солистка Мариинского театра, покорившая предъявлявших высокие требования петербургских зрителей с момента своего дебюта в партии Сандрильоны в балете М. Петипа «Золушка», которому, по словам рецензента Санкт-Петербургских ведомостей, «придал особый блеск на редкость удавшийся дебют новой балерины, итальянки г-жи Пьерины Леньяни, представляющей явление безусловно выдающееся в хореографическом мире, в котором молодая балерина имеет все права считаться звездой первой величины».
Танцовщице-виртуозке Леньяни были подвластны любые партии. Техника ее не знала преград. А. Ширяев в своих мемуарах писал, что в лице Леньяни «мы увидели первую в мире балерину конца прошлого [XIX] века; то, что она показала нам в области танцевальной техники, было достоянием ее одной и, во всяком случае, превысило все наши ожидания…. Ей были открыты все тайны тогдашней итальянской хореографии. Она демонстрировала бесконечный ряд танцевальных кунстштюков и в адажио, и в вариациях. Но главной ее специальностью были бравурные па в быстром темпе, вроде тех фуэте, которыми она покорила нас при своем дебюте».
Уже на премьере «Золушки» Танцовщица проявила высочайший профессионализм. Зрители были поражены серией фуэте, выполненных Леньяни с отменным мастерством, без видимых усилий, и, не сдвинувшись с места ни на один сантиметр. Лишь спустя некоторое время технику выполнения этого движения освоила МатильдаКшесинская. Вспоминала Тамара Карсавина: «Внезапный каскад головокружительных туров, удивительно отточенных, сверкающих подобно граням бриллианта, приводил публику в восторг. С академической точки зрения такие элементы акробатики противоречили строгости стиля, но исполнение Леньяни захватывало смелостью, стихийностью, безумной дерзостью, граничащей с героизмом. Критики были вынуждены умолкнуть».
Техническое совершенство, хрустальная чистота танца, музыкальность и академизм позволяли Леньяни беспрепятственно выступать в главных партиях таких разноплановых балетов как «Коппелия» (Сванильда), «Конек-горбунок» (Царь-девица), «Синяя Борода» (Изора), «Корсар» (Медора), «Испытания Дамиса» (Изабелла), «Привал кавалерии» (Тереза), «Катарина, дочь разбойника» (Катарина), «Камарго» (Камарго) и в других. Но в историю балета Леньяни вошла как первая исполнительница ролей Одетты и Одиллии в «Лебедином озере» и Раймонды в одноименном балете.
Казалось бы, что Леньяни была создана для виртуозной партии Одиллии, танец которой венчали ее знаменитые фуэте. Но артистка доказала, что она могла быть и замечательной лирической танцовщицей, создав удивительно проникновенный образ королевы лебедей. Во второй картине «Лебединого озера» техника Леньяни скрылась, растаяла ради трогательных, душевных пассажей Одетты. Она была утонченна и женственна. Танец Одетты-Леньяни, пластичный и музыкальный, отличался особыми интонациями, вызывал сопереживание на уровне эмоции, светился особой искренностью, выглядел утонченным. Сама Леньяни дорожила своей Одеттой и в юбилей Л. Иванова преподнесла ему в подарок золотой сувенир с надписью «От Одетты» на французском языке.
Лишь после отъезда Леньяни из России роль в «Лебедином озере» перешла к Матильде Кшесинской. До того момента Леньяни была единственной исполнительницей балета. Уникальная танцовщица Пьерина Леньяни умело сочетала итальянскую виртуозность школы К. Блазиса с характерными чертами школы петербургской: академизмом, пластичностью, кантиленой движений. В России Леньяни занималась у Н. Легата и Х.Иогансона. Артистка умела возвести в степень образность трактуемых ролей, подчинив ей искусную технику и мастерство.
В 1901 году из-за серьезной болезни матери Леньяни возвратилась на родину. Ее приглашали присутствовать как официальное лицо на экзаменах в балетную школу Ла Скала.
«Prima ballerina assoluta», Леньяни в 1901 году на прощальном спектакле была награждена серебряной туфелькой (ее сегодня можно видеть в музее театра Ла Скала). Пьерина Леньяни была олицетворением образа танцовщицы-профессионала в сегодняшнем современном понимании. Так она сумела опередить свое время.
«…балет «Золушка» оказался прелестною в своем жанре вещью, и имел вполне прочный, выяснившийся успех, который будет несомненно возрастать и которому придал особый блеск на редкость удавшийся дебют новой балерины, итальянки г-жи Пьерины Леньяни, представляющей явление безусловно выдающееся в хореографическом мире, в котором молодая балерина имеет все права считаться звездою первой величины».
Я. Д. «Театр и музыка» «Балет». «СПБ Ведомости», 7декабря 1893 г.
«Г-жа Леньяни, одна из очень редких балерин, на которую приходится не только смотреть, но которою нельзя в то же время не восхищаться».
Я. Д. «Балет». «Бенефис г-жи Леньяни». «СПБ ведомости», 28 января 1894 г.
«Первую роль в «Лебедином озере» танцует несравненная балерина Пьерина Леньяни. Не колеблемся назвать Леньяни несравненной – ничего грациознее, изящнее, пластичнее этой балерины представить себе нельзя».
Б. «Спектакль в память П. И. Чайковского». «Петербургская газета», 18 февраля 1894 г.
«В балете «Золушка» только что приехавшая итальянская балерина Пьерина Леньяни делала fouettés. Это было новостью на нашей сцене. Она вертелась с поразительной силой и уверенностью на середине сцены, не сходя с одной точки. Артисты восторгались ее виртуозностью и на репетиции каждый раз разражались аплодисментами. Каждую репетицию и я тоже аплодировал. На спектакле, будучи «занят в пажах» и стоя в глубине сцены, я пришел в восторг от fouettés и бешено захлопал в ладоши, забыв, что я паж и действующее лицо. Конечно, я был строго наказан».
М. Фокин. «Против течения».
«Ее танцы – это победоносное искусство, о котором не может быть двух противоположных мнений. Она идеализировала это искусство и достигла того предела развития своего очаровательного таланта, которое мы считаем совершенством. Может быть, в будущем столетии народятся еще более сильные таланты, но в нашем веке [XIX], доживающем последние годы, г-жа Леньяни представляет собой исключительное, крупное явление».
А. Плещеев. «Наш балет»