ФИО: Кузнецов Илья Владимирович
Дата рождения: 9 августа 1976 г.
Место рождения: г. Куйбышев (ныне Самара)
Звания/награды:
Заслуженный артист России (2009 г.)
Народный артист Республики Северная Осетия-Алания (2014)
Лауреат театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (сезон 2000–2001).
Член Международной танцевальной ассоциации UNESCO
Президент Благотворительного Фонда "Пропаганда и Возрождения Русского Искусства" (с 2013г.)
Генеральный директор Балетного конкурса "Ballerinka Baltic Sea"
Профессор Шаньсийского Университета (2023)
Профиль авторизован в мае 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой
Год выпуска: 1995
Выпускающий педагог по классике: В. Г. Семенов
Место работы: Государственный академический Мариинский театр
Дата поступления: 1995 г.
Датаокончания работы: 2014 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Манон» (балетмейстер Макмиллан) де Грие – первый исполнитель
«Поэма экстаза» (балетмейстер Ратманский) солист – первый исполнитель
«Теперь и тогда» (балетмейстер Ноймайер) солист – первый исполнитель
«Звуки пустых страниц» (балетмейстер Ноймайер) Власть – первый исполнитель
«Барышня и хулиган» (балетмейстер Боярский) Хулиган – первый исполнитель
«Жизель» граф Альберт, Ганс
«Корсар» (редакция Гусева) Конрад
«Баядерка» (редакция Чабукиани, Пономарева) Раб
«Спящая красавица» (редакция Вихарева) принц Шарман, Карабос
«Лебединое озеро»(редакция Сергеева) принц Зигфрид, Ротбарт
«Раймонда» (редакция Сергеева) Абдерахман, Жан де Бриен
«Дон Кихот» Эспада
«Жар-птица» (балетмейстер Фокин) Иван-Царевич
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Гирей, Вацлав
«Спартак» (балетмейстер Якобсон) Спартак, Гармодий
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Лавровский) Ромео, Тибальд, Парис
«Легенда о любви» (балетмейстер Григорович) Визирь
«Ленинградская симфония» (балетмейстер Бельский) Юноша
«Фауст». «Вальпургиева ночь» (балетмейстер Лавровский) Вакх
«Аполлон» (балетмейстер Баланчин) Аполлон
«Серенада»(балетмейстер Баланчин) Солист
«Симфония до мажор»(балетмейстер Баланчин) II часть. Adagio
«Вальс»(балетмейстер Баланчин) Солист
«Драгоценности». «Бриллианты» Солист
«Кармен-сюита» (балетмейстер Алонсо) Хозе, Тореро
«В ночи» (балетмейстер Роббинс) III часть
«Этюды» (балетмейстер Ландер) Солист
«Щелкунчик» (балетмейстер Симонов) Щелкунчик-принц
«Конек-Горбунок» (балетмейстер Ратманский) Царь
«Анна Каренина» (балетмейстер Ратманский) Каренин
«Прерванная ария» (балетмейстер Куанц) Солист
«Предчувствие весны» (балетмейстер Смекалов) Ярило
«Лабиринт» (балетмейстер Грэм)
«Кармен» (балетмейстер Пети) Хозе
«Trois Gnossienes» (балетмейстер ван Манен)
В концертах:
«Мата Хари» (балетмейстер Романовский) второй офицер
«Мадам Лионелли» (балетмейстер Симонов)
«Тамар» (балетмейстер Сморигинас) Странник
«Клеопатра. Ида Рубинштейн» (балетмейстер де Бана) Господин G
Sforzo бенефис И. Кузнецова 2008 г.
«Возвращение» (балетмейстер Салимбаев)
Создатель и педагог в "Детская Школа Балета Ильи Кузнецова" (с 2012г.)
Автор методики для детской школы балета, классической хореографии от 4 до 12 лет.
Создатель и Генеральный директор "Детской Школы Балета Ильи Кузнецова" (с 2012г.)
Генеральный директор и автор спектакля «Маша и Щелкунчик» (2014г.)
Он внешне напоминал былинного витязя: высокий, стройный, с русыми волосами и горящим взглядом. Поражал его природный темперамент, всегда на сцене выглядел заинтересованным и неравнодушным. Танцовщик никогда не был артистом в роли, жил в спектаклях жизнью своих героев, впечатлял искренностью и правдивостью. Илья Кузнецов – артист полифонического дарования. Вряд ли найдется в его поколении еще такой же исполнитель, который мог в рамках одного балета создать прямо противоположные образы. Кузнецов мог. Парис, Ромео и Тибальд в «Ромео и Джульетте», Альберт и Ганс в «Жизели», де Бриен и Абдерахман в «Раймонде», Хозе и Тореро в «Кармен-сюите», Спартак и Гармодий в «Спартаке». Список его партий можно длить и длить. И в каждой из своих ролей Кузнецов был одинаково убедителен, выразителен и своеобычен.
Окончив Академию русского балета в 1995 году по классу замечательного педагога В. Г. Семенова, Кузнецов достаточно быстро занял положение ведущего солиста. Танцовщику в одинаковой степени удавались романтические образы классических балетов и партии, требующие выразительной актерской игры. Его тянуло к ролям, в которых рельефно можно было отобразить всю гамму сложнейших переживаний персонажей. Он мог быть страдающим от любви де Грие в «Манон», зловещим Тибальдом, сказочным Иваном-царевичем в «Жар птице» и сгорающем от страсти Абдерахманом в «Раймонде», а на завтра предстать в этом же балете закованным в латы средневековым мужественным рыцарем де Бриеном. Ему удавалось все.
Отличная классическая школа, помноженная на незаурядное актерское мастерство, выразительная пластика тела, выигрышная сценическая внешность позволяли Кузнецову не задумываться над техническим воплощением ролей, а просто творить. А еще он был чутким внимательным партнером, желанным для балерин, среди множества которых были Д. Вишнева, М. Александрова, У. Лопаткина, И. Ниорадзе, Ю. Махалина, И. Лиепа, Е. Кондаурова, В. Парт, С. Захарова, В. Терешкина, Ж, Аюпова, А. Волочкова, Г. Степаненко, А. Асылмуратова. С ним любили работать современные хореографы. Он с радостью откликался на новые веяния, охотно шел на эксперименты.
Талант Кузнецова сполна раскрывался в балетах сюжетных, в которых можно было в развитии выстроить линию поведения персонажа. Одной из лучших ролей артиста стала партия де Грие в балете «Манон» К. Макмиллана. Де Грие-Кузнецов – настоящий романтический герой-лирик. Артисту оказался подвластным сложный образ превращения наивного чистого юноши во влюбленного фанатика, попавшего под очарование Манон. Возвышенные чувства сменялись дикой необузданной страстностью. Де Грие-Кузнецов из бесхитростного доверчивого идеалиста превращался в безумца, который был не в состоянии сдерживать свое безудержное желание, измученного чувством к Манон. Он был беспомощен перед своей всепоглощающей любовью, становился ее рабом и жертвой. Невозможно забыть, как Кузнецов-де Грие смотрел на свою возлюбленную. Его взгляд, полный одновременно обожания и тоски, предсказывал трагическую развязку сюжета. И невольно вспоминались строки из Марины Цветаевой:
Кавалер де Гриэ! – напрасно
Вы мечтаете о прекрасной,
Самовластной, в себе невластной,
Сладострастной своей Манон…
Вереницею вольной, томной
Мы выходим из ваших комнат.
Дольше вечера нас не помнят.
Покоритесь – таков закон.
В своем творчестве Кузнецов увлеченно откликался на совсем несходные балетмейстерские стили, по-своему интерпретируя хореографию Д. Ноймайера, Л. Якобсона, Р. Пети, Д. Баланчина, Д. Роббинса, классиков советского балета. Замечателен он был в роли Хулигана в «Барышне и Хулигане» К. Боярского. Его герой предстал гордым ранимым человеком, за дерзкой бравадой которого высвечивались трогательность и ранимость одинокой тоскующей души. Кузнецов тонко передавал перерождение своего героя, показывая, что подлинное, чистое чувство сильнее смерти.
Корректен был танец Кузнецова в балетах наследия. Он чисто танцевал, его исполнение звучало благородно и даже аристократично, но в партиях, требующих самовыражения, кипучего действия, проявления различного вида эмоций, темперамента он был неотразим. Достаточно вспомнить Абдерахмана в «Раймонде». Полный кипучей энергии, Абдерахман-Кузнецов в игре и танце демонстрировал и вожделение, и восторг, и преклонение. Рожденный под пылающим солнцем своей родины, сарацинский шейх-Кузнецов унаследовал жар в крови. Он не пытался бороться с непреодолимым любовным порывом, подавить душевный подъем. В его движениях просматривались восточная нега, томление. Но это был и мужественный воин, идущий в бой с поднятым забралом и достойно встречающий свою смерть в равном поединке.
В скупом пластическом рисунке роли Спартака в одноименном балете Л. Якобсона, Кузнецов разглядел черты не только легендарного ратника, но и человека благородного, с большим достоинством. Также нестандартно у танцовщика прозвучала тема трагической любви к его Фригии, чувства глубокого и неподдельного. В этом же балете Кузнецов предстал и в партии Гармодия, юноши, полностью порабощенного стихией страсти, ради женщины совершившего предательство своих идеалов. Его герой вызывал сочувствие, ему сопереживали. Он был доверчив, легковерен и не смог понять, почему его чувство, чистое и светлое, было попрано и втоптано в грязь. Прозрев, проклиная свои молодость и красоту, Кузнецов-Гармодий понимал, что лишь смертью он искупит свой позор.
Кузнецов принимал участие в нескольких балетах Баланчина. Наиболее удачным стал его Аполлон в одноименном балете. Спортивная, ладная фигура танцовщика, его пластика, как нельзя точно олицетворяли задумку балетмейстера. Аполлон-Кузнецов явился солнечным мальчиком, поначалу ищущим свое место в мире. Взмывая в воздух в различного вида сложных прыжках, исполненных словно играючи, артист воспевал неуемную энергию молодого Бога – вдохновителя муз. Недаром казалось, что сама природа ликовала, внимая Аполлону-Кузнецову. Но он не только инспиратор муз, но и герой-победитель. В его атлетической стати ощущалась сила, готовая уничтожить любого соперника. Таким Аполлон был изображен на картине Рубенса «Аполлон и Пифон», таким его вылепил Пракситель.
В «Серенаде», «Симфонии до мажор» «Вальсе», «Драгоценностях» Баланчина, «В ночи» Роббинса предстал иной Кузнецов – мечтательный романтик.Танец его рождался из музыки и сливался с ней, образуя гармоническое целое. Но все же ему ближе были характеры противоречивые, снедаемые страстями, дающие выход целой гамме разнообразных эмоций: Визирь в «Легенде о любви» Ю. Григоровича, Хозе в «Кармен» Р. Пети, Каренин в «Анне Карениной» А. Ратманского.
Илья Кузнецов – личность неуемная. Он много работал в родном театре, был приглашенным солистом в театрах США, Великобритании, Швеции, Франции, Китая, Японии, Италии, Финляндии, Испании, Германии, принимал участие во множестве отечественных проектов. Кузнецов посвятил себя созданию и руководству сети «Детской школы балета Ильи Кузнецова», обучая маленьких петербуржцев и детей других городов навыкам классического, исторического и характерного танца. Школа пользуется заслуженной популярностью. Впереди мечты о создании балетного детского сада и театра. Кузнецов – автор методики обучения детей, президент благотворительного фонда «Пропаганда и возрождение русского искусства», профессор Шаньсинского университета в Китае.
Илья Владимирович Кузнецов не любит останавливаться на достигнутом, почивать на лаврах. Его цель – планомерное движение вперед, покорение новых вершин. В этом залог процветания одаренной незаурядной личности артиста.