

ФИО: Кшесинская Матильда (Мария) Феликсовна
Дата рождения: 19 (31 августа) 1872 г.
Место рождения: Лигово, близ Санкт-Петербурга
Дата смерти: 6 декабря 1971 г.
Звания/награды:
Prima ballerina assoluta (1895 г.)
Заслуженная артистка императорских театров (1904 г.)
Орден серебряных академических пальм, Франция (1909 г.)
Орден золотых академических пальм, Франция (1910 г.)
Профиль авторизован в декабре 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Императорское Петербургское театральное училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой))
Дата поступления: 1880 г.
Год выпуска: 1890 г.
Педагоги: Л. И. Иванов, Е. О. Вазем, Х.П. Иогансон
С самого начала, будучи ученицей, регулярно привлекалась к участию в балетах и операх. Исполняла партию Ерша в балете «Конек-горбунок».
Место работы: Императорский Мариинский театр; с 1935 – Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр))
Дата поступления: 1890 г.
Дата окончания работы: 1917 г.
Среди ролей, исполненных в этот период:
Мариинский театр
«Ненюфар» (балетмейстер Петипа) Незабудка – первая исполнительница
«Золушка» (балетмейстер Петипа) Одетта – первая исполнительница
«Катарина, дочь разбойника» (балетмейстер Чекетти по Перро) Чардаш – первая исполнительница
«Ацис и Галатея» (балетмейстер Л. Иванов) Галатея – первая исполнительница
«Млада» (балетмейстер Петипа) Млада – первая исполнительница
«Дочь микадо» (балетмейстер Л. Иванов) Готару-Гиме – первая исполнительница
«Синяя Борода» (балетмейстер Петипа) Венера – первая исполнительница, Изора
«Волшебное зеркало» (балетмейстер Петипа) Принцесса – первая исполнительница
«Фея кукол» (балетмейстеры Н. и С. Легаты) Фея кукол – первая исполнительница
«Принц-садовник» (балетмейстер Куличесвская) Эльга – первая исполнительница
«Талисман» (балетмейстер Н. Легат) Нирити – перовая исполнительница
«Аленькийцветочек»(балетмейстер Н. Легат) танец «Мечта» - первая исполнительница
»Эвника» (балетмейстер Фокин) Эвника – первая исполнительница
«Эрос» (балетмейстер Фокин) Девушка – первая исполнительница
«Весталка» (балетмейстер Петипа) Клио
«Шалости Амура» (балетмейстер Л. Иванов) Нимфа
«Калькабрино» (балетмейстер Петипа) Скубб, Мариетта-Драгиниацца
«Коппелия» (новая редакция Чекетти) Мазурка, Сванильда
«Спящая красавица» (балетмейстер Петипа) Фея Кандид, Маркиза, Красная Шапочка, Аврора
«Царь Кандавл» (балетмейстер Петипа) Грация, Диана, Низия
«Сильфида» (балетмейстер Петипа) Подруга Эффи
«Щелкунчик» (балетмейстер Л. Иванов) фея Драже
«Пахита» (балетмейстер Петипа) Пахита
«Пробуждение Флоры» (балетмейстер Петипа) Флора
«Привал кавалерии» (балетмейстер Петипа) Тереза
«Дочь фараона» (балетмейстер Петипа) Аспиччия
«Тщетная предосторожность» (балетмейстеры Петипа, Л. Иванов) Лиза
«Эсмеральда» (балетмейстер Петипа пол Перро) Эсмеральда
«Времена года» (балетмейстер Петипа) Колос
«Арлекинада» (балетмейстер Петипа) Коломбина
«Баядерка» (балетмейстер Петипа) Никия
«Лебединое озеро» (балетмейстеры Петипа, Л. Иванов) Одетта-Одиллия
«Камарго» (балетмейстер Петипа) Камарго
«Дон Кихот» Китри
«Конек-горбунок» Царь-девица
«Фиаметта или триумф любви» (балетмейстер Сен-Леон) Фиаметта
«Брама» (балетмейстер Ширяев) Падмана
«Шопениана» (балетмейстер Фокин) Мазурка, Вальс
«Жизель» Жизель
«Карнавал» (балетмейстер Фокин) Коломбина
«Раймонда» (балетмейстер Петипа) Раймонда (третий акт)
«Па классик» (балетмейстер Фокин)
«Русские песни» (балетмейстер Фокин)
«Фенелла или Немая из Портичи» (опера Обера) (режиссер Боголюбов)Фенелла
Танцы в операх
«Жизнь за царя» Мазурка (балетмейстер Гольц)
«Фауст». «Вальпургиева ночь» (балетмейстер Петипа) Куртизанка, Елена
«Пиковая дама» Пастушка (балетмейстер Петипа)
«Иоанн Лейденский» Танец птиц (балетмейстер Петипа)
«Эксклармонда» Танец духов (балетмейстер Чекетти)
«Русалка» цыганская пляска (балетмейстер Петипа)
«Кармен» Цыганский танец (балетмейстер Романов)
«Галька» мазурка, полонез (балетмейстер И. Кшесинский)
Эрмитажный театр
«Времена года» (балетмейстер Петипа) Колос первая исполнительница
«Арлекинада» (балетмейстер Петипа) Коломбина первая исполнительница
«Ученики господина Дюпрэ» (балетмейстер Петипа) Камарго
Красносельский летний театр
«Фиаметта или Триумф любви» (балетмейстер Сен-Леон) Фиаметта
«Катарина, дочь разбойника» (балетмейстер Петипа по Перро) Болеро
«Фауст» (балетмейстер Петипа по Перро) Маргарита (па-д-аксьон)
«Волшебная флейта» (балетмейстер Л. Иванов) Лиза
«Путешествующая танцовщица» (балетмейстер Петипа) Альма
«Трильби» (балетмейстер Петипа) фрагмент «Насмешница»
«Кермес» (балетмейстер Н. Легат) чардаш
Различные па-де-де и концертные номера
Петергоф. Театр на Ольгином острове
«Пробуждение Флоры» (балетмейстер Петипа) Флора
«Фетида и Пелей» (балетмейстер Петипа) Фетида
«Сон в летнюю ночь» (балетмейстер Петипа) Танец бабочек
«Прелестная жемчужина» (балетмейстер Петипа) Белая жемчужина
Михайловский театр
«Тщетная предосторожность» (балетмейстеры Петипа, Л, Иванов) Лиза
«С Луны в Японию» (балетмейстер Чекетти) Пьеретта – первая исполнительница
Большой зал консерватории, Санкт-Петербург
«Фенелла или Немая из Портичи» Фенелла
Большой театр, Москва
«Прелестная жемчужина» (балетмейстер Петипа) Желтая жемчужина
Русский балет Дягилева, Лондон, Ковент Гарден
«Карнавал» (балетмейстер Фокин) Коломбина
«Лебединое озеро» Одетта-Одиллия
«Павильон Армиды» Армида
«Спящая красавица» па-де-де
В 1929-1964 гг. преподавала в своей балетной студии в Париже
Среди ее учеников Б. Князев, А. Эглевски, М. Фонтейн, И. Шовире, Т. Рябушинская, П. Мэй, П. Аргайл, дочери Шаляпина Марна и Дасия.
Избранная отечественная библиография
Кшесинская М. Воспоминания. М. АРТ 1992. (многочисленные переиздания)
Матильда Кшесинская. СПБ, Арт Деко, 2007
Моей Матильде.Любовные письма и дневники Николая Второго. М Алгоритм 2017
Арсеньева Е. Да, Матильда! М.,Э, 2017
Арсеньева Е. Мудрая змея Матильды Кшесинской.М. Эксмо 2020
Арсеньева Е. Разбитое сердце Матильды Кшесинской. М. Эксмо 2012
Астапшин В. Матильда Кшесинская. Балет,любовь и воля к жизни. Ростов на Дону Феникс 2014
Богатырева Т. Матильда. М. АСТ 2018
Братья Швальнеры. Матильда. Тайна дома Романовых. Издательские решения 2018
Вервейко Г. Юность Матильды. Издательские решения 2021
Вервейко Г. Кшесинская и Романовы. Жизнь в изгнании.Издательские решения 2020
Вервейко Г. Матильда Кшесинская – прима Императорского балета (в двух томах). Издательские решения 2021.
Вронская А. Неистовая МатильдаМ. Совершенносекретно 2005
Кулегин А. Дело об особняке. Как большевики «уплотняли» Матильду Кшесинскую»СПб, ГМПИР. 2012
Кулегин А. Матильда Кшесинская фуэте судьбы (буклет)
Кулегин А. Примадонна императора.СПБ. Норма 2016
Литвинская Е. Матильда Кшесинская. Муза последних Романовых. М. Рипол Классик 2016
Седов Г. Матильда Кшесчинская. М. Аст. 2014
Соколов В. Цесаревич и балеринаМ. Время 2018
Шахмагонова А. Матильда Кшесинская и любовные драмы русских балерин. М, Вече 2017
Широкорад А. Матильда Кшесинская русская Мата Хари. М., Алгоритм 2015
Широкорад А. Жизнь, сверкнувшая молнией. Тайна Матильды Кшесинской. М. Вече 2025
Избранная отечественная фильмография (художественные, документальные и телепроекты)
Абсолютный слух
Балерина царских спален
Балет и власть
Больше чем любовь
Гении и злодеи
Загадки века Любовь трех Романовых
Загадки жизни
Искатели Сокровища прима балерины
Исторические хроники
Кшесинская и ее громкие романы ХХ века
Любовь нечаянно нагрянет
Прима императорской сцены
Спутница великих
Матильда
Матильда Кшесинская
Матильда Кшесинская спутница великих
Наследница Николая Второго
Нераскрытые тайны. Где зарыт клад Кшесинской
Нескучная классика. О фильме Матильда
Пешком в историю. Особняк Кшесинской
Пленница мечты
Почерк эпохи Жизнь на бис
Прима балерина и великая княгиня
Романы Кшесинской
Тайна века. Кшесинская прима императорской сцены
Фаворитка империи
Частная жизнь Кшесинской
Энциклопедия
Оставив за скобками амурные приключения, закулисные интриги и то, что танцовщица была королевой скандалов и правила бал на сцене и за кулисами, надо отметить, что Матильда Кшесинская была невероятной балериной, добившейся высочайшего положения prima ballerina Аssoluta упорным фанатичным трудом в репетиционных залах.
Кшесинская происходила из балетной семьи. Путь ее был предопределен с детства. В 1880 году она поступила в Императорское театральное училище, которое окончила в 1890 году и была определена в труппу Мариинского театра корифейкой как Кшесинская 2-я. Кшесинской 1-й была ее родная сестра Юлия, служившая в кордебалете театра уже семь лет.
Кшесинская прошла хорошую школу. Ее педагогами были Л. И. Иванов, к урокам которого она, правда, относилась с пренебрежением, Е. О. Вазем и затем Х. П. Иогансон. У Иогансона она продолжала заниматься и в театре. Кшесинская высоко ценила его как педагога, сделавшего из нее балерину.
В конце XIX века на Мариинской сцене главенствовали балерины итальянки. Кумиром Кшесинской тех лет была Вирджиния Цукки, танцовщица, которая умело сочетала виртуозную технику с эмоциональной актерской игрой. Наблюдая за ее выступлениями, Кшесинская постигала смысл балетного искусства, стремилась подражать. Чтобы стать первой, о чем мечтала юная Кшесинская, были необходимы безграничная приверженность делу, высокий уровень энтузиазма и неутолимая жажда постоянного совершенствования. У Кшесинской этих качеств было в избытке. Она стала брать уроки у Э. Чекетти. Танцовщица усердно занималась, что привело к постепенному вытеснению иностранных балерин с казенной сцены. Вступая с ними в невольное состязание, Кшесинская вышла из него абсолютной победительницей. Артистка много танцевала, не отказывалась даже от небольших партий. Статистика ее первого сезона в театре показала, что Кшесинская выходила на сцену 43 раза: 22 раза в балетах и 21 раз в операх, чередуя кордебалетные места с корифейскими, и трудилась, трудилась, трудилась.
Она стала непременной участницей летних сезонов в Красносельском летнем театре, танцуя различные па-де-де и концертные номера, среди которых были и характерные танцы. Ее основными партнерами были Н. Легат и Г. Кякшт.
Сочетание уроков Иогансона и Чекетти приносило определенные плоды. Танец ее обретал виртуозность, становился эмоциональным, наполненным. Она научилась прятать свои недостатки, выгодно демонстрировать достоинства. Перед ней открывался путь в балерины, тем более что за ее спиной стояли сильные мира сего. Танцовщица постепенно начинала набирать репертуар.
Принято ошибочно считать, что Кшесинская достигла таких высот, во многом благодаря своим высокопоставленным покровителям, но отзывы отечественной и зарубежной прессы о ее даровании подтверждают, что она была выдающейся танцовщицей. Вспоминал Ф. Лопухов, не особенно жаловавший Кшесинскую, но давший ее искусству достаточно объективную оценку: «Маленького роста [153 см], с ногами далеко не идеальной формы, с плохими пуантами и полупузырчатыми икроножными мышцам, Кшесинская тем не менее интересно исполняла terre à terre’ партии лирико-драматического плана... Кшесинская как-то броско, блестяще, я бы сказал – по-шляхетски делала большинство па классического танца, культивируя резкость, силу и некоторую небрежность, свойственные итальянской школе. Но это лишь одна сторона ее таланта. Было что-то в Кшесинской, что в некоторых движениях делало ее подлинно русской балериной, отделяя от плеяды итальянских артисток, которые еще царили на сцене Мариинского театра в прошлом [XIX] веке, даже в балетах Чайковского и Глазунова. То ли удальство, то ли размах, то ли стремительность и мужественность, то ли темперамент, проявляясь всплесками, придавалиее исполнению традиционных па привлекательность и волновали публику».
Кшесинская была первой русской танцовщицей, которая вслед за Э. Бессоне и П. Леньяни повторила 32 фуэте на императорской сцене. При возобновлении своих балетов Петипа зачастую менял текст некоторых вариаций, подгоняя их под исполнительские возможности стиля Кшесинской, который сегодня скорее всего назвали бы спортивным.
Лучшими созданиями Кшесинской в Мариинском театре стали Аврора в «Спящей красавице», Лиза в «Тщетной предосторожности», Аспиччия в «Дочери фараона», Царь-девица в «Коньке-горбунке»,Эсмеральда в одноименном балете. Но ей также были подвластны партии, требующие трагического накала эмоций, достаточно вспомнить ее Фенеллу в опере «Немая из Портичи». Не повторяя своих выдающихся предшественниц Марию Тальони, Фанни Эльслер, Вирджинию Цукки, Кшесинской удалось создать на редкость правдивый образ немой девушки, показать ее страдания.
Вспоминал режиссер спектакля Н. Боголюбов: «Я быстро договорился с умной и тактичной Матильдой Феликсовной о форме мимического языка немой Фенеллы. Кшесинской не надо было подсказывать смысл жеста или положения на сцене – замечательная актриса творила сама. Я как режиссер должен был только замечать и снимать малейший налет “балетности” в позах, мимике и жесте балерины. Я пародийно имитировал все это; талантливая артистка, улыбаясь, иногда смеясь, отбрасывала “шлак балета” и своей интуицией приблизилась в роли Фенеллы к уровню прекрасного драматического исполнения. Как в знаменитой Дункан нельзя было видеть балетной артистки, так и Кшесинская в “Фенелле” ничем не напоминала выдающуюся балерину; образ, стиль и интерпретация роли – все следовало отнести к редкому виду искусства театра – к мелодраме». Т. Карсавина считала Кшесинскую выдающейся драматической актрисой.
С 1893 года Кшесинская прима балерина. В 1895 году она была названа “prima ballerina assoluta”, в 1904 стала заслуженной артисткой Императорских театров.
Помимо Мариинского театра танцовщица выступала в Москве, Монте-Карло, Вене, Париже, Варшаве. В 1911 и 1912 годах она участница Русских сезонов С. Дягилева, танцуя в «Лебедином озере» и балетах М Фокина. Но с Фокиным, как с хореографом, у Кшесинской роман не сложился, хотя она и участвовала в ряде его балетов. .
Матильда Кшесинская была и осталась последней выдающейся балериной имперской России. Талант ее раскрылся в балетах Петипа. Она вошла в историю как образцовая исполнительница академической школы, требующей технического мастерства стилистики Петипа, чьим апологетом она и оставалась до конца сценической карьеры.Во время Первой мировой войны, в 1914 году, Кшесинская открыла лазарет для раненых, привлекла к лечению больных лучших врачей. Помимо этого, она жертвовала деньги Русскому Театральному обществу в пользу семей артистов, призванных на войну, принимала участите в благотворительных концертах.
В последний раз Кшесинская вышла на сцену уже в эмиграции 14 июля 1936 года, исполнив русский танец в Лондоне в театре Ковент Гарден. Ошеломленная публика вызывала Кшесинскую на поклон 18 раз. Ей было 64 года. В 1957 году она переслала в Дом-музей П. И. Чайковского в Клину для экспозиции музея туфли и костюм, в которых она в последний раз выходила на сцену. В 1958 году Кшесинскую заметили среди зрителей на спектакле Большого театра, гастролировавшего в Париже.
В 1929 году в Париже открылась танцевальная студия Матильды Кшесинской, которая просуществовала до 1964 года. В 1933 году в ней обучалось более 100 человек. Среди учеников Кшесинской значились Б. Князев, А. Эглевский, П. Мэй, П. Аргайл, И. Шовире, М. Фонтейн, дочери Шаляпина Марина и Дасия, Т. Рябушинская, которая вспоминала, что Кшесинская никогда не повышала голоса, и все четко, тщательно и доходчиво объясняла сворим ученикам.Танцовщица оставила мемуары, которые неоднократно переиздавались в России, начиная с 1992 года.
Матильда Кшесинская сыграла историческую роль в развитии отечественного балета, который вряд ли бы завоевал лидирующие позиции без ее участия. Своим искусством она доказала, что наш балет смог стать самостоятельным и существовать без участия балерин иностранок. Искусство Кшесинской нашло свое развитие и продолжение в пламенных танцах Наталии Дудинской и других виртуозных учениц А. Я. Вагановой.
Танцовщица не дожила несколько месяцев до векового юбилея. Она упокоилась под Парижем, на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. На ее памятнике начертаны следующие слова: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романова-Красинская, заслуженная артистка Императорских театров Кшесинская».
«…..г-же Кшесинской 2-й дали протанцевать «Пахиту». Балерина прелестно исполнила этот балет. Г-жа Кшесинская 2-я пользуется большими симпатиями публики – она имеет за себя молодость, свежесть, красоту, артистичность натуры и любовь к искусству. Почти каждый выход г-жи Кшесинской 2-й сопровождался опустошением петербургских цветочных магазинов. Ей подносились не корзины, а целые клумбы цветов».
Б. «Итоги балетного сезона». «Петербургская газета», 3 марта 18904 г.
«М(атильда) Ф(еликсовна) обладает основательной хореографической школой, и ее танцы блещут свежестью таланта; они полны огня, смелости и шика».
Б. «Итоги сезона». «Петербургская газета» 3 марта 1897 г.
«Главная привлекательность г-жи Кшесинской – не в фейерверке трудностей, не в совершенстве фуэте, а в том общем отпечатке эстетичности, который отличает ее исполнение».
К. Скальковский. «Лебединое озеро». «Петербургская газета» 19 января 1904 г.
«Среди деятелей современного балета на сцене Мариинского театра М. Ф. Кшесинская представляет собою явление исключительного интереса. Имя ее пользуется большою известностью, талант ее, необычайной яркости и огромных размеров, признан всем и не только техника ее танца, не знающая никаких трудностей, но и общий их характер производят захватывающее впечатление, волнуют и держат в плену все ваше внимание, хотя бы рядом с Кшесинской танцевали балерины с дарованием не меньшего калибра. Она всегда в центре балетно-сценического действия».
А. Волынский. «М. Ф. Кшесинская («Лебединое озеро») «Биржевые ведомости». 5 декабря 1911 г.
«Матильда Феликсовна Кшесинская сыграла историческую роль в Петербургском балете. Она появилась на сцене в то время, когда для возбуждения интереса к зачахшему балету дирекция приглашала знаменитых итальянских балерин… Кшесинская выросла в первоклассную балерину, не только не уступавшую иностранкам, но превзошедшую многих из них… Такой богато-одаренной драматической балерины я больше не вижу и горюю за Терпсихору.»
А. Плещеев. «Кшесинская». «Русский балет» Альбом «Солнца России» №1, 1913 год
«Вместо Карлотты Брианца в «Калькабрино» 1 ноября выступила М. Ф. Кшесинская, исполнявшая роли Мариэтты и Драгиниаццы. Это было молодое, даровитое исполнение, носившее печать энергичного труда и упорной настойчивости».
А. Плещеев. «Наш балет»