ФИО: Ковмир Николай Иванович
Дата рождения: 30 июня 1947 г.
Место рождения: г. Свердловск
Дата смерти: 29 января 2000 г. (по некоторым источникам 2001 г.)
Место смерти: г. Санкт-Петербург
Звания/награды:
Заслуженный артист РСФСР (1977 г.)
Народный артист РСФСР (1983 г.)
Профиль авторизован в мае 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Киевское хореографическое училище (Киевский государственный профессиональный хореографический колледж)
Дата окончания:1967 г.
Выпускающий педагог по классике: В. А. Денисенко
Место учебы: класс усовершенствования Ленинградского хореографического училища имени А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Дата окончания: 1970 г.
Выпускающий педагог по классике: А. И. Пушкин
Место работы: Харьковский национальный академический театр оперы и балета имени Н. В. Лысенко
Дата поступления: 1966 г.
Дата окончания работы: 1968 г.
Место работы: Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр))
Дата поступления: 1070 г.
Дата окончания работы: 1995 г.
Роли, исполненные за время работы в театре:
«Зачарованный принц» (балетмейстер Виноградов) Шут – первый исполнитель
«Корсар» (редакция Сергеева) Купец – первый исполнитель, Раб, Конрад
«Левша» (балетмейстер Сергеев) Левша – первый исполнитель
«Тиль Уленшпигель» (балетмейстер Елизарьев) Инквизитор – первый исполнитель, Тиль
«Собор Парижской богоматери» (балетмейстер Пети) Квазимодо – первый исполнитель
«Пушкин» (балетмейстеры Касаткина, Василев) Пугачев – первый исполнитель
«Ревизор» (балетмейстер Виноградов) Городничий – первый исполнитель
«Ангара» (балетмейстер Бударин) Виктор – первый исполнитель
«Конек-горбунок» (балетмейстер Брянцев) Иван – первый исполнитель
«Страницы прошлого» (балетмейстер Брянцев) Солдат – первый исполнитель
«Вечер современной хореографии» (балетмейстер Брянцев) «Шаман» – первый исполнитель
«Асият» (балетмейстер Виноградов) Али – первый исполнитель
«Дафнис и Хлоя» (балетмейстер Мурдмаа) Бриаксис – первый исполнитель
«Неаполь» (балетмейстер Бурнонвиль) Гольфо – первый исполнитель
«Броненосец «Потемкин» (балетмейстер Виноградов) Командир корабля – первый исполнитель
«Дон Кихот» Базиль
«Каменный цветок» (балетмейстер Григорович) Северьян
«Баядерка» (редакция Чабукиани, Пономарева) Солор, Магедавея
«Лебединое озеро» (редакция Сергеева) Шут, Ротбарт
«Жизель» Ганс, Классический дуэт
«Спящая красавица» (редакция Сергеева) Карабос, Жених
«Сильфида» (балетмейстер Бурнонвиль) Мэдж
«Лауренсия» (балетмейстер Чабукиани) Фрондосо
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Гирей
«Гамлет» (балетмейстер Сергеев) Лаэрт
«Ленинградская симфония» (балетмейстер Бельский) Юноша
«Икар» (балетмейстер Бельский) Архонт
«Сотворение мира» (балетмейстеры Касаткина. Василев) Черт
«Спартак» (балетмейстер Якобсон) Мармиллон
«Гусарская баллада» (балетмейстеры Виноградов, Брянцев) Ржевский
«Вечер старинной хореографии» «Эсмеральда» (балетмейстер Ваганова) па-де-де Дианы и Актеона
«Арлекинада» па-де-де (балетмейстер Ф. Лопухов)
Участие в конкурсах:
Название конкурса: Первый международный конкурс артистов балета
Дата проведения: 1969 г.
Место проведения: г. Москва
Награда: лауреат, третья премия
Место учёбы: Ленинградская консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова (современное название: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова)
Год выпуска: 1987
Окончил балетмейстерское отделение кафедры Режиссуры балета
Педагог: Н. А. Долгушин
Место учебы: Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Дата поступления: 1979 г., 1984 г.
Дата окончания работы: 1980 г., 1994 г.
Должность: Педагог
«Звезды русского балета»
«Бенефис Кургапкиной»
«Женитьба Бальзаминова»
«Последняя тарантелла»
Он не обладал внешностью балетного принца, не воплотил на сцене образы элегических мечтателей, романтических меланхоликов, вдохновенных поэтов. Его уделом были воины, солдаты, парни из народа, сказочные Иваны, шуты, злодеи. Ему удавались гротесковые роли. Имя его Николай Ковмир.
Принято считать, что танцовщику не суждено было в полной мере проявить себя, что для него не находилось репертуара, отвечающего его танцевальным качествам и актерским возможностям. Это не совсем верно. За 24 года службы в Кировском (Мариинском) театре Ковмир был первым исполнителем партий в 15 балетах, исполнял главные роли во множестве спектаклей текущего репертуара. Ему не пришлось поработать с Л. Якобсоном и Ю. Григоровичем, но участие в балетах, поставленных Р. Пети, И. Бельским, М. Мурдмаа, О. Виноградовым, К. Сергеевым, Н. Касаткиной и В. Василевым, В. Елизарьевым, Д. Брянцевым и другими хореографами, раскрыли талант артиста мужественного направления, героя-ратоборца, ревностного защитника правды и справедливости.
С другой стороны, ему также удавались роли характерные, с элементами эксцентричности и сатиры. Он был танцовщиком неравнодушным и эмоциональным. А когда Ковмиру пришлось перейти на игровой и мимический репертуар, то и в нем он проявил себя как незаурядный исполнитель. Артист не боялся риска эксперимента. Он запросто вступал в творческий диалог с современными хореографами, принимал участие в создании новых опусов, становился соавтором. Не все спектакли оборачивались удачей, но участие в них Ковмира вызывало неподдельный интерес, обещание неожиданного, оригинального. А вводы в текущий репертуар были свежи и нестандартны.
Виртуозное профессиональное владение Ковмиром всем арсеналом классического танца, замечательная школа патриархов балетной педагогики В. А. Денисенко и А. И. Пушкина, позволяли артисту сосредотачивать внимание на актерской составляющей ролей, продумывать нестандартные детали образного решения партий. Ковмир не так много участвовал в балетах наследия, но в тех, в которых довелось танцевать, он был по-своему интересен и не похож на своих предшественников.
После ухода из театра В. Панова Ковмир стал главным исполнителем партии Базиля в «Дон Кихоте». Его герой был сметливым и находчивым. Базиль Ковмира, неунывающий и немного ироничный, прокладывал дорогу к своему счастью, деятельно добиваясь успеха. Такой герой не потерпел бы поражения. В его шутливых на первый взгляд интонациях слышались жестковатые ноткы человека целеустремленного, наперед знающего, что успех не за горами. Неугомонный характер Базиля Ковмира, брызжущая через край энергия, роднили персонаж Ковмира с его ролями из современных балетов. Танец его Базиля был истинно мужским, лишенным даже намека на жеманство и манерничанье. А финальный дуэт был наполнен ощущением счастья, достигнутого в сражении.
Таким же был и его Фрондосо из «Лауренсии» В. Чабукиани. Простой деревенский парень у Ковмира натура цельная. На первый план выходили отвага и бесстрашие, которые помогали Фрондосо Ковмиру доказывать верность и преданность как Лауренсии, так и народу Фуэнте Овехуны. Глядя на Фрондосо-Ковмира, вспоминались слова Далай-ламы XIV: «Чем больше вами движет любовь, тем бесстрашнее и свободнее будут ваши поступки».
В балете «Корсар» в версии К. Сергеева Ковмир создал противоречивый образ пирата Конрада. Разбойник и пылкий влюбленный, Конрад-Ковмир был личностью сильной, мятежной. В нем сочеталось на первый взгляд несочетаемое: рыцарство и деспотизм, благородство и жестокость, суровость и нежность. Танец Конрада-Ковмира впечатлял темпераментом, был дерзким, гордым, воинственным.
Таким же был и его Актеон из знаменитого па-де-де Дианы и Актеона из балета «Эсмеральда». В этом дуэте Ковмир предстал умелым охотником, попавшим под чары богини Дианы, очарованным и преклоненным перед ее величием и красотой. Танец Актеона-Ковмира ликовал и звенел как стрела, выпущенная из натянутой тетивы лука зверолова. В каскаде виртуозных движений, головокружительных различного вида прыжках воссоздавалась иллюзия погони Актеона за богиней. Это был танец-преодоление, восходящий к «Метаморфозам» Овидия.
Одной из лучших ролей Ковмира была партия Квазимодо в «Соборе Парижской богоматери» Р. Пети, сочиненная в совсем непривычной пластике и трудная технически. Она удалась артисту. Квазимодо-Ковмир ранимый человек.Танцовщик показывал духовное перерождение своего героя из послушного раба Клода Фролло, в личность, познавшую любовь и готовую на любую жертву ради той, которую полюбил. Квазимодо-Ковмир удивительно добр. Он так вживался в образ, что временами балетный спектакль воспринимался как кинолента, в череде кадров которой возникал глубокий правдивый образ Квазимодо, главного героя балета.
Ковмир умел шутить на сцене. Достаточно вспомнить его шалуна и озорника Черта в «Сотворении мира» Н. Касаткиной и В. Василева. Он с наслаждением валял дурака с Адамом, а потом как бы нехотя, по положению ему положенному, творил зло.
Роль Городничего в «Ревизоре» О. Виноградова расцветила новыми красками талант Николая Ковмира. Городничий танцовщика настоящий хамелеон, с несколькими непохожими друг на друга лицами. Его можно описать следующим образом: «человек ничем не лучше хамелеона – белеет от страха, краснеет от стыда, зеленеет от злости, чернеет с горя, синеет от пьянства, розовеет от смущения, голубеет при отсутствии смущения и становится фиолетовым от равнодушия». (Зульнара).
Городничий Ковмир с разными людьми разный. Его характер менялся и в зависимости от смены обстановки. Артист показывал своего героя с известной долей иронии. Его Городничий – личность примечательная, чей ум, хитрость, изворотливость направлены только на свою выгоду. Ковмир насмехался над своим персонажем, развенчивая его сущность.
Бывают люди, словно хамелеоны:
У них свои устои, у них свои законы.
Чтобы достичь своих корыстных целей,
Так хороши в словах, но так плохи на деле...
Улыбкой — в лицо, а ножом — в спине,
Ногами на плечах, и вот — они на вышине.
Не сокрушаясь даже в своей вине,
Пока ты умираешь в слезах и тишине.
(Е. Чернышова)
Постепенно Ковмир стал переходить на мимические и характерные роли, исполнил Ганса в «Жизели», Мэдж в «Сильфиде», Ротбарта в «Лебедином озере», Северьяна в «Каменном цветке», Факира в «Баядерке», Карабос в «Спящей красавице», Гирея в «Бахчисарайском фонтане». В роли Гирея Ковмир показал перерождение персонажа из деспота и тирана в страстно влюбленного страдающего мужчину, который не в состоянии забыть свою несбывшуюся любовь.
Северьян у Ковмира личность измученная, опустошенная. Он человек конченный. Ненависть ко всем, ярость,жестокость уживались в нем с безнадежностью и горечью пропавшей жизни. Попытка притупить угрызения совести, усмирить страсть к изуверству, потопить все в вине, приводили Северьяна Ковмира на ярмарку. Здесь же его достигала заслуженная кара от руки Хозяйки Медной горы.
Ковмир окончил балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории, на протяжении ряда лет преподавал в Вагановской школе.Когда в последние годы тяжелый недуг приковал артиста к постели, о нем благополучно забыли. Так незаметно он ушел из жизни в 2000 году, будучи всего 52 лет от роду. Но память людей, которые видели Николая Ивановича Ковмира в различных балетах, до сих пор бережно хранит впечатления от его незабываемых созданий на сцене театра имени Кирова.