ФИО: Корень Сергей Гаврилович
Дата рождения: 6 сентября (24 августа) 1907 года
Место рождения: г. Санкт-Петербург
Дата смерти: 6 июня 1969 г.
Место смерти: г. Москва
Звания/награды:
Заслуженный артист РСФСР (1939 г.)
Народный артист Кабардино-Балкарской АССР (1957 г.)
Заслуженный деятель искусств Северо-Осетинской АССР (1960 г.)
Сталинская (Государственная) премия (1950 г.)
Орден Красной Звезды (1943 г.)
Медаль «За оборону Ленинграда» (1943 г.)
Орден «Знак Почёта» (1951 г.)
Профиль авторизован в августе 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: вечерние курсы Ленинградского государственного хореографического техникума (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой))
Год выпуска: 1927 г.
Педагоги: Е. П. Снеткова, В. А. Семенов, В. И. Пономарев, А. М. Монахов, А. В. Ширяев
Место работы: Ленинградский государственный академический Малый театр оперы и балета (современное название: Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского — Михайловский театр))
Дата поступления: 1927 г.
Дата окончания работы: 1930 г.
Партии, исполненные за время работы в театре (танцы в операх и опереттах):
«Прыжок через тень» (балетмейстер Чекрыгин)
«Джонни наигрывает» (балетмейстер Вайнонен)
«Похищение из сераля» (балетмейстер Чекрыгин)
«Золотой петушок» (балетмейстер Баланчивадзе (Дж. Баланчин)
«Желтая кофта» (балетмейстер Чекрыгин)
«Там, где жаворонок поет»
Место работы: Ленинградский ГОТОБ, впоследствии театр имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр))
Дата поступления: 1930 г.
Дата окончания работы: 1942 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Сердце гор» (балетмейстер Чабукиани) Заал – первый исполнитель
«Тарас Бульба» Остап (балетмейстер Ф. Лопухов) первый исполнитель, Андрий
«Лауренсия» (балетмейстер Чабукиани) фламенко, танец с кастаньетами – первый исполнитель
«Лебединое озеро» (балетмейстеры Петипа, Л. Иванов) венгерский танец, испанский танец
«Спящая красавица» (балетмейстер Петипа) принц Фортюне, Кавалер
«Золотой век» (балетмейстеры Вайнонен, Якобсон, Чеснаков) советский пляс, чечетка, канкан
«Раймонда» (балетмейстер Петипа) панадерос, венгерский танец
«Красный мак» (балетмейстеры Ф. Лопухов, Пономарев, Леонтьев) эксцентрический танец
«Дон Кихот» Эспада, фанданго
«Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) Баск, карманьола
«Конек-горбунок» Раб, рапсодия
«Египетские ночи» (балетмейстер Фокин) Амун
«Карнавал» (балетмейстер Фокин) Флорестан
«Корсар» (редакция Петипа) танец корсаров
«Ледяная дева» (балетмейстер Ф. Лопухов) Дружко
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) татарская пляска, Нурали
«Утраченные иллюзии» (балетмейстер Захаров) Атаман, Герцог
«Партизанские дни» (балетмейстер Вайнонен) Керим
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Лавровский) Меркуцио
Танцы в операх:
«Кармен» Поло (балетмейстер Ф. Лопухов)
«Русалка» русская, цыганский танец (балетмейстер Ширяев)
«Руслан и Людмила» лезгинка (балетмейстер Фокин)
«Вильгельм Телль» крестьянский танец (балетмейстер Глан)
«Князь Игорь». Половецкие пляски (балетмейстер Фокин)
«Мазепа» гопак (балетмейстер Вайнонен)
«Демон» лезгинка (балетмейстер Корень)
«Иван Сусанин». («Жизнь за царя») краковяк, вальс, мазурка (балетмейстеры А. Лопухов, Корень)
Место работы: Государственный академический Большой театр СССР (современное название: Государственный академический Большой театр России))
Дата поступления: 1942 г.
Дата окончания работы: 1959 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Красный цветок» (балетмейстер Лавровский) Ли Шанфу – первый исполнитель
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Лавровский) Меркуцио – первый исполнитель
«Тропою грома» (балетмейстер Сергеев) Герт – первый исполнитель
«Великая дружба» Танцы в опере (балетмейстер Корень) – первый исполнитель
«Дон Кихот» Эспада, болеро
«Конек-горбунок» Раб
«Баядерка» (редакция Горского, Тихомирова) индусский танец
«Лебединое озеро» (редакция Горского, Мессерера) венгерский танец
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Нурали, Гирей
«Раймонда» (редакция Лавровского) панадерос, мазурка
«Мирандолина» (балетмейстер Вайнонен) Кавалер Рипафратта
«Сказ о каменном цветке» (балетмейстер Лавровский) Северьян
«Лауренсия» (балетмейстер Чабукиани) Командор
«Абессалом и Этери» лекури (балетмейстер Джавришвили)
«Иван Сусанин» («Жизнь за царя») краковяк (балетмейстер Захаров)
«Руслан и Людмила» лезгинка (балетмейстер Захаров)
«Кармен» болеро (балетмейстер Корень)
Место работы: Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр))
Танцы в операх:
«Демон»
«В бурю»
«Чародейка»
«Иван Сусанин» («Жизнь за царя») (совместно с А. Лопуховым)
Место работы: Государственный академический Большой театр СССР (современное название: Государственный академический Большой театр России))
Танцы в операх:
«Хованщина»
«Чародейка»
«Великая дружба»
«Кармен»
Кишиневский театр оперы и балета
«Лебединое озеро» - редакция
Краснофлотский ансамбль песни и пляски ВМФ СССР
Пляска «Соленая вода»
Концертные номера, поставленные и исполненные С. Коренем:
«Мазурка» Шопена
«Ноктюрн» Филда
«Армяно-курдский танец»
«Грузинский лекури»
«Крымская хайтарма»
«Узбекский танец»
«Цыганская пляска»
«Испанская новелла»
«Ла Коррида»
«Танго»
«Малагуэнья»
«Чулапериас»
«Сапатеада»
«Болеро»
«Хота»
«Соло кастаньет»
«Разговор кастаньет»
В 1936 г. поставил и исполнил (с Н. Анисимовой) на эстраде своеобразный спектакль — сюиту испанских танцев.
Ставил танцы в спектаклях ряда московских драматических театров и в художественном фильме «Садко».
Место работы: Ленинградский государственный академический Малый театр оперы и балета (современное название: Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского — Михайловский театр))
Дата поступления: 1937 г.
Дата окончания работы: 1942 г.
Должность: педагог характерного танца
Место работы: Государственный академический Большой театр СССР (современное название: Государственный академический Большой театр России))
Дата поступления: 1960 г.
Дата окончания работы: 1969 г.
Должность: педагог-репетитор
В 1934 году вел классы характерного танца в Ленинградском институте физкультуры (ныне Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта)
Главный балетмейстер Центрального ансамбля Краснофлотской песни и пляски Военно-морского флота СССР (1950- 1954 гг.)
Киноконцерт 1941 года
Большой концерт
«Ромео и Джульетта» - Меркуцио
«Граф Нулин» - граф Нулин
«Сомбреро»
С. Корень. О характерном танце (рукопись). Петербургское отделение библиотеки СТД. (воспроизведена в книге Львова-Анохина «Сергей Корень»)
С. Г. Корень. Буклет М. Искусство. 1953 г.
Львов-Анохин Б. Сергей Корень. М. Искусство. 1988 г.
Он – корень всяческого пляса.
В нем образов сгрудилась масса,
Любой из них ты только тронь,
Как брызнет из-под ног ...огонь!
Скульптор Вера Мухина любила и понимала искусство балета. В 1949 году она вылепила фарфоровую статуэтку артиста в роли Меркуцио из балета «Ромео и Джульетта». Глядя на нее, было ощущение, что танцовщик на мгновение застыл в непринужденной позе, чтобы через минуту продолжить свой танец, настолько динамичной выглядела его фигура. застывшая в статике фарфора. Герой опирался на шпагу, готовый применить свое оружие в любой миг. В чуть надменном повороте головы проглядывали озорство и непокорность. В непринужденной позе читалось чувство собственного достоинства, а в ироничном взгляде проницательность и остроумие. Моделью для произведения скульптуры послужил выдающийся характерный танцовщик, блестящий исполнитель партии Меркуцио в балете Лавровского, Сергей Корень.
Корень заинтересовался искусством танца лишь в 17 лет, придя на занятия в пластическую студию Н. И. Натан-Горской. В студии Корень получил навыки умения владеть своим телом, учился выразительным движениям, их музыкально-ритмической пластике. В 1924 году Корень уже ученик вечерних курсов при Петроградском театральном (балетном) училище, (в будущем Академии русского балета имени А. Я. Вагановой). Первый год он изучал азы классики в классе внимательного и чуткого педагога Е. П. Снетковой, далее его педагогами стали выдающиеся мастера своего дела: В. А. Семенов, В. И. Пономарев, А. М. Монахов, А. В. Ширяев.
По окончании курсов Корень артист Малого оперного театра (ныне Михайловский), занятый в танцах в операх и опереттах. Это была хорошая школа. Танцы шли в постановках молодых балетмейстеров, ставших впоследствии мэтрами: В. Вайнонена, Г. Баланчивадзе (Дж. Баланчина). Также балетмейстером-постановщиком являлся опытный А. И. Чекрыгин.
Участие в различных оперных спектаклях расширило кругозор молодого артиста, познакомило его как с шедеврами Моцарта и Римского-Корсакова, так и с современными опусами Кшенека, в операх которого «Прыжок через тень» и «Джонни наигрывает» Корень участвовал. Все это без сомнения пригодилось артисту в будущем.
В 1930 году Кореня приглашают в ЛенГОТОБ (Мариинский театр), где он танцевал до 1942 года. С первых шагов на казенной сцене Корень зарекомендовал себя не только как первоклассный исполнитель характерного репертуара, но и как вдумчивый актер по своему трактующий игровые роли. На сцене Корень выглядел ослепительно. Его танцы при строгости формы были броскими, блистательными и всегда стильными. Он потрясающе чувствовал колорит танцев разных народов, органично предавал их национальные черты.
В первую очередь ему удавались испанские танцы, в которых артист был неотразим, в особенности в партнерстве с темпераментной Ниной Анисимовой. Его исполнение отличали чувственная насыщенность, эмоциональное богатство, жар, азарт. В горделивой осанке, выразительных жестах рук, изгибах тела, рождался образ тореадора в преддверии корриды, жаждущего успеха и поклонения зрителей, пришедших на бой быков. Великолепное умение носить сценический костюм и виртуозное владение кастаньетами дополняли волнующий образ.
Корень-Эспада в «Дон Кихоте» кумир и любимец толпы, отлично осознававший свою исключительность и снисходительно разрешавший ему поклоняться. Его заостренный графичный танец был гимном жизни, в которой ему были уготованы успех, обожание и любовь. Недаром espada в переводе с испанского означает рапира, шпага, меч.
На ленинградской сцене, а в дальнейшем и Большого театра, Корень проявил себя как проницательный и мыслящий актер. В его репертуаре появились партии, требующие актерского осмысления, оригинальных трактовок. Среди таких ролей у танцовщика были Заал («Сердце гор» В. Чабукиани), Остап («Тарас Бульба» Ф. Лопухова), Дружко («Ледяная дева Ф. Лопухова), Керим («Партизанские дни» В. Вайнонена), Меркуцио («Ромео и Джульетта» Лавровского).
Молодой князь Заал у Кореня выглядел аристократом и щеголем, крепко стоящим на ногах и не привыкшим слышать слово «нет». Пылкий влюбленный, признавшийся героине балета Маниже в своем чувстве, Заал-Корень оборачивался тираном, хладнокровным и самовластным убийцей, мстительно расправлявшимся со своим соперником и способным на убийство своей возлюбленной.
Совершенное владение пластико-пантомимическим арсеналом позволило Кореню создать полнокровный образ Керима в «Партизанских днях», роли, решенной в основном средствами пантомимы. Эта партия также подтвердила отличную адаптацию артиста к разнообразным танцевальным стилям.
Неотразим Корень в партии Меркуцио. К счастью, эта работа была увековечена в фильме-балете «Ромео и Джульетта» 1954 года. Колкий, ироничный пересмешник и острослов, Меркуцио-Корень подлинное воплощение эпохи Ренессанса. Потрясала сцена смерти Меркуцио, пронизанная в исполнении Кореня психологической глубиной. Прощаясь с жизнью, через страдание, Меркуцио-Корень, пытаясь шутить, до последнего мгновения оставался влюбленным в жизнь скептиком.
С глубокой раной века Возрождения
Лежит на яркой площади в веках,
Меркуцио – двуногое Сомнение
В остроконечных странных башмаках.
Весной времен, меж солнц ума и гения,
Он вдруг увидел (сам не зная как)
Вселенную, лишенную строения;
Бермудский свищ; неподнадзорный мрак
Всех наших Черных дыр….В садах цветущих
Он декаданса гусениц грядущих
Расслышал шорох (через триста лет
Возникнуть должный!)…Проклял эти знаки,
Паясничая, выбежал на свет,
Вмешался в спор – и пал в нелепой драке.
(Н. Матвеева)
С 1942 года Корень солист Большого театра. К привезенному из Ленинграда репертуару добавился ряд ролей, в основном пантомимических. Это были Ли Шанфу в «Красном цветке» Лавровского, Герт в «Тропою грома Сергеева, Командор в «Лауренсии Чабукиани, Северьян в «Сказе о каменном цветке» Лавровского, Гирей в «Бахчисарайском фонтане Захарова, Рипрафратта в «Мирандолине» Вайнонена. По большей части это были отрицательные герои: коварный авантюрист Ли Шанфу, наглый подлый Северьян, жестокий, беспощадный Герт; в трактовках Кореня психологически многогранные и приближенные к реальной жизни персонажи.
В 1959 году балетмейстер Владимир Варковицкий поставил первый телевизионный фильм-балет в истории советского телевидения «Граф Нулин» по шуточной поэме А. С. Пушкина. Титульная роль была отдана Сергею Кореню. Участие в фильме проявило еще одну из граней таланта танцовщика: склонность к шаржированию и буффонаде. Граф Нулин-Корень неудачный соблазнитель, пустой легкомысленный человек, не утруждающий себя задумываться о происходящих событиях. Танцовщик отнесся к своему персонажу с известной долей иронии, был одновременно смешон и трогателен.
Корень был замечательным педагогом и постановщиком характерных танцев. В начале 1950-х он главный балетмейстер Центрального ансамбля Краснофлотской песни и пляски Военно-морского флота СССР, вел классы характерного танца в Ленинградском институте физической культуры и МАЛЕГОТе, в 1960-1969 гг. служил балетмейстером-репетитором Большого театра. Артист ставил танцы в операх, концертные номера, снимался в кино.
О творчестве Сергея Гавриловича Кореня очень точно и образно высказалась Марина Тимофеевна Семенова: « Есть немало талантливых, ярких актеров, которые вызывают радость и благодарность зрителей, которых помнишь и любишь. Но есть Артисты, которые оставляют след в развитии искусства, поднимают его на какую-то новую ступень, новую высоту и поэтому занимают особое место, имеют особое значение. Вот таким Артистом был Корень». Таким, Артистом с большой буквы, его будут помнить всегда.