ФИО: Каплан Семён Соломонович (Шлемович)
Дата рождения: 25 декабря 1911 г. (7 января 1912 г.)
Место рождения: Санкт-Петербург
Дата смерти: 21 января 1983 г.
Место смерти: Ленинград
Звания / награды:
Орден «Знак почета» 1940 г.
Заслуженный артист РСФСР 1947 г.
«Сталинская (Государственная) премия второй степени 1949 г.
Творчеству С. С. Каплана посвящен сборник Семен Каплан. Жизнь и творчество. Составители Н. Гамба (Каплан), Б. Бланков. Санкт-Петербург, ДЕАН, 2012 г.
Профиль авторизован в декабре 2024 года
Автор профиля: ВладимирПавлоцкий
Место учебы: Государственный хореографический техникум (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Год поступления: 1921
Год выпуска: 1930
Выпускавший педагог по классике: В. И. Пономарев
Место работы: Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1930 г.
Дата окончания работы: 1959 г.
Статус в театре: солист высшей группы
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Красный мак» (балетмейстеры Лопухов, Пономарев, Леонтьев) Ма Личен, Феникс
«Золотой век» (балетмейстеры Вайнонен, Якобсон, Чеснаков) Спортсмен
«Шопенинана» (балетмейстер Фокин) Юноша
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстерЗахаров) Вацлав
«Сердце гор» (балетмейстер Чабукиани) Джарджи
«Утраченные иллюзии» (балетмейстер Захаров) Премьер
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Лавровский) Ромео
«Милица» (балетмейстер Вайнонен) Петер
«Родные поля» (балетмейстер Андреев) Сандро
«Весенняя сказка» (балетмейстер Ф. Лопухов) Добрый молодец
«Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) Филипп, Жером
«Татьяна» (балетмейстер Бурмейстер) Андрей
«Баядерка» (редакция Чабукиани, Пономарева) Солор
«Лебединое озеро» (редакция Вагановой) Граф
«Лебединое озеро» (редакция Сергеева) Принц Зигфрид, Друзья Принца
«Тарас Бульба» (балетмейстер Ф. Лопухов) Андрий
«Дон Кихот» Базиль
«Спящая красавица» (редакция Сергеева) Дезире, Голубая птица
«Гаянэ» (балетмейстер Анисимова) Армен
«Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен) Щелкунчик принц
«Тщетная предосторожность» (балетмейстеры Л. Иванов, Петипа) Колен
«Раймонда» (редакция Вайнонена) Коломан, Бернар
«Раймонда» (редакция Сергеева) Абдерахман
«Эсмеральда» (редакция Вагановой) Актеон
«Конек-горбунок» Гений вод
«Ледяная дева» (балетмейстер Лопухов) Зимняя птица
«Корсар» (редакция Чекрыгина, Чабукиани, Зубковского) Раб
«Жизель» Классический дуэт
Многочисленные концертные номера
Снимался в фильме «Концерт мастеров искусств»
Вальс Рубинштейна
Вальс Мошковского
Автор сценария балета «Тарас Бульба»
Главный консультант научно-популярного фильма «Новеллы о ленинградском балете».
Место работы: Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Дата поступления: 1936 г.
Дата окончания работы: 1970 г.
Дата поступления: 1978 г.
Дата окончания работы: 1983 г.
Место работы:МАЛЕГОТ (современное название: Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского — Михайловский театр)
Дата поступления: 1959 г.
Дата окончания работы: 1964 г.
Репетитор балета
Место работы: Театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1964 г.
Дата окончания работы: 1978 г.
Репетитор
Среди учеников: Ю. Соловьев, С. Викулов, О. Соколов, С. Бережной, Р. Абдыев, Э. Алиев, В. Панов, М. Барышников, Б, Бланков, Ю. Фатеев, М. Даукаев, В. Гуляев, В. Бударин, Г. Комлева, Т. Легат.
Работал с В. Васильевым, зарубежными гастролерами, среди которых были А. Лабис, Г. Тесмар, М. Брюэль, К. Сомбер.
Через его класс прошли и представители других стран — Вьетнама, Кубы, ГДР, Финляндии, Болгарии.
Имя Семена Соломоновича Каплана, ведущего солиста Театра имени Кирова в 1930-1950е годы, сегодня напрочь забыто. А он ведь был замечательным артистом, занимавшим одну из лидирующих позиций в иерархии ленинградского балета. В 1921 году по наущению Ф. И. Шаляпина отец Семена Каплана отвел юного сына в Петроградский хореографический техникум, куда он и был зачислен. Окончил Каплан обучение в классе выдающегося педагога В. И. Пономарева, который разглядел и развил уникальные данные будущего артиста: редкостной высоты прыжок, природную координацию движений. У него были идеальные пропорции тела, напоминающие статую античного юноши или Бога. Лицо Каплана выражало спокойное благородство и невозмутимость.
По окончании техникума Каплан был зачислен в труппу Ленинградского ГОТОБа. Ему предоставили возможность много танцевать, постепенно расширялся репертуар.Каплану были подвластны как драматические (что впоследствии проявилось в современных балетах) так и лирические роли. Казалось, что его не волновало оставаться все время в тени его выдающихся коллег. Ведь в 1930х годах он занимал всего лишь третью строку в табели о рангах после В. Чабукиани и К.Сергеева, а после отъезда Чабукиани в Тбилиси в 1940х годах вторую после Сергеева.Вечно второй, он, впрочем, не завидовал своему однокласснику (они с Сергеевым обучались в одном классе). Будучи человеком очень добрым, он стремился всегда помочь и репетировал все постановки Сергеева.
Каплан был идеальным партнером. С ним любили танцевать все балерины без исключения. А танцевал он с Е.Люком, М. Семеновой, Г. Улановой, Н. Дудинской, Т. Вечесловой, Ф. Балабиной, А. Шелест, О. Иордан, Г. Кирилловой, Е. Чикваидзе, Н. Петровой, Н. Ястребовой, Л. Войшнис, И, Зубковской, Н. Кургапкитной, О. Моисеевой, А. Осипенко и другими. Танцовщицы отмечали его «удобные» руки. Он был сильным, надежным, всегда подстраховывал балерин, находя к каждой из них свой индивидуальный ключик к гармоничному звучанию дуэтов.
Существует неоспоримое документальное подтверждение мастерства Каплана-партнера: дуэт из балета «Гаяне», записанный для фильма «Концерт мастеров искусств». Его друг и коллега по театру А.Андреев вспоминал: «Дуэт Гаянэ и Армена в исполнении Аллы Шелест и Семена Каплана уместно назвать «обыкновенным чудом». Движения вроде бы обыкновенные – традиционные для дуэтного адажио подъемы балерины партнером, обводки, туры, но танец кажется чудом поэзии и красоты. Танцует как будто бы одна балерина, - партнер только поддерживает ее, при том так, что «технологии» не заметит самый внимательный взгляд. Но именно мастерство партнера, освобождая балерину от технических задач, позволяет ей быть столь внутренне раскрепощенной, столь выразительной.Дуэтный танец подобного уровня сегодня большая редкость, если не исключение».
Каплан обладал удивительным умением сделать любую роль танцевальной. Его Абдерахман в «Раймонде» в редакции К. Сергеева был истинным исполнительским шедевром. Танец его был порывистым, наполненным поэтическим ликованием, страстным исступлением. Ради Раймонды он был готов пожертвовать самым дорогим, своей жизнью, и сделал это.
Окончив танцевальную карьеру, Каплан служил репетитором сначала в МАЛЕГОТе, а потом в театре имени Кирова. Потрясающая хореографическая грамотность, академизм, общая эрудиция, огромный творческий диапазон, умение на практике применить и передать ученикам полученные знания делали его замечательным педагогом для подопечных, среди которых были Ю. Соловьев, В. Панов, О.Соколов, С. Викулов, В. Бударин, В. Гуляев, М. Барышников, Ю. Фатеев, Р. Абдыев, Г. Комлева, Т. Легат и другие. Уникальные душевные качества, искренняя заинтересованность в успехе ученика, отзывчивость его не знали границ. Его беспредельная работоспособность давала отличные плоды.
Сегодня трудно переоценить значение творчества Семена Соломоновича Каплана, замечательного танцовщика и педагога, который по образному высказыванию его дочери Н. Гамба-Каплан «…..не делал карьеру, а танцевал».