ФИО: Иванова (Яровая-Равская) Валентина Константиновна
Дата рождения: 4 (16) апреля 1898 г.
Место рождения: Санкт-Петербург
Дата смерти: 5 мая 1982 г.
Место смерти: Ленинград
Звания/награды:
Заслуженная артистка РСФСР (1934 г.)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945 г.)
Профиль авторизован в июне 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Государственное Петроградское театральное училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Дата окончания: 1916 г.
Педагоги: К. М. Куличевская, А. В. Ширяев
Место работы: Императорский Мариинский театр (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1916 г.
Дата окончания работы: 1959 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Саломея» (балетмейстер Леонтьев) Саломея – первая исполнительница
«Сердце гор» (балетмейстер Чабукиани) Княгиня – первая исполнительница
«Красный вихрь» (балетмейстер Ф. Лопухов) шпана – первая исполнительница
«Пахита» гран па (балетмейстер Петипа) Солистка (на выпускном спектакле училища)
«Привал кавалерии» (балетмейстер Петипа) Мария
«Египетские ночи» (балетмейстер Фокин) Береника, Клеопатра
«Дон Кихот» Уличная танцовщица, Мерседес, восточный танец
«Ночь на Лысой горе» (балетмейстер Ф. Лопухов) Еж-Баба
«Спящая красавица» (балетмейстер Петипа) Королева
«Спящая красавица» (редакция Сергеева) Королева
«Лебединое озеро» (балетмейстеры Петипа, Л. Иванов) Принцесса
«Лебединое озеро» (редакция Сергеева) Владетельная принцесса
«Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) Мария-Антуанетта
«Золушка» (балетмейстер Сергеев) Восточная принцесса
«Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен) Госпожа Штальбаум, восточный танец
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Лавровский) Жена Капулетти
«Шурале» (балетмейстер Якобсон) Мать Батыра
«Конек-горбунок» рапсодия (балетмейстер Л. Иванов), Жена Хана, восточный танец, ожившая фреска
«Раймонда» (балетмейстер Петипа) мазурка, панадерос
«Раймонда» (редакция Сергеева) графиня Сибилла де Дорис
«Лебединое озеро» испанский танец
«Лауренсия» (балетмейстер Чабукиани) танец с кастаньетами
«Корсар» форбан
«Красный мак» (балетмейстеры Ф. Лопухов, Пономарев, Леонтьев) танцовщица на блюде
«Баядерка» (балетмейстер Петипа) индусский танец
«Фея кукол» (балетмейстеры Н. и С. Легаты) Испанка
«Иван Сусанин» («Жизнь за царя») мазурка (балетмейстеры А. Лопухов, Корень)
«Руслан и Людмила» лезгинка (балетмейстер Фокин)
«Хованщина» Персидка (балетмейстер Ф. Лопухов)
«Князь Игорь». «Половецкие пляски» (балетмейстер Фокин) Половецкая девушка Александринский театр
«Петр Хлебник» Невольница (1918 г.)
Место работы: Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1938 г.
Дата окончания работы: 1948 г.
Должность: репетитор
Место работы: Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Дата поступления: 1945 г и 1962 г.
Дата окончания работы: 1958 г. и 1966 г.
Должность: педагог характерного танца.
Ленинград, Почтамтская улица. По тротуару «плывет» изысканно одетая пожилая дама со следами былой красоты на лице. Проходя мимо нее, люди невольно останавливались, оборачивались и как зачарованные смотрели ей вслед. Казалось, она вот-вот распахнет пальто, сбросит безупречного вкуса шляпу и под ними окажется изысканный наряд королевского двора и корона. Женщина распространяла удивительную ауру вокруг себя. Это была Валентина Иванова, знаменитая танцовщица, начавшая свою карьеру еще на императорской сцене и в течение более чем сорока лет верно служившая Терпсихоре в театре имени Кирова (ныне Мариинском).
Валентина Иванова пришла в Мариинский театр в 1916 году после окончания Государственного Петроградского театрального училища (ныне Академия русского балета имени Вагановой). Она была принята в кордебалет, в котором прослужила шесть лет, получала места корифейки и даже однажды приняла участие в драматическом спектакле на сцене Александринского театра. Кстати, ее исполнение было отмечено критикой.
Иванова начинала как классическая танцовщица, обладавшая большим выразительным прыжком. На выпускном спектакле она солировала в гран па из «Пахиты» и танцевала па-де-де из балета «Дон Кихот». Судьбу ее предопределил Ф. Лопухов, разглядев в артистке будущую звезду характерных танцев.
Постепенно, осваивая характерный репертуар, Иванова привлекала зрителей своей внешностью. Она была красива. Кроме того танцовщица научилась ошеломлять эффектными па и жестами. Каждая поза была удивительно выразительна, картинна. Характерные танцы у Ивановой не носили дивертисментный характер. За каждым из них просматривалась судьба, история. Она умела быть надменной аристократкой и скромной крестьянкой, страстной ослепительной испанкой и полной неги представительницей востока. Ей удавалось все.
Одной из крупных удач танцовщицы была партия Мерседес в балете «Дон Кихот». Мерседес-Иванова шикарная женщина, способная вскружить голову. Своими танцами она завлекала Эспаду, играла им. Поражала пластическая гибкость артистки, даже в безудержной пляске сохранявшей идеальную строгость формы.Испанские танцы в исполнении Ивановой это и коррида, и вопли толпы, и рассказ о любви. Они всегда вызывали чувственный отклик. Танцовщица умело погружала окружающих в атмосферу праздника. Даже такие достаточно сдержанные танцы как Фанданго в «Дон Кихоте» или Танец с кастаньетами в «Лауренсии» отличались у Ивановой внутренним темпераментом, горением, пламенностью.
Выдающийся художник Зинаида Серебрякова в начале 1920-х годов дважды на своих полотнах запечатлела Валентину Иванову, причем оба раза в испанских костюмах. Изображения и сегодня привлекают своей женственностью. Художник переносит нас в мир красоты. Достаточно трудно себе представить, что эта благородная юная дева несколько мгновений назад на сцене была знойной испанкой, очаровывающей и соблазняющей. Серебрякову, прежде всего, привлекали благородство, интеллект и нежность персонажа. И, глядя на изображения, вспоминались строки К. Бальмонта:
Женщина – с нами, когда мы рождаемся,
Женщина – с нами в последний наш час.
Женщина – знамя, когда мы сражаемся,
Женщина – радость раскрывшихся глаз.
Первая наша влюбленность и счастие,
В лучшем стремлении – первый привет.
В битве за право – огонь соучастия,
Женщина – музыка. Женщина – свет.
Иванова была не только исполнительницей характерных танцев. Балетмейстеры разгадали в ней талант драматической актрисы. Начало этому положила роль Саломеи в одноименном балете Л. Леонтьева. Партия Саломеи стала отправной точкой в череде интерпретаций артисткой ролей и танцев, связанных с востоком. Ориентальная тема в творчестве Ивановой значительная страница в истории ленинградского балета. Иванова была Береникой и Клеопатрой в «Египетских ночах» М. Фокина и Половецкой девушкой в его же «Половецких плясках» в «Князе Игоре», исполняла восточные танцы в «Красном маке», «Дон Кихоте», «Золушке», «Щелкунчике», «Баядерке», «Руслане и Людмиле». В этих работах привлекали руки Ивановой, которые могли извиваться, словно змеи, быть изысканно-пластичными, говорящими и всегда выразительными.
В «Египетских ночах» в партии Береники Иванова будто сошла с египетского барельефа. Танцовщица сумела сыграть героиню, способную любить и жаждущую быть любимой. Она показывала героиню самоотверженную, исполненную истинной любви и горести, переживающую в конце муки ее утраты.
В партии Клеопатры Иванова предстала гордой высокомерной властительницей. Балетно-пантомимная роль удалась артистке в полной мере. Ее Клеопатра выглядела жесткой роковой красавицей, которая, не дрогнув отправляла молодого охотника Амуна на смерть. Обе роли в «Египетских ночах» удались Ивановой в равной степени.
Талант свой посвятив балету,
С восторгом в пламенных очах
Соперниц двух в «Египетских ночах»
Сыграла ты – тебе-ж соперниц нету;
Число поклонников в театре –
Под стать царице Клеопатре…
К концу 1930х годов Иванова стала переходить на игровые роли. Особенно блистательна она была в партиях жены Капулетти в «Ромео и Джульетте» и Марии-Антуанетты в «Пламени Парижа». Властная, чопорная, уверенная в себе сеньора Капулетти-Иванова была сдержана и бесстрастна. И лишь в сцене смерти Тибальда, оплакивая его, Капулетти-Иванова давала выход эмоциям, напоминая патетикой героиню трагедий Расина.
Мария-Антуанетта-Иванова истинная королева. Гордый пренебрежительный взгляд, гневливость, достоинство, с которым она принимала преклонение окружавших ее роялистов отличали ее властительницу. В дальнейшем Иванова стала непревзойденной исполнительницей ролей королев, принцесс, графинь. Дворянская дочь, Валентина Иванова (Яровая-Равская) удивительно чувствовала аромат эпохи, была аристократична, умела носить костюм. Вспоминал М. М. Михайлов: «Своим участием Иванова украшала балеты «Лебединое озеро», где она изображала владетельную принцессу, «Раймонду», в которой играла графиню де Дорис, в опере «Иван Сусанин» она была польской королевой на балу. Могу сказать, что лучших исполнительниц названных ролей ни до, ни после нее видеть не довелось».
Иванова служила репетитором в Кировском театре, педагогом характерного танца в Вагановской школе. Валентина Константиновна Иванова, долгие годы украшавшая подмостки Кировской (Мариинской) сцены, была одной из интереснейших танцовщиц-актрис своего времени. Ее творческая биография в бескорыстном служении искусству балета, которому она была беспредельно предана.