ФИО: Генслер Ирина Георгиевна
Дата рождения: 22 июля 1930 г.
Место рождения: Ленинград
Звания/награды:
заслуженная артистка РСФСР.
Профиль авторизован в октябре 2024 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой
Год поступления: 1940
Год выпуска: 1948
Выпускавший педагог по классике: А. Я. Ваганова
Выпускавший педагог по народно-характерному танцу: И. Д. Бельский
Место работы: Государственный академический Мариинский театр
Дата поступления: 1940
Дата окончания работы: 1981
Статус в театре: солистка высшей группы
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Каменный цветок» (балетмейстер Григорович) Молодая цыганка первая исполнительница
«Спартак» (балетмейстер Якобсон) Гадитанская дева первая исполнительница
«Легенда о любви» (балетмейстер Григорович) Придворная танцовщица первая исполнительница
«Маскарад» (балетмейстер Фенстер) Цыганка первая исполнительница
«Хореографические миниатюры» (балетмейстер Якобсон) Тройка первая исполнительница
«Горянка» (балетмейстер Виноградов) Лезгинка первая исполнительница
«Испанские миниатюры» (балетмейстер Гомес де Фонсеа) Танго, поло первая исполнительница
«Тропою грома» (балетмейстер Сергеев) Фанни
«Двенадцать» (балетмейстер Якобсон) Катька
«Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) Тереза
«Родные поля» (балетмейстер Андреев) Маша
«Шурале» (балетмейстер Якобсон) Главная сваха
«Дон Кихот» Мерседес, цыганский танец, фанданго
«Золушка» (балетмейстер Сергеев) Испанская принцесса, мазурка
«Гаянэ» (балетмейстер Анисимова) Айша, русский танец, гопак
«Конек-горбунок» Жена хана, рапсодия
«Хореографические миниатюры» (балетмейстер Якобсон) Альборада, Кумушки, Малявинские бабы
«Лебединое озеро» (редакция Сергеева) испанский, венгерский танцы, мазурка
«Медный всадник» (балетмейстер Захаров) русская пляска
«Раймонда» (редакция Сергеева) панадерос, венгерский танец, мазурка
«Лауренсия» (балетмейстер Чабукиани) фламенко, лирический танец с кастаньетами
«Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен) испанский танец
«Отелло» (балетмейстер Чабукиани) мавританский танец
«Красный мак» (балетмейстер Захаров) танец малаек
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) краковяк
«Баядерка» индусский танец
«Корсар» танец корсаров
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Лавровский) Служанка
«Князь Игорь» «Половецкие пляски» (балетмейстер Фокин) Половчанка
«Иван Сусанин» («Жизнь за царя») Краковяк (балетмейстеры А. Лопухов, Корень, Пономарев)
«Руслан и Людмила» Лезгинка (балетмейстер Фокин)
Хореографические миниатюры «Озорные бабы»
Другие танцы в операх
Участие в конкурсах:
1957 г. Фестиваль молодежи и студентов в Москве. Лауреат
1959 г. Седьмой всемирный фестиваль молодежи и студентов в Вене. Лауреат
Снималась в телефильме «Хореографические миниатюры»; была героиней одной из серий проекта «Жить балетом» и телепередачи «Абсолютный слух».
Творчеству Ирины Генслер посвящен буклет «Мгновение… и вся жизнь». Ленинград. Музыка. 1981 г.
1969-1970 гг. педагог характерного и историко-бытового танца в Каирском Высшем балетном институте
1972-2002 гг. (с перерывами) педагог характерного танца Академии русского балета имени Вагановой
С 2003 г педагог характерного танца на педагогическом отделении Академии русского балета имени Вагановой.
1989-1996 гг. педагог частных школ во Флоренции, Риме, Неаполе
Ирина Георгиевна Генслер окончила хореографическое училище по классу Вагановой. Казалось, что будущность ее сценической судьбы предопределена. Она отлично выучена, пропорционально сложена. Тем не менее Генслер обрела себя в искусстве как характерная танцовщица. Она была зачислена в труппу театра имени Кирова и попала в глухой кордебалет.
По воспоминаниям самой танцовщицы, ее заприметил Ф. В. Лопухов и уже в первые годы работы Генслер активно осваивает характерный репертуар. Она исполняет в спектаклях танцы, поставленные Петипа, Горским, Фокиным, Вайноненом, Чабукиани, Анисимовой и другими балетмейстерами. Обучение в классе Вагановой помогло Генслер в проникновении в хореографию разных по стилю балетмейстеров (ведь характерный танец построен на основе классической школы).
Постепенно начала выявляться индивидуальность танцовщицы. За строгой академической формой угадывались эмоциональная наполненность, стремительная энергия, тонкость нюансировок. Одна из лучших работ Генслер первого периода - фламенко в «Лауренсии». Ее танец был воплощением смятения волнующейся души, жаждущей бури. Горячий, пламенный он олицетворял прославление свободы, которую необходимо завоевать любой ценой.
Генслер была непременной участницей новаторских поисков Григоровича и Якобсона. Хореографические искания Якобсона занимают особое место в ее творчестве. Выдающейся ролью артистки была партия Гадитанской девы в балете Якобсона «Спартак». Впечатляла иступленная динамика танца, доведенная до экстатичности. Танец был построен на чередовании экспрессивных движений и статичных поз. Память отчетливо запечатлела морозящую динамику поз Гадитанской девы-Генслер, несущих в танце особую смысловую нагрузку. В них читались стенания и страсть, трагический надлом и примитивизм язычества. Артистка сумела уловить и прочувствовать образ, решенный в рельефной выпуклой пластике, необычной для балетного искусства того времени.
Одна из лучших ролей в огромном репертуаре И. Генслер - партия Молодой цыганки в балете Григоровича «Каменный цветок». Органично вписываясь в хореографическую канву всего балета, цыганская сюита помогает усилить напряженность действия. Сумрачен по началу невольничий танец Молодой цыганки. Испив до дна чашу унижения, цыганка опустошена, изничтожена. Но вот свободный, раскрепощенный танец Молодого цыгана передается и ей. Переплетая цыганскую боль с русской удалью и широтой, артистка вдохновенно «кричит» о свободе, прежде всего, о свободе духовной. Как завороженная, несется в танце цыганка-Генслер. Она как раненая птица, взмывшая в поднебесье, как разгорающийся под неутихающим порывом ветра пламень костра. Внешне сдержанный, выдержанный в строгой лапидарной манере танец Генслер-цыганки отличают внутренний темперамент, удивительная выразительность движений, лишена броских эффектных позировок. Артистка доказала свое умение по-своему осмысливать хореографические тексты.
Особое место в творчестве Генслер занимают испанские танцы. Их множество в ее репертуаре. Испанские танцы, предполагающие строгость, сосредоточенность исполнения, как нельзя точно отвечают индивидуальности артистки. Они открыли еще одно свойство ее дарования – умение тонко ощущать колорит страны. Так, в «Испанских миниатюрах» завлекающий танец Генслер демонстрирует ее сверкающую грациозность, умение загипнотизировать и зачаровать как своих партнеров, так и зрителей. В этом балете поражали гибкость танцовщицы, ее пластическая выразительность. В калейдоскопе зажигательных движений возникал аромат родины фламенко, болеро и фанданго.
В краковяке из «Ивана Сусанина» появлялась совсем иная И. Генслер – надменная аристократка, забавляющаяся краковяком. И все же за гонором истинной аристократки нет-нет да и проглянет, тонкая скрытая ирония над своим кавалером.
Ирина Генслер была не просто изумительной характерной танцовщицей, а выдающейся танцовщицей-актрисой. Ф. В. Лопухов писал: »Выступая в характерном амплуа, она способна создать сложный характер, а не только исполнить пляску». Каждый танец в интерпретации Генслер был законченным хореографическим произведением, несущим определенный смысл.
Наиболее успешно Генслер проявилась в создании ролей в сюжетных балетах. Ее Молодая цыганка, Фанни из «Тропою грома», Тереза, Гадитанская дева, Айша навсегда войдут в истории балета как ошеломительные образцы выдающегося таланта исполнительницы, таланта редкостного и неоспоримого.
Ирина Георгиевна много лет преподает в Академии русского балета. Ректор Академии Н. Цискаридзе однажды написал: «Я никогда не учился в классе у Великой танцовщицы, но мы столько провели совместных репетиций, восстановлений спектаклей, что я по праву себя считаю ее учеником. Каждая репетиция с ней для меня урок с Ириной Георгиевной. Неподражаемая! Страстная! Волевая! С тончайшим чувством юмора! Мудрая! Острая на язык! Красавица! Моя обожаемая Ирина Георгиевна! Я преклоняюсь перед Вашим талантом, красотой, профессионализмом, стойкостью! Обожаю Вас!». Лучше и не скажешь…