ФИО: Гридин Анатолий Васильевич
Дата рождения: 20 октября 1929 г.
Место рождения: Новосибирск
Дата смерти: 18 октября 2024 г.
Место смерти: Санкт-Петербург
Звания / награды: заслуженный артист РСФСР
Снимался в фильмах:
«Анюта» (1982 г.) Его сиятельство
«Женитьба Бальзаминова» (1989 г.) Генерал
Творчеству А. Гридина посвящены ряд публикаций в сборниках и периодической печати.
Профиль авторизован в ноябре 2024 года
Автор профиля: ВладимирПавлоцкий
Место учёбы: Хореографическая студия при Новосибирском театре
Год поступления: 1944
Год выпуска: 1947
Педагог Д. К. Кирсанов
Место учебы: Ленинградское хореографическое училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Педагоги: Б. В. Шавров, А. А. Писарев, Ю. Я. Дружинин, М. М. Михайлов
Место работы: Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1952 г.
Дата окончания работы: 1982 г.
Статус в театре: солист высшей группы
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Каменный цветок» (балетмейстер Григорович) Северьян первый исполнитель
«Легенда о любви» (балетмейстер Григорович) Визирь первый исполнитель, Незнакомец
«Тропою грома» (балетмейстер Сергеев) Мако первый исполнитель
«Двенадцать» (балетмейстер Якобсон) Ванька первый исполнитель
«Зачарованный принц» (балетмейстер Виноградов) Император первый исполнитель
«Хореографические миниатюры» (балетмейстер Якобсон) «Тройка», «Сильнее смерти», «Влюбленные» первый исполнитель
«Испанские миниатюры» (балетмейстер Гомес де Фонсеа) сапатеадо, поло, танго первый исполнитель
«Ревизор» (балетмейстер Виноградов Директор департамента первый исполнитель
«Жизель» Ганс
«Спящая красавица» (редакция Сергеева) злая фея Карабос
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Лавровский) Тибальд
«Клоп» (балетмейстер Якобсон) Присыпкин
«Дон Кихот» Эспада, Гамаш, фанданго
«Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) Баск
«Лауренсия» (балетмейстер Чабукиани) Менго, Команор
«Тарас Бульба» (балетмейстер Фенстер) Петро, Запорожец
«Спартак» (балетмейстер Якобсон) Африканец, Мармиллон, Красс
«Страна чудес» (балетмейстер Якобсон) Царь чудищ
«Маскарад» (балетмейстер Фенстер) Незнакомец
«Эсмеральда» (редакция Вагановой) Пьер Гренгуар
«Лебединое озеро» (редакция Сергеева) Ротбарт, Наставник Принца, испанский танец
«Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен) Дроссельмейер
«Баядерка» (редакция Чабукиани, Пономарева) Брамин
«Корсар» (редакция Сергеева) Бирбанто
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) князь Адам, Гирей
«Родные поля» (балетмейстер Андреев) Кузьмич
«Горянка» (балетмейстер Виноградов) Али, отец Асият
«Раймонда (редакция Сергеева) князь Андрей
«Конек-горбунок» рапсодия (балетмейстер Л. Иванов0
«Фауст». «Вальпургиева ночь» (балетмейстер Лавровский) Вакх
Испанский танец (балетмейстер Гомес де Фонсеа)
Место учёбы: Ленинградский институт культуры имени Н. К. Крупской (современное название:Санкт-петербургский государственный институт культуры)
Факультет театральной режиссуры
Поставил «Жизель» в Омском музыкальном театре и в театре Вельки в Варшаве
В 1969-1972 гг. репетитор в труппе «Хореографические миниатюры» (ныне Санкт-Петербургский государственный академический театр балета имени Леонида Якобсона)
В 1975-1977 гг. балетмейстер-репетитор театра Вельки в Варшаве.
В 1982-1983 гг. педагог в Хореографическом училище в Лейпциге.
В 1984-1989 гг. балетмейстер-репетитор в театре оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр).
Анатолий Гридин был наделен редким даром характерного танцовщика-артиста. Ему были подвластны любые роли. Злобный Северьян и страдающий от неразделенной любви Визирь, символ разрушения Карабос и мстительный Ганс – каждый из персонажей в исполнении Гридина отличался индивидуальным почерком артиста, танцовщика вдумчивого и непохожего ни на кого из своих предшественников.
Встреча с Ю. Н. Григоровичем, подарившем Гридину роль Северьяна в премьере «Каменного цветка» продемонстрировала каким неординарным может стать истинный талант в руках настоящего мастера. Северьян Гридина будто сошел прямо со страниц «Малахитовой шкатулки» П. Бажова. «Был в Полевой приказчик – Северьян Кондратьич. Ох и лютый, ох и лютый. Такого, как завод стоит, не бывало. Из собак собака. Зверь».
В окружении обережных, он чувствовал себя местным царьком. Артист сумел передать по максимуму честолюбие, злобу, зависть, ревность, ненависть заложенные в персонаже.В тоже время он показал его тоску, томление. А в финальной сцене трусость и отчаяние, страх и понимание конца. Не каждому артисту драмы или кино удалось бы создать такой многогранный образ, воплотить такую разнообразную гамму чувств средствами балетной пластики. Гридин сумел.
На него обратил внимание также Л. В. Якобсон. Гридин был непременным участником всех спектаклей Якобсона, поставленных в Кировском театре. Большой удачей стало исполнение Гридиным миниатюры «Тройка». Молодой ухарь-ямщик правил тройкой, в салазках которой три нарядно одетых бабы смеялись и переговаривались между собой. На резком повороте бабы вываливались из саней и веселье продолжалось.Хитрый ямщик, похоже не дурак выпить и приволокнуться за противоположным полом, скорее всего намеренно перевернул санки на крутом вираже. Ямщик Гридина – весельчак и балагур, любящий поразвлечься и пошутить. Эта миниатюра показала, что Гридину подвластны не только сложные психологически роли, но и комедийные персонажи, что в последствии проявилось в «Анюте», балете, поставленном В. Васильевом.
Одной из интереснейших работ Гридина была партия Тибальда в «Ромео и Джульетте» Л. Лавровского. Вспыльчивый, агрессивный Тибальд Гридина был буяном и забиякой. Шекспировед М. Морозов в комментариях к «Ромео и Джульетте» писал, что имя Тибальт означает «кот», и это «намекало на повадки и внешность этого усатого бретера». Таким и предстал Тибальд-Гридин. В его взгляде сквозили язвительная насмешка и лютая ненависть к врагу. В тоже время в интерпретации роли Тибальда, как и во множестве его других партий, у Гридина всегда присутствовал второй план. Его персонажей не всегда можно было сразу понять, разгадать. Хитрый и наглый Тибальд-Гридин с трепетом относился к Джульетте. Для него превыше всего были семейные ценности. Он почитал старших и чувствовал ответственность за своих близких.
Еще одним замечательным качеством Гридина-танцовщика было тонкое ощущение стиля исполняемого материала. В различных характерных танцах, будь то испанские танцы из«Лебединого озера» или «Испанских миниатюр» или Венгерская рапсодия из «Конька –горбунка» Гридин был изысканным галантным кавалером, темпераментным в испанских танцах и пластичным, мягким в венгерских.
Творчество Анатолия Гридина одна из славных страниц истории балета театра имени Кирова – Мариинского театра. Ведь так редко рождаются истинные танцовщики-актеры, обладающие не только танцевальными возможностями, но и наделенные даром перевоплощения, умением одинаково убедительно выглядеть в трагедийных и комических ролях. Анатолий Васильевич Гридин как раз был из плеяды таких мастеров.