ФИО: Гербек Роберт Иосифович
Дата рождения: 28 февраля (13 марта) 1907 г.
Место рождения: г. Екатеринодар (ныне Краснодар)
Дата смерти: 11 мая 1994 г.
Место смерти: г. Санкт-Петербург
Звания/награды:
Заслуженный артист РСФСР (1954 г.)
Лауреат Сталинской (Государственной) премии СССР (1951 г.)
Орден «Знак Почета» (1940 г.,1988 г.)
Медаль «За оборону Ленинграда» (1943 г.)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (1945 г.)
Нагрудный знак «Ветеран Дважды Краснознаменного Балтийского Флота» (1973 г.)
Профиль авторизован в июле 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Ленинградский государственный хореографический техникум (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Дата окончания: 1930 г.
Педагоги: В. И. Пономарев, В. А. Семенов, А. В. Ширяев, А. М. Монахов
Место работы: Государственный театр драмы (Краснодар, 1925 г.)
Место работы: Театр оперетты (Ростов-на-Дону, 1927 г.)
Место работы: Гастрольный ансамбль И. Ф. Кшесинского (1929 г.)
Роли, исполненные в ансамбле:
«Красный мак» Кули, Феникс
«Волшебная флейта» Лука
«Капризы бабочки»
«Лебединое озеро» Зигфрид, испанский танец
«Шопениана» Юноша
Одновременно работал балетмейстером в ансамбле.
Место работы: Ленинградский ГОТОБ, впоследствии театр имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления:1930 г.
Дата окончания работы: 1962 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Шурале» (балетмейстер Якобсон) Шурале – первый исполнитель
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Лавровский) Тибальд – первый исполнитель
«Сердце гор» (балетмейстер Чабукиани) Заал – первый исполнитель, Зураб
«Партизанские дни» (балетмейстер Вайнонен) Отец Кирима – первый исполнитель
«Спартак» (балетмейстер Якобсон) Красс – первый исполнитель
«Тропою грома» (балетмейстер Сергеев) Герт – первый исполнитель
«Милица» (балетмейстер Вайнонен) Огнен – первый исполнитель
«Тарас Бульба» (балетмейстер Ф. Лопухов) Остап – первый исполнитель, Тарас
«Дон Кихот» Эспада
«Красный мак» (балетмейстер Захаров) Ли Шанфу
«Карнавал» (балетмейстер Фокин) Флорестан
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Нурали, Гирей, Юноша
«Раймонда» (редакция Сергеева) Абдерахман, панадерос
«Лебединое озеро» (редакция Ф. Лопухова) Ротбарт, испанский танец
«Гаянэ» (балетмейстер Анисимова) Гико, танец курдов
«Медный всадник» (балетмейстер Захаров) Арап Петра I
«Маскарад» (балетмейстер Фенстер) Неизвестный
«Эсмеральда» (балетмейстер Ваганова) Клод Фролло
«Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) танец басков
«Конек-горбунок» рапсодия (балетмейстер Л. Иванов)
«Лауренсия» (балетмейстер Чабукиани) Менго, танец с кастаньетами
«Золушка» (балетмейстер Сергеев) мазурка
«Иван Сусанин» («Жизнь за царя») танцы в опере (балетмейстеры А. Лопухов, Корень)
Многочисленные концертные номера.
Место работы: Театр консерватории
Осуществлённые постановки:
«Фея кукол»
«Волшебная флейта»
Танцы в операх:
«Кармен»
«Пиковая дама»
«Галька»
«Черное домино»
Место работы: МАЛЕГОТ (современное название: Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского — Михайловский театр)
Осуществлённые постановки:
«Тема с вариациями»
Ансамбль классического балета г. Новгорода (ныне Великий Новгород)
Осуществлённые постановки:
«Цыгане»
«Барышня и хулиган»
«Голубой Дунай»
«Кармен-сюита»
«До свидания, мальчики»
Редакции:
«Лебединое озеро»
«Спящая красавица»
Место работы: Новосибирский театр оперы и балета (современное название: НОВАТ )
Осуществлённые постановки:
«Лебединое озеро»
Место работы: Казанский театр оперы и балета (современное название: Татарский академический государственный театр оперы и балета )
Осуществлённые постановки:
«Алые паруса»
Танцы в кинофильмах: «Алеко», «Дон Сезар де Базан»
Концертные номера, поставленные Р. Гербеком для «золотого дуэта» Н. Сахновская, Р. Гербек:
Вальс Сибелиуса
«Liebe Straum»
«Танец с шарфом»
Вальс Сердечкова
«Сказки Венского леса»
«Элегия» Рахманинова
Испанский вальс Альбениса
«Синий платочек»
19-й этюд Шопена
«Свидание»
Танго хабанера
Шуточный спортивный танец
Дуэт из Сюиты Глиэра
Место работы: Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Даты работы: 1954-1956, 1964-1965, 1978-1992 гг.
Должности: педагог характерного танца, педагог дуэтного танца, актерского мастерства
Балет Оперной студии Ленинградской консерватории
Руководитель (1948-1950 гг.)
Ансамбль классического балета г. Новгорода
Организатор и художественный руководитель (1947-1978)
Ленинградский театр музыкальной комедии
Главный балетмейстер (1961-1970)
Роберт Гербек занимал видное место в плеяде выдающихся характерных танцовщиков ленинградской сцены 1930-1950 годов. Он отличался отменным темпераментом, выразительной пластичностью, незаурядным актерским дарованием. Гербек пользовался неизменным успехом у зрителей. Какие танцы он ни исполнял бы, какие роли ни играл, танцовщик мощно, крупными мазками передавал эмоциональный мир персонажей. Они отличались широтой танца, были ни на кого не похожи.
Фанатично преданный искусству балета, обладавший тонкой интуицией, артист искал и находил новое в традиционном, свежее и неожиданное в, казалось бы, традиционных трафаретных танцах в старых и новых балетах. Изысканно-элегантный в мазурках, зажигательный и отчаянный в испанских и других национальных танцах, Гербек к тому же обладал прекрасным чувством ансамбля, был экспрессивным и вдохновенным. Характерные и народные танцы у Гербека отличались отсутствием штампов. Жесты его всегда были убедительны, позы динамичны даже в статике. К тому же он отличался музыкальностью и тонким чувством стиля.
Путь на академическую сцену для молодого Роберта Гербека оказался не прост. В 1925-1927 годах он служил артистом в театре драмы в Краснодаре, в театре оперетты в Ростове-на-Дону. Занятия в частной балетной студии привели его на вечернее отделение Ленинградского хореографического техникума, в будущем Академии русского балета. Он стал учеником выдающихся педагогов В. Пономарева, В. Семенова, А. Ширяева и А. Монахова.
В 1929-1930 годах Гербек участник Гастрольного ансамбля И. Кшесинского, в котором исполнял классический и характерный репертуар. Вместе с Гербеком в ансамбле служили Ф. Балабина и К. Сергеев. С 1930 года Гербек артист ЛенГОТОБа (Мариинского театра). На протяжении 32 лет он был непременным участником множества премьер и спектаклей текущего репертуара. Немногие артисты такого амплуа смогли достичь подобных творческих высот, как это удалось Гербеку. Танцовщик удивительно чутко воспринимал, поставленную перед ним задачу хореографом. Следуя за балетмейстером, ничего не меняя в хореографическом тексте ролей, Гербек наделял своих персонажей индивидуальными, свойственными только ему чертами, глубоко проникал в суть роли.
К лучшим созданиям Гербека-артиста относились его интерпретации ролей Тибальда в «Ромео и Джульетте» Л, Лавровского, Шурале в одноименном балете, поставленном Л. Якобсоном (Гербек был первым исполнителем этих ролей), Нурали в «Бахчисарайском фонтане» Р. Захарова, Клода Фролло в «Эсмеральде» А. Вагановой. Неистово зажигательны были у Гербека танец басков в «Пламени Парижа» В. Вайнонена и танец курдов в «Гаянэ» Н. Анисимовой. Истинным испанцем благородных кровей представал танцовщик, исполняя панадерос в «Раймонде» (версия К. Сергеева) или в испанском танце в «Лебедином озере» (хореография Горского).
Мужественно-суровый персонаж Гербека в танце басков воспламенял всех вокруг неукротимым потоком движений, обрушивая безудержный шквал неистового танца. В его исполнении звучал призыв борца за независимость, решимость идти до конца, ликование, почти экстаз, зажигавший огонь, который невозможно было загасить. Танец призывал к великим свершениям, мог смести любую преграду на своем пути, в особенности, когда рядом с Гербеком стояла потрясающая Н. Анисимова. Они распространяли какую-то бешеную энергетику, хотелось присоединиться к ним и следовать их призыву.
Совсем иным предстал Гербек в титульной роли в балете Л. Якобсона «Шурале». Гербеку точно удалось передать оттенки настроений своего персонажа, который мог быть лютым и насмешливым, грозным и даже забавным. Гербек сумел создать удивительный пластический портрет Шурале, превалирующей чертой которого были лютость, ненависть ко всему светлому и живому. В «Шурале» танцовщик проявил себя как артист-новатор, которому было дано постичь новый для того времени образный языка балетмейстера.
Вершиной творчества Гербека была партия Тибальда в «Ромео и Джульетте». Артист был подлинным героем ренессансной трагедии, написанной Шекспиром. «…он дерется, точно по нотам, соблюдая размер, паузы, такты, он не дает противнику и вздохнуть: раз, два, а третий удар уже у тебя в груди». Гербек-Тибальд вспыльчив, агрессивен, готов по любому поводу ринуться в драку и пролить кровь противника. Высокомерный, надменный Тибальд-Гербек был олицетворением дикой силы, способной уничтожить любого. Его пронзительный взгляд, от которого становилось не по себе, вонзался в противника, подобно клинку кинжала. Пластика танцовщика, его мимика позволили создать Гербеку образ, во многом красноречивее чем у звезд драматического театра и кинематографа. Недаром взыскательный критик Г. Добровольская писала о Гербеке-Тибальде: «Образ Тибальда в исполнении Р. Гербека не только замечательное достижение балета – это ценная находка всего шекспировского театра». В этом балете артист производил ошеломляющее впечатление:
Блистательный Тибальд, исполненный задора,
Под звон тугих сверкающих рапир,
Нас покорил ты мастерством актера,
В котором жил неистовый Шекспир.
За какую роль ни брался бы Гербек, будь то Эспада в «Дон Кихоте», Гирей в «Бахчисарайском фонтане», Тарас Бульба в одноименном балете, Красс в «Спартаке», Ротбарт в «Лебедином озере», он всегда выделял особые черты характера своих героев, свойственные только ему, как исполнителю. Так, для более эффектных, более выразительных характеристик Эспады, Гербек ввел в канву балета три вставных номера, им самим поставленных. Один из этих номеров, «Испанский марш», в паре с Н. Анисимовой всегда вызывал шквал аплодисментов, настолько сильное, захватывающее впечатление производили они оба.
Гербек умел почувствовать и передать аромат места действия, будь то античный Рим или великосветский столичный салон 19-го века, двор польского короля или южноафриканское ранчо. Никогда не повторяя созданное ранее, артист отыскивал новые выразительные средства для своих трактовок образов. Неповторимым был его Красс в «Спартаке». Казалось, что Гербеку удалось оживить скульптуру Красса перед Дворцом правосудия в Риме, будто он сошел с пьедестала и предстал во всем своем величии. Авантажный в позах и жестах, он отлично осознавал свое превосходство, был уверен в своем могуществе.
Истинным восточным ханом представал Гербек в роли Абдерахмана в «Раймонде», а в танцах из «Ивана Сусанина» («Жизни за царя») он был благородным польским шляхтичем, с упоением танцующим на балу у польского короля. За какую партию ни брался бы артист, он всегда в любом, даже сказочном сюжете, искал правду жизни, был искренним, откровенным, умел проникнуть в самую суть роли.
Гербек часто выступал на эстраде, чаще всего со своей женой Н. Сахновской, составляя тонкий, гармоничный дуэт. Недаром их прозвали «золотым дуэтом».
Во время Великой Отечественной войны Гербек остался в блокадном Ленинграде. Он служил в Блокадном театре, руководимым О. Иордан, в котором исполнил партии Гренгуара в «Эсмеральде», Ивана-царевича в «Коньке-горбунке», Юноши в «Шопениане», ставил номера. Также танцовщик руководил танцевальной группой 42-й армии.
Гербек был натурой деятельной, неуемной. В 1948 году он организовал Ансамбль классического балета в Новгороде (ныне Великий Новгород) и руководил им до 1978 года. В ансамбле он поставил балеты «Цыгане», «Барышня и хулиган», «Голубой Дунай», «Кармен-сюита», «До свидания, мальчики», осуществил редакции «Лебединого озера» и «Спящей красавицы». Параллельно в 1961-1971 годах он был главным балетмейстером Ленинградского театра музыкальной комедии, в котором поставил танцы в 25 опереттах. Он был постановщиком балетов в МАЛЕГОТе, Оперной студии консерватории, Казанском театре имени Джалиля, Новосибирском театре оперы им балета, ставил танцы в кинофильмах.
Роберт Гербек являлся еще и педагогом, преподавал на протяжении ряда лет в Ленинградском хореографическом училище (ныне Академия русского балета) характерный и дуэтный танцы и актерское мастерство.
В год тридцатилетия службы артиста в Кировском театре был устроен гала вечер, в котором приняли участие многие ведущие артисты балета, среди которых были Н. Дудинская, К. Сергеев, Б. Брегвадзе, Е. Бибер, специально из Большого театра приехали для выступления Г. Уланова и С. Корень. Так знаменитые артисты отдавали дань своему коллеге, выдающемуся мастеру сцены, Роберту Иосифовичу Гербеку, счастливое искусство которого незабываемо!