ФИО: Фидлер Владимир Владимирович (Вольдемарович)
Дата рождения: 4 июля 1911 г.
Место рождения: Санкт-Петербург
Дата смерти: 7 июля 1978 г.
Место смерти: Ленинград
Звания / награды:
Заслуженный артист РСФСР
Орден «Знак почета» 1940г.
Медаль «За оборону Ленинграда» 1945 г.
Профиль авторизован в феврале 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Ленинградский государственный хореографический техникум (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Год выпуска: 1931 г.
Выпускавший педагог по классике: В. И. Пономарев
Место работы: Ленинградский ГОТОБ, впоследствии театр имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1931 г.
Дата окончания работы: 1959 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) Пьер –первый исполнитель, Жером
«Тиль Эйленшпигель» (балетмейстер Якобсон) Тиль
«Катерина» (балетмейстер Лавровский) Пан – первый исполнитель
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Нурали
«Египетские ночи» (балетмейстер Фокин) Раб Клеопатры
«Дон Кихот» СанчоПанса
«Утраченные иллюзии» (балетмейстер Захаров) Поэт
«Баядерка» (балетмейстер Зубковский)Божок
«Лауренсия» (балетмейстер Чабукиани) Менго
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Лавровский) Меркуцио, Шут
«Гаянэ» (балетмейстер Анисимова) Карен
«Лебединое озеро» (редакция Сергеева) Шут, неаполитанский танец
«Спящая красавица» (редакция Сергеева) Кот в сапогах
«Тщетная предосторожность» (балетмейстеры Л. Иванов, Петипа) Колен
«Красный мак» (балетмейстер Захаров) Акробат
«Медный всадник» (балетмейстер Захаров) Арлекин
«Татьяна» (балетмейстер Бурмейстер) Николай
«Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен) китайский танец
«Тарас Бульба» (балетмейстер Фенстер) Петро
«Фауст». «Вальпургиева ночь» Пан
«Тропою грома» (балетмейстер Сергеев) Мако
«Родные поля» (балетмейстер Андреев) Федор
«Князь Игорь». «Половецкие пляски» (балетмейстер Фокин) Половчанин
Место работы: Ленинградский государственный хореографический техникум (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Дата поступления: 1936 г.
Дата окончания работы: 1941 г.
Дата поступления: 1962 г.
Дата окончания работы: 1964 г.
Должность: педагог
Место работы: Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1970 г.
Дата окончания работы: 1978 г.
Должность: педагог-репетитор
Место работы: Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления:1959 г.
Дата окончания работы: 1961 г.
Должность: заведующий балетной труппой
Превосходный танцовщик Владимир Фидлер еще одно забытое сегодня имя, затерявшееся в анналах Кировского (Мариинского) театра. Фидлер окончил хореографический техникум (ныне Академия русского балета) в 1931 году. Ученик В. И. Пономарева, он не потерялся на фоне своих звездных одноклассников К. Сергеева, В. Чабукиани, Н. Зубковского.
Владимир Фидлер являлся танцовщиком виртуозом, свободно владеющим своим высоким прыжком. Танец его был воздушен. Взмывая в воздух, он возносился вверх и приземлялся, казалось, для того, чтобы воспарить вновь. При всей легкости полеты его были телесны. Танцовщик жил на сцене полной жизнью, получая удовольствие от того, что жизнь прекрасна и что она продолжается. Чудилось, что его герои всегда улыбались, не впадали в уныние. Им были свойственны бодрость духа, хорошее настроение, душевный комфорт.
Фидлер был танцовщиком редкого амплуа, Артист был бесподобен в ролях шутов в различных балетах, в особенности в «Лебедином озере» и «Ромео иДжульетте». Его Шут в «Лебедином озере» насмешник и ловкач.Он искренне забавлял гостей на праздновании совершеннолетия Принца и сам наслаждался своими танцами. Наверное, такой Шут был наперсником Зигфрида в его юношеских шалостях и забавах. Такой типаж мог являться настоящим украшением при дворе французских или английских монархов.
Он хорошо играет дурака.
Такую роль глупец не одолеет
Ведь тех, над кем смеешься, надо знать,
И разбираться в нравах и привычках,
И на лету хватать, как дикий сокол,
Свою добычу. Нужно много сметки,
Чтобы искусством этим овладеть.
Такой дурак и с мудрецом поспорит,
А глупый умник лишь себя позорит.
Легкие энергичные прыжки сменялись вихревыми неугомонными вращениями, рисуя лихой образ веселого повесы. Он был шаловливым,игривым и очень искренним в этой партии.
В «Ромео и Джульетте»Фидлер создавал совсем иной образ. Его Шут был героем улиц и площадей ренессансной Вероны. Он был сродни Тилю Уленшпигелю и возглавлял уличный карнавал. Шут-Фидлер – проказник, душа компании, умевший покорять сердца толпы своим искусством. Вариация, построенная в основном на различного вида прыжках, давала Фидлеру простор для демонстрации виртуозности, не нарушая образности хореографического рисунка. Танец его заражал убедительным желанием привлечь к себе внимание народных масс гуляк, а стрелы, пущенные его большим пируэтом, пронзали восторженных зрителей, с упоением внимающим его выступлению, аплодирующих ему в такт, становясь участниками всеобщего веселья, ведь площадной паяц должен уметь все.
Образы шутов у Фидлера были неповторимы и оригинальны, так же как и роли реальных персонажей, созданных артистом в «Тщетной предосторожности» и «Лауренсии». В этих балетах раскрылся комедийный дар танцовщика. Фиддлер продемонстрировал тончайшее чувство юмора, позитивный взгляд на окружающий мир. Колен у Фидлера– изобретательный молодой человек, полный жизненного задора и юмора. Это здоровый молодой человек, умеющий работать руками, но могущий быть упорным и настойчивым.Для него вряд ли существовали какие-либо преграды в достижении цели, которой он и добился, получив любимую девушку и богатую тещу.
В балете «Лауренсия» Фидлер сыграл роль Менго. Весельчак и шутник, Менго простой деревенский рубаха-парень. Тем не менее в нем жила благородная душа светлого человека. Заступившийся за Хасинту, почти потеряв жизнь, до полусмерти избитый прислужниками Командора, Менго-Фидлер перерождался. Танцовщику удалось воплотить образ реального человека, который мог быть робким и решительным, беззаботным и беспокойным, смущавшимся по любому поводу и отчаянно смелым.
В «Вальпургиевой ночи» Пан Фидлера отличался игривым и веселым нравом. Фидлер владел редким даром – искусством импровизации. Его Пан с охотой гонялся за Вакханкой, заигрывал с ней, играя на воображаемой сиринге. Танец Пана прославлял вольность и раздолье, развлечение и потеху.
Гренгуар Фидлера из балета «Эсмеральда» представал верным рыцарем-оруженосцем Эсмеральды. Этот балет раскрыл неведомые грани дарования артиста. Образ был овеян дымкой поэтичности и мечтательности. Симпатичный и кроткий Гренгуар-Фидлер следовал за Эсмеральдой подобно странствующему менестрелю, воспевающему культ Прекрасной дамы и испытывающему к ней физическое влечение, но и любя ее как спасительницу и друга.
Владимир Фидлер преподавал в Хореографическом училище с 1936 по 1941 год. Во время войны выступал на Ленинградском фронте и в Кронштадте. Был контужен. В 1945 году был награжден медалью «За оборону Ленинграда». В 1959-1961 годах Фидлер заведующий балетной труппой Кировского театра, в 1970е служил педагогом-репетитором, передавая молодежи свой опыт, готовя с ними новые роли.
Композитор Р. М. Глиер писал о Владимире Владимировиче:«Фидлер с первых же своих сценических шагов показал, что он не только превосходный танцовщик, но и бесспорно даровитый артист».Один из самых замечательных и достойных!