ФИО: Федичева Калерия Ивановна
Дата рождения: 20 июля 1937 г.
Место рождения:Усть-Ижора
Дата смерти: 18 октября 1994 г.
Место смерти: Нью-Йорк
Звания / награды:
Заслуженная артистка РСФСР (1963 г.)
Народная артистка РСФСР (1967 г.)
Профиль авторизован в ноябре 2024 года
Автор профиля: ВладимирПавлоцкий
Место учебы: Ленинградское хореографическое училище А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Год поступления: 1949
Год выпуска: 1955
Выпускавший педагог по классике: Л. М. Тюнтина
Место работы: Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1955 г.
Дата окончания работы: 1975 г.
Статус в театре: солистка высшей группы
Многие роли готовила с Н. М. Дудинской
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Берег надежды» (балетмейстер Бельский) Отчаяние - первая исполнительница
«Ленинградская симфония» (балетмейстер Бельский) Девушка - первая исполнительница
«В порт вошла «Россия» (балетмейстер Захаров) Каролина - первая исполнительница
«Жемчужина» (балетмейстер Боярский) Хуана - первая исполнительница
«Орестея» (балетмейстер Алексидзе) Клитемнестра- первая исполнительница
«Гамлет» (балетмейстер Сергеев) Гертруда - первая исполнительница
«Зачарованный принц» (балетмейстер Виноградов) Принцесса Колючка
«Горянка» (балетмейстер Виноградов) Асият
«Тропою грома» (балетмейстер Сергеев) Сари
«Маскарад» (балетмейстер Фенстер) Баронесса Штраль
«Медный всадник» (балетмейстер Захаров) Царица бала
«Сотворение мира» (балетмейстеры Касаткина и Василев) Чертовка
«Далекая планета» (балетмейстер Сергеев) Земля
«Египетские ночи» (балетмейстер Фокин) Береника
«Отелло» (балетмейстер Чабукиани) Куртизанка
«Хореографические миниатюры» (балетмейстер Якобсон) «Встреча», «Кающаяся Магдалина»
«Спящая красавица» (редакция Сергеева) фея Сирени, фея Смелости
«Дон Кихот» Китри, Повелительница дриад
«Спартак» (балетмейстер Якобсон) Эгина
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Зарема
«Лауренсия» (балетмейстер Чабукиани) Лауренсия
«Каменный цветок» (балетмейстер Григорович) Хозяйка Медной горы
«Легенда о любви» (балетмейстер Григорович) Мехменэ Бану
«Баядерка» (редакция Чабукиани, Пономарева) Никия, Гамзатти
«Лебединое озеро» (редакция Сергеева) Одетта-Одиллия
«Раймонда» (редакция Сергеева) Раймонда
«Корсар» (редакция Сергеева) Медора
«Жизель» Мирта
«Золушка» (балетмейстер Сергеев) Злюка
«Фауст». «Вальпургиева ночь» (балетмейстер Лавровский) Вакханка
«Блудный сын» (балетмейстер Мурдмаа) Красавица
Концертные номера:
«Римский карнавал» (балетмейстер Чернышов)
«Прелюд» (балетмейстерГолейзовский)
«Раймонда» (редакция Сергеева) Панадерос
”Неоконченная симфония» (балетмейстер Брачо)
Участвовала во Всемирном фестивале молодежи и студентов
Хельсинки 1962 год
Лауреат
С 1976.жила в США, преподавала и ставила номера в частной школе в окрестностях Нью-Йорка. Построила здание балетной школы.
«Спящая красавица» (1964 г.) фея Смелости
«Творческий вечер» К. Федичевой и Ю. Соловьева» (1964 г.)
«Марьяна из Гранады» (1966 г.) Марьяна
«Ленинградский балет» (1966 г.)
«Симфония фонтанов» (1966 г.)
«Тема с вариациями» (1971 г.)
Дарование Калерии Федичевой было дарованием буйным. Любые сценические конфликты, радости и печали изображались крупными широкими мазками, насыщенными красками. Ее танцевальная палитра была полнокровной, сочной, без намека на пасмурность и сумрак. Она опрометчиво бросалась в танец, стремглав мчась в подобных смерчу вращениях. Алмазным огнем сверкал танец Федичевой феи Смелости в прологе «Спящей красавицы», когда она неслась по сцене, наделяя новорожденную Аврору мужеством и отвагой. Эта небольшая вариация явила особенности таланта артистки, которые получили дальнейшее развитие в больших, уже главных ролях:неуемную силу, доведенную порой до фанатизма, решительность, азарт.
Плоть от плоти земная танцовщица, Федичева покоряла сердца зрителей в современной хореографии. Партии Лауренсии, Девушки в «Ленинградской симфонии», Клитемнестры в «Орестее» были наиболее достойными в галерее образов, созданной артисткой. Федичева обладала хорошими данными: большим шагом, прыжком, вихревым вращением.Но главным достоинством артистки был ее сценический темперамент. Героини Федичевой жили более чувством, нежели разумом.Им чужды были рациональность поведения и мотивация поступков. Если они любили, то искренне и ради любви были способны на подвиг. Если они вступали в борьбу, то это был честный бой, если смеялись, то от души, от всего сердца.
Своими трактовками Федичева не любила заставлять зрителя решать ребусы и шарады. Ее героини были открыты всем ветрам, все чувства выплескивались полностью. Они были правдивы и искренни, не привыкли к недомолвкам и таинствам, зачастую непонятным переживаниям. Категории горя и воодушевления, счастья и отчаяния, бескорыстного подвига и беспримерной смелости в персонажах Федичевой были выражены в крайней степени.
Федичева перетанцевала весь классический репертуар. Безусловно ближе ей были роли в современных балетах, в персонажах которых как в капле воды отразились думы и чаяния героинь-современниц. Типажи Федичевой натуры мятежные, бунтарские, в ее ролях, даже в чисто лирических балетах, превалировала линия героическая.
Артистка волевого темпераментного порыва, она танцевала свободно, размашисто. И даже не всегда идеальный классический танец компенсировался широтой, горячностью исполнения, пылкостью и энтузиазмом. Какие роли не исполняла бы Федичева, она это делала с упоением. На ее спектаклях зрители заражались ее горением и демократичностью.
К лучшим созданиям Федичевой относится роль Девушки в «Ленинградской симфонии», балете, поставленном И. Бельским, который, говоря о работе с Федичевой, отмечал, что танцовщица нередко очень помогала постановщику, быстро схватывая и запоминая танцевальный материал, музыкальность дала ей возможность преодолеть трудности. Девушка провожала безымянного героя на фронт защищать любимый город. Танец ее поначалу был зримым воплощением тургеневских строк: «Любовь сильнее смерти, только ею, только любовью держится и движется жизнь». Девушка у Федичевой личность мужественная, сильная духовной мощью. Она вне сомнения даст отпор любому, кто посягнет на самое ценное – мирную жизнь.
В «Римском карнавале» (балетмейстер И. Чернышов) предстала иная К. Федичева. Эйфория карнавала решена чисто танцевально. В головокружительных прыжках и вращениях, балерина с ликованием вступала в своеобразное единоборство с партнером (а это был Ю. Соловьев) и не уступала ему ни в чем.
Танец Федичевой был как бы распластан над землей. Земное притяжение манило ее, притягивало достаточно сильно. Поэтому даже в романтических балетах героини Федичевой отнюдь не лирические мечтательницы и созерцательницы жизни.Она даже в сказочных сюжетах находила приметы реалистичного. Даже в старинной сказке было слышно биение времени современного.
Одной из последних работ артистки была роль Чертовки в «Сотворении мира» (балетмейстеры Н. Касаткина, В. Василев).Эта работа подтвердила, что Федичева обладала отличным чувством юмора. В роли Чертовки танцовщица доказала, что, по словам Новалиса, «музыка и танец – веселая молитва». Чертовка-Федичева предстала женщиной-вамп. Героиня Федичевой запросто флиртовала с Чертом, Адамом и даже пыталась соблазнить самого Бога. Трудно было противостоять чарам такой Чертовки. Артистка танцевала с наслаждением, слегка иронизируя над всем ходом развития действия.
Партнерами Федичевой по сцене выступали практически все лучшие танцовщики 1960-х: Ю. Соловьев, С. Викулов, В. Панов, О, Соколов, Д, Марковский и другие. Она работала с Л. Якобсоном, И. Бельским, К. Сергеевым, Р. Захаровым, Г. Алексидзе, О. Виноградовым, Н. Касаткиной, В. Василевым, В. Чабукиани.
В 1976 году Федичева эмигрировала в США. Заокеанская карьера у Калерии Ивановны не сложилась. Она преподавала, ставила номера в частных школах. Так закончилась творческая жизнь одной из ведущих балерин Кировского театра 1960х, артистки, привыкшей к успеху и почитанию.