ФИО: Евтеева Елена Викторовна
Дата рождения: 14 марта 1947 г.
Место рождения: Ленинград
Звания / награды:
Заслуженная артистка РСФСР 1974 г.
Народная артистка РСФСР 1991 г.
Премия имени Анны Павловой парижской Академии танца
Орден Дружбы народов 1983 г.
Медаль ордена «За заслуги пред Отечеством» второй степени
Профиль авторизован в декабре 2024 года
Автор профиля: ВладимирПавлоцкий
Место учёбы: Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Год выпуска: 1966
Выпускавший педагог по классике: Л. М. Тюнтина
Место работы: Ленинградский академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1966 г.
Дата окончания работы: 1993 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Страна чудес» (балетмейстер Якобсон) Девица-краса первая исполнительница
«Волынщик из Стракониц» (балетмейстеры Катаев, Лившиц) Доротка первая исполнительница
«Гамлет» (хореография Сергеева) Офелия первая исполнительница
«Левша» (балетмейстер Сергеев) Дуняша первая исполнительница
«Страницы прошлого» (балетмейстер Брянцев) Подруга солдата первая исполнительница
«Витязь в тигровой шкуре» (балетмейстер Виноградов) царица Тинатин первая исполнительница
«Неаполь или Рыбак и его невеста» (балетмейстер Бурнонвиль) Терезина первая исполнительница
«На краю» (балетмейстер Волкова-Дабади) солистка первая исполнительница
«Лебединое озеро» (редакция Сергеева) Одетта-Одиллия
«Спящая красавица» (редакция Сергеева) Аврора, Флорина, Белая кошечка
«Баядерка» (редакция Чабукиани, Пономарева) Никия
«Жизель» Жизель
«Корсар» (редакция Сергеева) Медора
«Сильфида» (балетмейстер Бурнонвиль) Сильфида
«Шопениана» (балетмейстер Фокин) Сильфида
«Па-де-катр» (балетмейстер Долин) Черрито
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Мария
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Лавровский) Джульетта
«Золушка» (балетмейстер Сергеев) Золушка
«Спартак» (балетмейстер Якобсон) Фригия, Менада
«Легенда о любви» (балетмейстер Григорович) Ширин
«Каменный цветок» (балетмейстер Григорович) Катерина
«Сотворение мира» (балетмейстеры Касаткина, Василев) Ева
«Пушкин» (балетмейстеры Касаткина, Василев) Наталья Николаевна
«Ленинградская симфония» (балетмейстер Бельский) Девушка
«Икар» (балетмейстер Бельский) Птица-мечта
«Асият» («Горянка») (балетмейстер Виноградов) Асият
«Собор Парижской богоматери» (балетмейстер Пети) Эсмеральда
«Пахита» Гран па вариация
Вечер современной хореографии (балетмейстер Брянцев) «Офелия»
Среди концертных номеров:
«Адажио» Барбера (балетмейстер Виноградов)
«Видение розы» (балетмейстер Фокин)
«Лебедь» (балетмейстер Фокин)
«Эсмеральда» (редакция Вагановой) Па-де сис
«Бабочка» (балетмейстер Лакотт) Па-де-де
Ленинградский государственный театр оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова
«Павана мавра» (балетмейстер Лимон) Жена Мавра
«Онегин» (балетмейстер Крэнко) дуэт
Одесский национальный академический театр оперы и балета
«Щелкунчик» (балетмейстер Чернышов) Маша первая исполнительница
В концертах исполняла партию Солистки в балете «Ночь просветления» (балетмейстер Вагабов)
Участие в конкурсах:
Название конкурса: Международный конкурс артистов балета
Дата проведения:1970 г.
Место проведения: Варна, Болгария
Награды: Лауреат. Вторая премия
Место работы: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой
Дата поступления: 1993 г.
Дата окончания работы: 1999 г.
Должность: педагог классического танца
Среди учеников С. Захарова и Д. Павленко
Место работы: Государственный академический Мариинский театр
Дата поступления: 1993 г.
Должность: балетмейстер-репетитор
Готовила партии с Д. Павленко и С. Гумеровой.
Готовит партии с О. Скорик, А. Колеговой, М. Булановой
«Лебединое озеро» Одетта-Одиллия 1968 г.
«Па-де-катр». Черрито. 1968 г., 1982 Г.
«Вариации на тему рококо» (Балетмейстер Эйфман) 1968 г.
«Город и песня» 1968 г.
«Сказ о холопе Никишке»
«Павана мавра»
Судьба была благосклонна к Елене Евтеевой с самого начала ее сценической карьеры. После окончания Ленинградского хореографического училища имени Вагановой она пришла в театр имени Кирова в 1966 году и в скором будущем уже снялась в главной роли Одетты-Одиллии в фильме-балете «Лебединое озеро», который вышел на экраны в 1968 году. В том же 1968 году Л. Якобсон занял Евтееву в главной роли Девицы-красы в премьере балета «Страна чудес».
Евтеева обладала редким даром – она была прирожденной лирической балериной. Роли ее отличались сердечностью, поэтической взволнованностью, задушевностью. Это привлекало хореографов. Артистка была первой исполнительницей главных партий в восьми балетах Кировского театра. Образы, ею созданные, были душевно чистыми, светлыми. Танец ее зачастую напоминал полотна импрессионистов, передавая мимолетные впечатления ее героинь на происходящее развитие действия.
Танцовщицу больше привлекала не техника исполнения (хотя технически она танцевала очень хорошо), а глубина интерпретации, пластическое решение ролей. Даже в драматические роли (Катерины в «Каменном цветке», Ширин в «Легенде о любви», Фригии в «Спартаке», Джульетты) она вносила нотки лиризма, грациозности, утонченного романтизма. Евтеева с легкостью осваивала различные балетные стили, что подтвердилось исполнением труднейшей партии Терезины в «Неаполе» и Сильфиды в одноименном балете, автором которых был А. Бурнонвиль..
К лучшим созданиям Евтеевой относились заглавные партии в «Сильфиде» и «Жизели». В «Сильфиде» Евтеевой удалось передать возвышенный настрой героини, ее романтический полет над обыденностью жизни. Ее героиня была рождена природой и наслаждалась каждым мигом своего существования. Любовь преображала Сильфиду Евтеевой. Танец становился мягким, романсно-камерным. Даже в гибели Евтеева-Сильфида была светла и прекрасна.
Жизель Евтеевой своей чистотой, светлыми любовными порывами, жертвенностью и верностью была сродни Пушкинской Татьяне Лариной. Она с первого же появления поражала цельностью натуры. В ее крестьянке жила душа настоящей принцессы. Финал первого акта в интерпретации Евтеевой потрясал своей трагичностью. Одинокая, замкнувшаяся в себе, Жизель-Евтеева затаенно, как бы застенчивым шепотом,вспоминала о былом счастье.
«Но что за шепот – задушевность и торжественное piano танца, музыка редкой чистоты и звучности!» Написанные В. Голубовым (Потаповым) строки о другой исполнительнице Жизели сполна характеризуют и Жизель Евтеевой. Она умирала, чтобы унести в мир грез свою невысказанную любовь, благородство своего возвышенного чувства.Второй акт у Евтеевой был гимном в память любви, в честь победы всепоглощающего чувства, воплощением преданности и веры.
Евтеева была балериной полутонов, настроения и атмосферы. Танец ее был прозрачен, утончен и одновременно ясен, хотя преимущественно эмоционально сдержан. Ее героини отличались скромностью и благородством. Маленьким шедевром Евтеевой была вариация «Плач Армиды» из балета в постановке М. Фокина «Павильон Армиды», которая вошла сегодня в Grand pas из балета «Пахита». Евтеева казалась существом, сошедшим со старинного гобелена. После ряда бравурных мажорных вариаций эта вариация исполнялась, как говорят оперные певцы, sotto voce, вполголоса, что создавало впечатление удивления, воспринималось как мысли вслух. Выступление Евтеевой в этой вариации всегда завершалось шквалом аплодисментов и неизменными криками «браво».
Евтеева танцевала во множестве современных спектаклей у разных балетмейстеров, участвовала в премьерах Л. Якобсона К. Сергеева, О. Виноградова, И. Чернышева, исполняла балеты И. Бельского, Б. Эйфмана, Н. Касаткиной, В. Василева, Х. Лимона, Р. Пети, П. Лакотта, Д. Брянцева, других хореографов.
Елена Викторовна несколько лет прослужила в Академии русского балета, выпустив из стен Академии С. Захарову и Д. Павленко. С 1993 года по настоящее время она балетмейстер-репетитор Мариинского театра. Под ее руководством совершенствовали свое мастерство Д. Павленко и С. Гумерова, а сегодня она готовит партии с О. Скорик, А. Колеговой и М. Булановой.
Современники Марии Тальони говорили о ней, что «она могла бы танцевать и в храме, не оскорбляя святости этого места». Эти слова в полной мере можно отнести и к Елене Викторовне Евтеевой, замечательному представителю ленинградской-петербургской школы, балерины-мечтательницы, педагога, репетитора, творчество которой вдохновенный пример жертвенного служения искусству балета.