ФИО: Ефремова Светлана Викторовна
Дата рождения: 24 ноября 1946
Место рождения: Чебоксары
Место проживания: Санкт-Петербург
Дата смерти: 19 июня 2020
Звания / награды: Заслуженная артистка РСФСР (1977)
Профиль авторизован в октябре 2024 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой
Дата поступления: 1957
Дата окончания: 1966
Педагог выпускного класса: Н. В. Беликова.
Место работы: Государственный академический Мариинский театр
Дата поступления: 1966
Дата окончания работы: 1993
Статус в театре: Солистка балета
Педагоги:
Н. М. Дудинская
О. Н. Моисеева
И. А. Колпакова
Н. А. Кургапкина и другие
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Сотворение мира» (балетмейстеры Касаткина и Василев) – Чертовка (первая исполнительница);
«Пушкин» (балетмейстеры Касаткина и Василев) – Муза (первая исполнительница);
«Тиль Уленшпигель» (балетмейстер Елизарьев) – Неле (первая исполнительница);
«Левша» (балетмейстер Сергеев) – Дуняша (первая исполнительница);
«Корсар» (редакция Сергеева) – Гюльнара;
«Сильфида» (балетмейстер Бурнонвиль) – Сильфида;
«Шурале» (балетмейстер Якобсон) – Сюимбике;
«Золушка» (балетмейстер Сергеев) – Золушка;
«Жизель» - Жизель;
«Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен) – Маша;
«Легенда о любви» (балетмейстер Григорович) – Ширин;
«Пахита» Гран па – Вариация;
«Шопениана» (балетмейстер Фокин) – Седьмой вальс, Одиннадцатый вальс, Мазурка;
«Спящая красавица» (редакция Сергеева) – Аврора, Флорина, фея Бриллиантов, фея Резвости, фея Щедрости;
«Икар» (балетмейстер Бельский) – Птица-мечта;
«Гамлет» (балетмейстер Сергеев) – Офелия;
«Фея Рондских гор» (балетмейстер Виноградов) – Тора;
«Зачарованный принц» (балетмейстер Виноградов) – принцесса Роза;
«Дон Кихот» - Китри, Амур, Повелительница дриад;
«Лауренсия» (балетмейстер Чабукиани) – Хасинта;
Концертные номера (неполный список):
«Бабочка» (балетмейстер Лакотт)
«Сатанилла» Гран па;
«Наяда и Рыбак». Наяда
«Маркитантка» Па-де-сис (балетмейстер Лакотт)
«Эсмеральда» Па-де-де Дианы и Актеона (балетмейстер Ваганова)
«Па-де-катр» Солистка (балетмейстер Долин)
«Фея кукол» Па-де-труа (балетмейстеры братья Легат)
Место работы: Музыкальный театр Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова
Дата поступления: 1994
Дата окончания работы: 1996
Статус в театре: солистка балета
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Спящая красавица» (редакция Долгушина) – Аврора;
«Несравненная Павлова» Гавот (реконструкция Долгушина»;
«Щелкунчик» (редакция Долгушина) Маша;
«Полет Тальони», «Вальс Штрауса» (балетмейстер Якобсон)
Также было исполнено много разных концертных номеров.
Принимала участие в концертах артистов класса усовершенствования Наталии Михайловны Дудинской в Большом зале филармонии и в театре.
Снималась в телефильмах-концертах «Принц и Золушка» (1975), «Приглашение к танцу» (1980), в фильме «Я Вас любил…» (1967)
Участие в конкурсах:
Название конкурса: Международный конкурс артистов балета в Варне
Дата проведения: 1968
Место проведения: Болгария
Награды: Лауреат
Дата окончания карьеры артиста: 1996
Место работы: Театр Балета Константина Тачкина
Дата поступления: 1996
Дата окончания работы: 2008
Должность: педагог-репетитор
Место работы: Михайловский театр
Дата поступления: 2008
Дата окончания работы: 2020
Должность: педагог-репетитор
Ученики: И. Перрен, С. Бедненко, А. Соболева, И. Кошелева.
Вся жизнь Ефремовой-танцовщицы была связана с театром имени Кирова. Уже в выпускном концерте ее педагог Н.В. Беликова показала разноплановость артистки (Ефремова танцевала центральную партию в «Шопениане» и па-де-де из «Корсара»), высветив пути поисков индивидуальности будущей балерины. Потребовались годы, чтобы Ефремова стала выступать в главных ролях.
Ефремова в совершенстве владела всем арсеналом классического танца. Она была балериной высокой профессиональной культуры, строгого академизма, сложившейся лирической актрисой, танцовщицей теплых, светлых тонов. Казалось, что ей чужда романтика балетов первой половины 19го века. Но она сумела через танец доказать свое право на исполнение таких балетов как «Сильфида» и «Жизель». Ее героинь отличали возвышенный настрой, романтический полет над обыденностью жизни. А участие Ефремовой в балетах «Лауренсия» и «Гамлет» раскрыли неизведанные грани ее дарования, доказав, что ей подвластны серьезные драматические роли.
Ефремова была «удобной» и легкой партнершей, выступала практически со всеми солистами балета. С ней любили танцевать М. Барышников и Ю. Соловьев, Ф. Рузиматов и С. Викулов, С. Вихорев и В. Панов. Она часто вводила в спектакли молодых артистов, танцевавших с ней свои первые центральные роли, помогала им своим опытом, поддерживала.
Несмотря на огромный репертуар, путь С. Ефремовой был достаточно труден и тернист. Она не станцевала Джульетту, о которой мечтала, не приняла участие в «Медном всаднике», «Бахчисарайском фонтане», «Каменном цветке». Список можно длить…
Не стало Светланы Викторовны в 2020 году. Вспоминают коллеги и воспитанницы.
Владимир Ким, педагог-репетитор Мариинского театра:
«Ей было дано быть на сцене, быть балериной. Казалось бы, она была маленького роста по нынешним временам. Однако она танцевала так широко, она сметала всё. Светлана Ефремова захватывала пространство нашей огромной сцены».
Анастасия Соболева:
«Светлана Викторовна была для всех примером скромности, невероятной самоотдачи. Для балетного мира – лучшим примером ленинградской школы. Для нас, ее учениц, она была не просто учителем. Она была светом, на который мы ориентировались и который вел нас в жизни. Ее мастерство и поддержка позволяли нам преодолевать трудности, которые казались непосильными. Она никогда не искала ни благодарности, ни почета, ни славы – для нее было главным дарить все лучшее этому миру. Блистательная балерина, она и в жизни была героиней сказки – человеком без недостатков, с самой чистой душой и огромным сердцем. Наш долг сохранить все, что она в нас вложила».
Творчеству Светланы Ефремовой посвящен сборник статей «Мне чувство творчества дано», вышедший в издательстве Диан в СПб в 2021 году, к сожалению, уже после того, как артистка покинула этот мир.