ФИО: Дудко Михаил Андреевич
Дата рождения: 18 (31) декабря 1902 г.
Место рождения: Санкт-Петербург
Дата смерти: 11 сентября 1981 г.
Место смерти: Ленинград (ныне Санкт-Петербург)
Звания/награды:
Заслуженный артист РСФСР (1939 г.)
Орден «Знак Почета» (1939 г.)
Профиль авторизован в июне 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Государственное Петроградское академическое театральное (балетное) училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Год выпуска: 1920
Педагоги: С. К. Андрианов, В. А. Семенов, Л. С. Леонтьев
Место работы: Петроградский академический театр оперы и балета; с 1935 г. – Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр))
Дата поступления: 1920 г.
Дата окончания работы: 1941 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Сольвейг» (балетмейстер Петров) Ганс – первый исполнитель
«Шубертиана» (балетмейстер Чекрыгин) Солист – первый исполнитель
«Красный мак» (балетмейстеры Ф. Лопухов, Пономарев, Леонтьев) Капитан – первый исполнитель
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Гирей – первый исполнитель
«Партизанские дни» (балетмейстер Вайнонен) Григорий – первый исполнитель
«Лауренсия» (балетмейстер Чабукиани) Командор – первый исполнитель
«Тарас Бульба» (балетмейстер Ф. Лопухов) Тарас – первый исполнитель
«Раймонда» (балетмейстер Вайнонен) Абдерахман – первый исполнитель
«Лебединое озеро» (балетмейстер Ваганова) Граф – первый исполнитель
«Спящая красавица» (возобновление Ф. Лопухова) Дезире, Голубая птица
«Корсар» (редакция Петипа) Конрад
«Дон Кихот» Базиль
«Жизель» Альберт
«Баядерка» (балетмейстер Петипа) Солор
«Пахита» Люсьен
«Жар-птица» (балетмейстер Ф. Лопухов) Иван-царевич
«Щелкунчик» (балетмейстер Л. Иванов, возобновление Ф. Лопухова, Ширяева) принц Коклюш
«Эрос» (балетмейстер Фокин) Эрос
«Конек-горбунок» Приближенный хана
«Дочь фараона» (балетмейстер Петипа) Таор
«Раймонда» (балетмейстер Петипа) Жан де Бриен, Бернар
«Шопениана» (балетмейстер Фокин) Юноша
«Эсмеральда» (балетмейстер Ваганова) Клод Фролло, Феб
«Египетские ночи» (балетмейстер Фокин, возобновление Ф. Лопухова) Амун
«Испытания Дамиса» (балетмейстер Петипа) Дамис
«Павильон Армиды» (балетмейстер Фокин, возобновление Ф. Лопухова, Чекрыгина) Виконт де Божанси
«Царь Кандавл» (балетмейстер Петипа, редакция Леонтьева) Гигес
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Лавровский) Парис
«Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) Молодой маркиз, Актер
«Лебединое озеро» (балетмейстеры Петипа, Л. Иванов) Принц, па-де-труа
«Иван Сусанин» («Жизнь за царя») «польский» акт (балетмейстеры А. Лопухов, Корень) краковяк, вальс
«Венецианский мавр» (балетмейстер Чабукиани) Брабанцио
Михаилу Дудко повезло. После окончания Петроградского балетного училища (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой) из-за нехватки солистов, он, минуя традиционный для выпускников кордебалет и места корифеев, стал получать партии репертуара премьеров. Дудко был красив, обладал фигурой античной статуи древнеримского бога. Стройность ног с высоким подъемом, пластичность, гибкость тела позволяли артисту, не обладающему виртуозной техникой, создавать запоминающиеся образы.
Танец его был чист и корректен. Танцовщик отличался потрясающим умением носить сценический костюм, особенно костюмы принцев. Одетый в парчу и бархат, он выглядел очень импозантно, напоминал персонажи, сошедшие с полотен Ван Дейка, а в балетах на мифологические или сюжеты из древней истории на ожившую скульптуру, вылепленную Леохаром.
Первые годы в театре Дудко танцевал с Елизаветой Гердт. Это была живописная пара. От своей партнерши Дудко перенял благородную манеру исполнения. Будучи бережной хранительницей заповедей М. И. Петипа, унаследовавшая от своего отца, легендарного танцовщика Павла Гердта, значительность и чувство собственного достоинства, Елизавета Гердт распространила эти качества на молодого Дудко. Их дуэт отличался высокой культурой, особой одухотворенностью, аристократизмом. Дудко представал преданным рыцарем, поклонявшимся своей прекрасной даме. В дуэте царили полное понимание и гармония.
В балетах наследия Дудко представал как романтичный, чувственный, меланхоличный влюбленный юноша, готовый с восторгом следовать за своей мечтой. Его персонажи идеализировали мир, воспринимали его сквозь призму влюбленности к своим героиням. А в чисто танцевальных фрагментах был аккуратен, галантен и элегантен .После того, как в 1928 году Гердт оставила сцену, Дудко некоторое время партнерствовал с Г. Улановой. Но в тоже время артиста стали привлекать партии другого плана, и он постепенно стал переходить на игровые роли.
Начало стремления Дудко к игровым ролям скорее всего положила партия Амуна в «Египетских ночах» М. Фокина, исполненная молодым танцовщиком в 1923 году. Тогда это был единственный эпизод в череде исполняемых Дудко принцев, графов, маркизов и других традиционных персонажей из старых балетов. В Амуне Дудко удалось передать разнообразную палитру чувств и настроений человека. Его герой, пораженный красотой Клеопатры, испытывал восторг и упоение. Его ослепляли губительная страсть, неутоленное желание обладания. Он с упрямством добивался Клеопатры и с благоговением принимал смерть из ее рук.
Дудко был среди первых исполнителей балета Р. Захарова «Бахчисарайский фонтан». Он выступил в роли хана Гирея. На образ играло все: картинная фигура танцовщика, умение держать паузу, носить костюм. Впечатляли жесты Гирея-Дудко: мощные и выразительные. Убеждало внимание танцовщика к деталям в создании образа восточного хана. В его мимике, позах, взгляде прослеживалась эволюция развития образа от жестокого могущественного повелителя до страдающего безутешного мужчины, оплакивающего свою несостоявшуюся любовь.
Дудко поднимал своего Гирея до уровня главных женских персонажей. Его хан в одном ряду с Марией Г. Улановой и Заремой О. Иордан. Дудко нашел даже особую походку для своего Гирея: от властного чеканного шага в первом акте до мятущегося, не находившего покоя бега в конце балета. Гирей Дудко воин, хозяин гарема, снедаемый страстью к Марии, оборачивался из грозного владыки в мучавшегося, скорбящего от горя человека.
Гирей сидел потупя взор;
Янтарь в устах его дымился;
Безмолвно раболепный двор
Вкруг хана грозного теснился.
Всё было тихо во дворце;
Благоговея, все читали
Приметы гнева и печали
На сумрачном его лице.
Но повелитель горделивый
Махнул рукой нетерпеливой:
И все, склонившись, идут вон.
Образ, созданный Дудко, отличали масштабность, мощь, художественные достоинства. Это был истинно пушкинский персонаж. О Гирее-Дудко А. Гвоздев писал: «Здесь имеется и реалистическое уточнение облика восточного героя, снимающее черты экзотики и ходульности, сложившиеся в балетных традициях ХIХ в., здесь налицо и выход от реалистической основы образа к его романтической, байронической приподнятости».
Дудко умел схватить суть роли, выделить главное, для него внутренний мир персонажа был гораздо важнее внешнего блеска и позировок. Удачей Дудко была партия Тараса Бульбы в одноименном балете Ф. Лопухова. Дудко предложил трагический образ, романтизировал своего героя. Привлекали его храбрость, воля, энергия. Несмотря на жестокий фанатизм,Тараса-Дудко отличали эмоциональность, вера в высокие идеалы и великие ценности. Ф. Лопухов высоко ценил танцовщика в партии Тараса Бульбы, считал его работу замечательной.
Незадолго до начала Великой Отечественной войны Дудко удивил, исполнив характерные танцы в «польском» акте оперы «Иван Сусанин» (сегодня «Жизнь за царя») в постановке А. Лопухова и С. Кореня. Танцовщик-лирик, прославившийся как участник классических балетов и исполнитель мимических ролей, явился замечательным интерпретатором характерных танцев, поразивших чувством стиля и филигранной отделкой отличных от классических па движений характерных танцев.
Дальнейшая судьба Михаила Дудко была трагичной. После начала войны он оказался на оккупированной территории. Чтобы выжить, ему пришлось выступать в различных спектаклях для немцев, получать за это деньги. После окончания войны Дудко признали предателем. Он провел восемь лет в лагерях. Когда он был отпущен на свободу в 1953 году, ему не разрешили вернуться в родной Ленинград. Дудко пришлось служить в провинциальных театрах Уфы, Новосибирска, Тбилиси.
Бывший коллега по Кировскому театру В. Чабукиани пригласил Дудко в 1960 году сняться в его фильме-балете «Венецианский мавр». После реабилитации Дудко разрешили вернуться в Ленинград, но работать было уже поздно. Михаил Андреевич Дудко скончался в Ленинграде в 1981 году. Но память о нем будет жить.