ФИО: Дудинская Наталия Михайловна
Дата рождения: 21 августа 1912 г.
Место рождения: Харьков
Дата смерти: 29 января 2003 г.
Место смерти: Санкт-Петербург
Похоронена на Литераторских мостках Волкова кладбища.
Профиль авторизован в октябре 2024 года
Автор профиля:
Место учебы: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой
Год поступления: 1924
Год выпуска: 1931
Выпускающий педагог по классике: А. Я. Ваганова.
Место работы:
Дата поступления: 1931 г.
Дата окончания работы:1962 г.
Статус в театре: прима-балерина
Готовила партии с А. Я. Вагановой, Е. М. Люком
Партии, исполненные во время работы в театре:
«Лауренсия» (балетмейстер Чабукиани) Лауренсия первая исполнительница
«Весенняя сказка» (балетмейстер Ф. Лопухов) Снегурочка первая исполнительница
«Гаянэ» (балетмейстер Анисимова) Гаянэ первая исполнительница
«Милица» (балетмейстер Вайнонен) Милица первая исполнительница
«Медный всадник» (балетмейстер Захаров) Параша первая исполнительница
«Родные поля» (балетмейстер Андреев) Галя первая исполнительница
«Тарас Бульба» (балетмейстер Ф. Лопухов) Панна первая исполнительница
«Тарас Бульба» (балетмейстер Фенстер) Панночка первая исполнительница
«Золушка» (балетмейстер Сергеев) Золушка первая исполнительница
«Тропою грома» (балетмейстер Сергеев) Сари первая исполнительница
«Шурале» (балетмейстер Якобсон) Сюимбике первая исполнительница
«Маскарад» (балетмейстер Фенстер) Баронесса Штраль первая исполнительница
«Хореографические миниатюры» (балетмейстер Якобсон) Венский вальс, Альборада, Любительница абсента – первая исполнительница
«Лебединое озеро» (редакция Вагановой) Лебедь, Одиллия
«Лебединое озеро» (редакция Сергеева) Одетта Одиллия
«Баядерка» (редакция Чабукиани, Пономарева) Никия
«Раймонда» (редакция Вайнонена) Раймонда
«Раймонда» (редакция Сергеева) Раймонда
«Жизель» Жизель, Вставное па-де-де
«Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен) Маша
«Корсар» Медора, па-д-эскляв
«Спящая красавица» Аврора, Флорина
«Дон Кихот» Китри, Уличная танцовщица
«Утраченные иллюзии» (балетмейстер Захаров) Коралли
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Зарема
«Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) Мирель де Пуатье
«Сердце гор» (балетмейстер Чабукиани) Маниже
«Эсмеральда» (редакция Вагановой) Эсмеральда, Дмана, Флер де Лис
«Катерина» (балетмейстер Лавровский) Катерина
«Шопениана» (балетмейстер Фокин). Седьмой вальс, Мазурка
«Карнавал» (балетмейстер Фокин) Бабочка
«Пахита» Гран па. Солистка
«Конек-горбунок» Фрески
«Фауст». «Вальпургиева ночь» (балетмейстер Лавровский) Вакханка
«Иван Сусанин» («Жизнь за царя») (балетмейстеры А. Лопухов, Корень¸Пономарев) Вальс
Специально для Дудинской были поставлены следующие концертные номера:
Балетмейстер Сергеев:
«Ручей» Классический дуэт
Классический дуэт Корещенко
«На крыльях песни»
«Спортивный танец»
«Гитана»
Балетмейстер Чабукиани:
«Болеро»
«Египетский танец»
«Вальс» Штрауса
«Испанский танец»
«Вальс» Венявского
Балетмейстер Якобсон
«Альборада» «Бабочка» «Физкультурный марш»«Этюд» Равеля
«Прелюд» Рахманинова
«Сентиментальный вальс» Чайковского
Номера в спектакле «Хореографические миниатюры» (см. выше)
Другие номера:
«Вальс» Либлинга (балетмейстер Каплан)
«Сувенир» (балетмейстер Ф. Лопухов)
«Кордова» (балетмейстер Корень)
«Вальс» Рубинштейна (балетмейстер Каплан)
«Испанский танец» (балетмейстер де Фонсеа)
«Жар-птица и Иван царевич» (балетмейстер Анисимова)
В 1951-1970 гг. вела класс усовершенствования солисток.
В 1963-1978 гг. была педагогом-репетитором многихведущих танцовщиц того периодасреди них: И. Колпакова, О.Моисеева, Г. Комлева, Н. Макарова, К. Федичева, А. Сизова.
С 1963 г. до конца жизни педагог Академии русского балета имени Вагановой.
Заслуженная артистка РСФСР (1939)
Народная артистка РСФСР (1951)
Народная артистка СССР (1957)
Сталинская (Государственная) премия второй степени (1941)за выдающиеся достижения в области балетного искусства
Сталинская (Государственная) премия второй степени (1947) — за исполнение заглавной партии в балетном спектакле «Золушка» С.С.Прокофьева
Сталинская (Государственная) премия второй степени (1949) за исполнение заглавной партии в балете «Раймонда» А.К.Глазунова
Сталинская (Государственная) премия второй степени (1951)за исполнение партии Девушки-птицы в балете Али-Батыр («Шурале») Ф. З. Яруллина.
Орден «Знак Почета» (1939)
Четыре ордена Трудового Красного Знамени (1940, 1972, 1983, 1988)
Орден Дружбы народов (1982)
Орден Ленина (1988)
Орден «За заслуги пред Отечеством» IV степени (2002) - «за большой вклад в развитие хореографического искусства»
Медаль «За оборону Ленинграда»
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
Медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина
Медаль «Ветеран труда»
Титул «Женщина года» (1994 и 1996, Национальный биографический институт США)
Титул «Российская княгиня» (1997, Российская палата личности при Президенте за личной подписью Патриарха Московского и всея Руси)
Театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит»— за «творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга» (1997)
Национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» (2002)
Почётный доктор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (с 1996)
Почётный диплом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (1997) – за заслуги в развитии хореографического искусства в Санкт-Петербурге в связи с 85-летием
Почетный гражданин Санкт-Петербурга (1988)
В 1938 году известный скульптор Е. Янсон-Манизер вылепила скульптуру «Балерина Наталия Дудинская».
В 1956—1967 годах Ленинградский завод фарфоровых изделий выпускал фарфоровые статуэтки Дудинской в роли Сюимбике в балете «Шурале» (модель скульптора В. И. Сычёва).
Дудинская снималась в следующих фильмах:
«Дон Сезар де Базан» - Испанский танец
«Я вас любил» - Зоя Павловна
«Мастера русского балета» - Одиллия
«Концерт мастеров искусств» сцены из балета «Раймонда»
«Фильм-концерт №1» сцены из картины «Тени» балета «Баядерка»
«Спящая красавица» - Фея Карабос
Творчеству Н. М. Дудинской посвящены следующие документальные фильмы:
«Класс Дудинской» - 1973 г.
«Монолог со сценой» - 1986 г.
«Рождение танца» - 1991 г.
«Урок и сцена» - 1991 г.
«Вечная весна» - 1993 г.
Неоднократно принимала участие в съемках документальных фильмов, посвященных искусству балета.
Мовшенсон. А. Заслуженная артистка РСФСР лауреат Сталинских премий Наталья Михайловна Дудинская. Ленинград. ВТО. 1951 г.
Кремшевская Г. Наталия Дудинская. Ленинград-Москва. Искусство 1964 г.
Красовская В. Наталия Дудинская. Ленинград Музыка 1982 г.
Вестник Академии русского балета имени А. Я. Вагановой №3, 1995 г. Посвящен творчеству Н. М. Д.динской
Красовская В. Профили танца. Наталия Дудинская СПб.: Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, 1999.
Наталия Дудинская. Жизнь в искусстве. Воспоминания. Статьи.Санкт-Петербург 1999 г.
Бланков Б. Великий дуэт ХХ века. К. Сергеев и Н. Дудинская.Санкт-Петербург Диан 2010 г.
Сливинская С. Наталья Дудинская. Сказка Жизни. Санкт-Петербург. Русская коллекция 2013 г.
Множество статей в периодической печати.
Наталия Михайловна Дудинская одна из выдающихся танцовщиц мирового балета двадцатого века. Она была виртуозной балериной, не знавшей никаких препятствий в интерпретации как балетов классического наследия, так и современной хореографии ее времени. Создательница незабываемых образов, Дудинская страстно любила балет, хотя была одарена еще и прекрасным голосом. Ведь ей поначалу даже прочили карьеру оперной певицы.
Но Наталия Михайловна всегда была фанатично предана балету. Она работала с завидной одержимостью и азартом. Ее любимый педагог А. Я. Ваганова отшлифовала талант своей любимой ученицы до бриллиантовой огранки. Совершенное техническое мастерство, безудержный темперамент, глубокое понимание смыслакаждого движения позволили Дудинской создать такие разноплановые роли как Китри и Жизель, Аврора и Лауренсия, Одетта-Одиллия и Сари. С первых шагов Дудинской еще в школе Ваганова выявила разносторонность ее таланта, доверив юной артистке в выпускном спектакле диаметрально противоположные партии: центральную в «Шопениане» и па-де-де из «Корсара».
Будучи еще ученицей, Дудинская дебютировала в партии Флорины на сцене Мариинского театра, а в первый сезон в театре исполнила роли Лебедя и Одиллии в спектакле Вагановой. На второй сезон Дудинская уже танцевала Аврору и Актрису в «Пламени Парижа». Свою первую Сталинскую (Государственную) премию за выдающиеся заслуги в области хореографического искусства Наталия Михайловна получила еще до войны.
В 1930-е годы сердца ленинградских балетоманов покорял дуэт Дудинской и Чабукиани. Этот дуэт явился содружеством двух выдающихся артистов, прославляющих жизнь в мажорных тонах, превращая каждый спектакль в истинный праздник, в парад молодости и красоты. Дудинской были одинаково подвластны и героика и лирика. Ее безупречный танец, фанатичная самозабвенная преданность балету, умение в каждой ролиувидеть поэтику, четко воплотить балетмейстерский замысел, всегда привлекали хореографов.
В. Чабукиани, Ф. Лопухов, Н. Анисимова, К. Сергеев, Б. Фенстер, Л. Якобсон, Л. Лавровский, В. Вайнонен, премьеры балетов которых в Мариинском театре танцевала Дудинская, видели в ней не только идеальную исполнительницу, но и полноправного соавтора. В 1930-1950е годы Дудинская непременная участница многих премьер в Мариинском театре, как в современных спектаклях, так и в капитальных возобновлениях балетов наследия.Интерпретируя роли в балетах хореографов-современников, Дудинская умела создать многоплановые характеры, находя для каждой роли индивидуальные черты, трактуя их оригинально, по-своему.
С 1940х годов в театре появился новый дуэт Дудинская и Сергеев, который раскрыл неизведанные грани таланта обоих танцовщиков. Ряд спектаклей Дудинская танцевала и с другими партнерами: Б. Я. Брегвадзе, С. С. Капланом, А. А. Макаровым. Навсегда в историю балета вошел балет «Лауренсия», исполненный 28 ноября 1958 года, в котором Наталия Михайловна вывела на сцену юного Рудольфа Нуреева с первой звездной ролью в Мариинском театре. Это был спектакль планетарного масштаба.
Дудинская учила молодого Нуреева танцевать по образному выражению свидетеля репетиций Т. Легат «не только ногами, но также умом и сердцем». Несмотря на разницу в возрасте дуэт смотрелся очень органично. Их танец напоминал настоящий фейерверк. Нуреев говорил, что когда танцует Дудинская «время останавливается».
Ленинградские любители балета с замиранием сердца вспоминают гала концерты класса усовершенствования Н. М. Дудинской, проходившие в театре и Большом зале Филармонии. В этих концертах обычно показывался театрализованный класс, поставленный Дудинской, и много концертных номеров, в исполнении ее подопечных. Благодаря этим концертам было возобновлено Гран па из балета «Пахита». Зрители увидели «Па-де-катр» Долина, фрагменты «Симфонии до мажор» Баланчина, который считал¸что лучше Дудинской он не видел ни одной балерины, па-де-де из «Праздника цветов в Дженцано» Бурнонвиля впервые в исполнении отечественных звезд балета.
Наталия Михайловна внесла большой вклад в сохранение вековых традиций классического балета, участвуя в возобновлении классических балетов в Петербурге, Москве, Алма-Ате, Ереване, Таллинне, Кишиневе, Тбилиси, Харькове, Новосибирске, Праге, Варшаве, Бостоне, Осаке и других городах.
С 1963 года Дудинская педагог Академии русского балета. Среди ее учениц такие звезды как У. Лопаткина, В. Ганибалова, М. Куллик, А. Сигалова, А. Волочкова. Она работала с Е. Евдокимовой, К. Кырб, Ю. Махалиной, Л. Бржозовской
Во время Великой Отечественной войны Дудинская продолжала свою творческую деятельность: выступала в театрах, на фронтовых концертах, госпиталях, на заводах, в детских домах. 9 и 11 августа 1942 г., приехав в блокадный Ленинград, дала сольные концерты при участии Ф. И. Балабиной и К. М. Сергеева в Большом зале Филармонии.
На доме, в котором в Петербурге жила Дудинская, 26 марта 2004 года установили памятную мемориальную доску.