ФИО: Долгушин Никита Александрович
Дата рождения: 8 ноября 1938 г.
Место рождения: Ленинград
Дата смерти: 10 июня 2012 г.
Место смерти: Санкт-Петербург
Звания / награды / учёные степени:
Заслуженный артист РСФСР 1964 г.
Народный артист РСФСР 1976 г.
Народный артист СССР 1988 г.
Специальный приз Экспертного совета Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» 2006 г.
Премия Правительства Санкт Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры «За выдающийся вклад в развитие петербургской культуры 2010 г.
Благодарность Министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации «за активную и многолетнюю плодотворную работу по пропаганде отечественного хореографического искусства в связи с 25-летием основания автономной некоммерческой организации «Редакция журнала «Балет» 2006 г.
Премия Университета танца в Париже 1966 г.
Приз зрительских симпатий общества «Театрал» за постановку спектакля «Серебряный век»
«Рыцарь балета» (балетный приз «Душа танца»), Россия 1995 г.
Человек года 2003
Кавалер ордена общественного признания «Екатерина Великая»
Кавалер Ордена гражданской чести и достоинства
Профессор Университета танца в Париже
Профессор (1990), доктор гуманитарных наук Таусонского университета (1991) США
Доктор философии, почетное звание полного профессора Международного университета Фундаментального обучения (Россия, 2007)
Лауреат Всемирной академии наук, культуры и искусства
Профиль авторизован в ноябре 2024 года
Автор профиля: ВладимирПавлоцкий
Место учебы: Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Год поступления: 1950
Год выпуска: 1959
Выпускавшие педагоги: В. И. Шелков, А. И. Пушкин
Партии, исполненные за время обучения:
«Листиана» (балетмейстер Голейзовский)
«Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен) Щелкунчик-принц
«Эволюция танца от дикаря до рок-н-рола» (балетмейстер Долгушин)
Место работы: Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1959 г.
Дата окончания работы: 1961 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Жизель» Альберт
«Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен) Принц
«Раймонда» (редакция Сергеева) Трубадур
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Лавровский) Парис, Трубадур
«Шопениана» (балетмейстер Фокин) Юноша
«Хореографические миниатюры» (балетмейстер Якобсон) «Размышление», «Венский вальс», «Слепая», «Поцелуй»
«Лебединое озеро» (редакция Сергеева) Друзья Принца
«Спартак» (балетмейстер Якобсон) Сатир
«Маскарад» (балетмейстер Фенстер) Мефистофель
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Юноша
«Тропою грома» (балетмейстер Сергеев) Смит
Партии, исполненные в театре в 1970-1980 гг.:
«Гамлет» (балетмейстер Сергеев) Гамлет
«Жизель» Альберт
«Легенда о любви» (балетмейстер Григорович) Ферхад
«Дон Кихот» Базиль
«Корсар» (редакция Сергеева) Конрад
Место работы: Новосибирский театр оперы и балета
Дата поступления: 1961 г.
Дата окончания работы: 1966 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Золушка» (балетмейстер Виноградов) Принц первый исполнитель
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Виноградов) Ромео первый исполнитель
«Корсар» (редакция Гусева) Раб, Али
«Болеро» (балетмейстер Тангиева-Бирзниек) Солист
«Баядерка» Солор
«Спящая красавица» (редакция Сергеева) Принц Дезире
«Ленинградская поэма» (балетмейстер Бельский) Юноша
«Легенда о любви» (балетмейстер Григорович) Ферхад
«Шопениана» (балетмейстер Фокин) Юноша
«Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен) Принц
«Жизель» Альберт
«Семь красавиц» (балетмейстер Гусев) Бахрам
«Раймонда» (балетмейстер Вайнонен, редакция Гусева) Де Бриенн
«Лебединое озеро» (редакция Григоровича) Зигфрид
«Лебединое озеро» (редакция Гусева, Виноградова) Принц Зигфрид
Концертные номера
«Дон Кихот» па-де-де
Место работы: Хореографический концертный ансамбль «Молодой балет» под руководством Игоря Моисеева (современное название: Государственный Академический театр классического балета Н. Касаткиной и В. Василёва )
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Порыв» (балетмейстер Долгушин)
«Прелюдии» (балетмейстер Голейзовский)
«Прелюд» (балетмейстер Мурдмаа)
Ленинградский хореографический ансамбль «Камерный балет» - 1968 г.
«Сарабанда» (балетмейстер Алексидзе)Место работы: МАЛЕГОТ (современное название: Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского — Михайловский театр)
Дата поступления: 1968 г.
Дата окончания работы: 1983 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Сильфида» (балетмейстер Бурнонвиль) Джеймс первый исполнитель в России
«Размышления» (балетмейстер Долгушин) Гамлет первый исполнитель
«Концерт в белом» (балетмейстер Долгушин) Солист первый исполнитель
«Моцартиана» (балетмейстер Долгушин) Солист первый исполнитель
«Щелкунчик» (балетмейстер Бельский) Щелкунчик-Принц первый исполнитель
«Ромео и Джульетта» на музыку Чайковского (балетмейстер Долгушин) Ромео первый исполнитель
«Камерна я сюита» (балетмейстер Долгушин) Солист первый исполнитель
«Кармен-сюита» (балетмейстер Замуэль) Тореадор первый исполнитель
«Коппелия» (балетмейстер Виноградов) Франц первый исполнитель
«Свершение» (балетмейстер Мурдмаа) Человек первый исполнитель
«Перекресток» (балетмейстер Лебедев) Поэт первый исполнитель
«Педагогическая поэма» (балетмейстеры Лебедев, Виноградов) Макаренко первый исполнитель
«Царь Борис» (балетмейстер Боярчиков) Борис первый исполнитель
«Разбойники» (балетмейстер Боярчиков) Карл первый исполнитель
«Пахита» (редакция Боярского) Кавалер
«Щелкунчик» (балетмейстер Боярчиков) Дроссельмейер
«Лебединое озеро» (редакция Бельского) Принц Зигфрид
«Лебединое озеро» (редакция Боярчикова) Принц Зигфрид
«Тщетная предосторожность» (балетмейстер Виноградов) Колен
«Баядерка» Солор – третий акт
«Ярославна» (балетмейстер Виноградов, режиссер Любимов) Князь Игорь первый исполнитель
«Лебединое озеро» (редакция Боярчикова) Принц Зигфрид
«Эсмеральда» (редакция Боярчикова) Феб де Шатопер
«Спартак» (балетмейстер Ковтун) Помпей
«Видение розы» (балетмейстер Фокин) Призрак розы (в концертах)
Концертные номера
Па-де-де на музыку Россини
Па-де-де на музыку Чайковского
Театр оперы и балета Ленинградской консерватории
Дата поступления: 1983 г.
Дата окончания работы: 2006 г.
«Разбойники» (балетмейстер Боярчиков) Карл первый исполнитель
«Павана мавра» (балетмейстер Лимон) Мавр первый исполнитель
«Дон Жуан» (балетмейстер Алексидзе) Жуан
«Король Лир» (балетмейстеры Алексидзе, Долгушин) Лир
«Греза» («Дама с камелиями»)
«Послеполуденный отдых фавна» (балетмейстер Нижинский) Фавн
«Песни об умерших детях» (балетмейстер Контрерас) Солист
Концертные номера
«Онегин» (балетмейстер Кранко) дуэт
«Пьеро» (балетмейстер Алексидзе)
«Монолог Иуды» (балетмейстер Алексидзе)
«Нарцисс» (балетмейстер Алексидзе)
«Чорос» (балетмейстер Пети)
«Andante sostenuto (балетмейстер Долгушин)
Место работы: Ленинградский театр оперы и балета под руководством Б. Эйфмана (современное название: Санкт-Петербургский Государственный Академический театр балета Бориса Эйфмана )
Дата поступления: 1987 г.
Дата окончания работы: 1987 г.
«Мастер и Маргарита» (балетмейстер Эйфман) Понтий Пилат
Участие в конкурсах
Название конкурса: Международный конкурс артистов балета
Дата проведения: 1964 г.
Место проведения: г. Варна, Болгария
Лауреат, первая премия
Постановки авторские:
МАЛЕГОТ (современное название: Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского — Михайловский театр)
«Размышления»
«Концерт в белом»
«Моцартиана»
Музыкальный театр консерватории имени Римского-Корсакова
«Моцартиана»
«Кармен-сюита»
«Гамлет»
«Спящая красавица»
«Щелкунчик»
«Карусель»
«Сны»
«Половецкие пляски»
«Воспоминание о детстве»
«Нам это надо»
«Классика и современность»: «Балкон» фрагменты, «Adagietto», «Эпитафия», «Нам это надо»
Концертные номера:
«Эпитафия» Панадерос
Академия танца, Ванкувер
«Гамлет»
«Король Лир» (вместе с Г. Алексидзе)
Украинский академический театр оперы и балета имени И. Франко, Львов
«Гамлет»
Национальный университет Мехико
«Гамлет»
Народный театр балета Дворца культуры имени М. Горького (ныне Дворец культуры Ленинградской области, Санкт-Петербург)
«Снегурочка»
Государственный театр балета на льду, Ленинград
«Свадьба Сольвейг»
Таусонский университет. Факультет танца. Балтимор
«Золушка» сюита
Театр балета Никиты Долгушина
«Про Золушку»
Постановки редакции:
МАЛЕГОТ (современное название: Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского — Михайловский театр)
«Жизель» 1973 г., 2007 г.
«Пахита» гран па
«Петрушка»
Фрагменты балетов в постановке Ф. Лопухова: «Арлекинада», «Величие мироздания», «Картинки с выставки», «Коппелия», «Ледяная дева»
Украинский академический театр оперы и балета имени И. Франко, Львов
«Жизель»
«Пахита» гран па
«Привал кавалерии»
Национальная опера, Таллинн
«Жизель»
«Эсмеральда»
Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля
«Жизель»
Музыкальный театр консерватории имени Римского-Корсакова (Государственный театр оперы и балета Санкт-петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова)
«Жизель»
«Пахита» Гран па
«Лебединое озеро»
«Свадьба Авроры» Третий акт и апофеоз балета «Спящая красавица»
«Сильфиды»
«Фауст». «Вальпургиева ночь»
«Наследие русской хореографии» часть первая
«Наследие русской хореографии» часть вторая
«К 100-летию Вацлава Нижинского»
«Памяти Леонида Якобсона»
«Русский балет Серебряного века»: «Павильон Армиды» сюита, «Жар птица» сюита, «Петрушка» сюита, «Послеполуденный отдых фавна», «Видение розы», «Несравненная Павлова»
«Классика и современность»: «Праздник цветов в Дженцано» па-де-де, Па-де-де на музыку Обера, «Дон Кихот» па-де-де, «Корсар» фрагменты
Академия танца, Ванкувер
«Лебединое озеро» четвертый акт
«Совершеннолетие Авроры» первый акт балета «Спящая красавица»
«Свадьба Авроры»
«Фея кукол» фрагмент
Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь
«Жизель»
«Эсмеральда»
Саратовский театр оперы и балета имени Н. Г. Чернышевского
«Лебединое озеро»
Музыкальный театр Коми АССР (современное название: Государственный театр оперы и балета Республики Коми )
«Сильфида»
Государственный театр оперы и балета имени З Палиашвили, Тбилиси
«Сильфида»
Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь
«Сильфида»
Театр оперы и балета, Самара (современное название: Самарский академический театр оперы и балета имени Д. Д, Шостаковича )
«Дон Кихот»
«Эсмеральда»
«Русский балет Серебряного века»: «Жар птица» сюита, «Сильфиды», «Павильон Армиды»
Якутский музыкальный театр (современное название: Государственный Театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) имени Д.К. Сивцева-Суоруна Омоллоона )
«Свадьба Авроры»
Танцы в оперных спектаклях:
МАЛЕГОТ (современное название: Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского — Михайловский театр)
«Клитемнестра» балетный акт в опере «Ифигения»
«Пиковая дама»
«Евгений Онегин»
«Князь Игорь»
Музыкальный театр консерватории имени Римского-Корсакова (Государственный театр оперы и балета Санкт-петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова)
«Евгений Онегин»
Танцы в драматических спектаклях:
«Звучала музыка в саду» Молодежный театр, Ленинград
«Какая музыка была, какая музыка звучала» Молодежный театр, Ленинград
«Царь Эдип» Эрмитажный театр
Место работы: Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского — Михайловский театр
Дата поступления: 2007
Дата окончания работы: 2012
Должность: балетмейстер-репетитор
1983-2000 – заведующий кафедрой режиссуры балета Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова
1983-2006 – главный балетмейстер Государственного театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова
1989-2006 – главный балетмейстер Самарского академического театра оперы и балета имени Д. Д, Шостаковича
2006-2007 – художественный руководитель ООО «Театр балета Никиты Долгушина»
2009-2011 – председатель художественного совета «Гран-При» Михайловского театра
«Мания Жизели» (режиссер Учитель) педагог
«Шекспериана» Яго, Клавдий, Патер Лоренцо
«Принц и Нищий» Король
«Павана мавра» Мавр
«Маскарад» Арбенин
«Легенда о любви» Ферхад
Документальные фильмы и телепередачи
«Как сердцу высказать себя»
«Балет в миниатюрах». «Сарказмы» (балетмейстер Алексидзе)
«Балет в сердце Михайловского театра»
«Из жизни танцовщика»
«Никита Долгушин. Философия танца»
«Никита Долгушин. Сказка его жизни»
«Легенды русского балета»
«Абсолютный слух»
«Царская ложа»
Красовская, В. Никита Долгушин. Искусство. Ленинградское отделение. 1985. Серия «Солисты балета»
«Танец. Спектакль, Жизнь». О творчестве Н. Долгушина. Сборник. Санкт-Петербург, Аксум 2008 (второе издание вышло в 2014 год)
Опубликовано более 450 статей о творчестве Н. Долгушина в периодической печати.
Творчество Никиты Долгушина славная страница в истории ленинградского-петербургского балета. Танцовщик-философ, танцовщик-эстет, романтик и ниспровергатель устоявшихся канонов, теоретик и вдумчивый интерпретатор – таким он запомнился коллегам и зрителям. Долгушин своими ролями всегда будоражил мысль. Ему одинаково удавались как партии в классических балетах наследия так и в современных спектаклях. Его герои были непохожи на своих предшественников. В любых балетах, в которых он принимал участие, Долгушин всегда был своеобычен и неординарен. От его героев веяло свежестью, оригинальностью прочтений. Он слыл танцовщиком оппозиционером к традиционным подходам в трактовках ролей в балетах наследия. Даже участие Долгушина в общеизвестных классических балетах воспринималось как своеобразная премьера. Его герои всегда одиночки. Им было комфортно наедине с самими собой. Они сосредоточены на своих мыслях и не испытывали потребности в общении.
Долгушин был первым в России исполнителем партии Джеймса в «Сильфиде» Бурнонвиля на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде. Эта роль у него отличалась разнообразием творческих исканий, поразительным расцветом мысли. Долгушин ввел своего героя в мир таинственного, чудесного и необъяснимого. Джеймс Долгушина отличался от других персонажей поэтикой романтизма, глубинным проникновением в мир души и сердца своего героя. На первом плане оказалось лирическое «я» поэта-романтика. Долгушин умело демонстрировал стремление противопоставить романтический идеал реальной действительности. Поэтому он бежал от жизни в мир ирреальный, находя в фантастике и грезах то, что не могла дать существующая реальность.
И вспоминаются строки из «Исповеди сына века» А. де Мюссе: «……восторженные умы, люди с пылкой, страждущей душой, ощущавшие потребность в бесконечном, склонили голову, рыдая, и замкнулись в болезненных видениях – хрупкие стебли тростника на поверхности океана». В «Сильфиде» Долгушин постиг секрет творчества, сформулированной Анной Павловой: «Секрет в том, чтобы подчинить физическое начало танца духовному».
В «Жизели» предстал совсем иной Долгушин. Его Граф – рассудочный аристократ. Он с удовольствием танцевал с Жизелью незатейливые крестьянские танцы, намеренно располагая ее к себе. Быть может, этим увлечением он смог бы заглушить снедаемое его одиночество. Появление Батильды и Герцога пугали его. Он взволнован. Он догадывался как Жизель будет реагировать на этот маскарад, на то, что он уже обручен. Его тревожило, что может быть сорвана пелена маски, обнажив его истинное лицо. Со смертью Жизели мимолетное отдохновение исчезало, оставалось лишь горькое похмелье. Влекомый непреодолимым желанием излить, пусть даже самому себе, свои переживания, являлся Граф-Долгушин на могилу Жизели. И она возникала перед ним, как недосягаемый идеал. Казалось, что образ ее родился в его фантазии. Очищаясь от путины реальности, в сфере грез, Граф Долгушина пытался найти ответ на мучавшие его вопросы и в финале покидал кладбище переродившимся человеком.
Долгушин много работал с современными хореографами, был первым исполнителем ролей во множестве балетов. А в тех спектаклях, в которые его вводили уже после премьеры, он всегда находил новые пути интерпретации персонажа. В «Легенде о любви» Долгушин выступил в роли Ферхада. Его Ферхад был многогранен. Танцовщик наделил его богатым внутренним миром. Он не нуждался в союзниках и единомышленниках и всего добивался собственными силами. Нравственная чистота, праведность мыслей и чувств, возвышенность его любви помогли совершить духовный подвиг. Он знал для чего жил. Понятия чести и совести для него были важнее личного счастья.
В «Гамлете» (балетмейстер К. Сергеев) Долгушин поднялся над малоинтересной хореографией, создав образ истинно шекспировского масштаба. Он показал человека неоднозначного, готового к глубоким размышлениям о смысле жизни. Крушение идеалов вселяло в него жажду мщения, гнело его и приводило к душевным терзаниям. Этот персонаж притягивал Долгушина не единожды. В 1971 году он поставил балет «Размышления», в котором Гамлет в исполнении самого хореографа жил своими думами и имел свои суждения.
Уже со школьной скамьи Долгушин-артист привлекал маститых хореографов, которые находили в нем материал для своих поисков и экспериментов. К. Голейзовский, К. Сергеев, Н. Боярчиков, О. Виноградов, М. Мурдмаа, Г. Алексидзе, И. Бельский, Л. Лебедев, Б. Эйфман воспринимали его как соавтора, единомышленника, танцовщика, способного полностью воплотить на сцене их замыслы. Чтобы ни исполнял Долгушин, большой сюжетный балет или маленькую миниатюру, трагедию или комедию это всегда было связано с оригинальностью и неповторимостью решений.
Долгушин обладал прекрасными данными классического солиста: в меру высокий прыжок, хороший шаг, скульптурность удлиненной фигуры, и, самое главное, уникальное чувство стиля трактуемых текстов. Сдержанный классический танцовщик, владеющий всем арсеналом выразительных средств, он никогда не выглядел просто артистом, грамотно, но формально исполняющим движения классического словаря. Долгушин был современным танцовщиком, не боявшимся экспериментировать с новым материалом. К тому же он был уникальным интерпретатором хореографии Серебряного века, который сумел подчинить свою пластику новой образности.
Долгушин знал о балете практически все. Это подтвердилось его многочисленными постановками, отличающимися прежде всего тонкой музыкальностью и нестандартностью мышления хореографа. Еще одна грань таланта Долгушина быть редактором старых балетов. Его редакции гран па из «Пахиты», «Жизели», «Эсмеральды», «Лебединого озера» отличались корректным отношением к первоисточникам и изысканным вкусом.
Никита Александрович Долгушин был превосходным танцовщиком, хореографом, театральным художником, либреттистом, педагогом. Среди его партнерш были Н. Тимофеева, М. Кондратьева, И. Зубковская, А. Осипенко, Н. Бессмертнова, К. Федичева, Э, Минченок, И, Колпакова, В. Муханова, Т. Фесенко и другие ведущие солистки отечественного балетного театра. Балетный Ленинград-Петербург всегда с гордостью вспоминал и вспоминает Никиту Долгушина, выдающегося представителя петербургской школы балета.