
ФИО: Данилова Александра Дионисиевна (Дионисьевна)
Дата рождения: 7 (20) ноября 1903 года (по иным источникам 1904 г.)
Место рождения: Петергоф
Дата смерти: 13 июля 1997 г.
Место смерти: г. Нью-Йорк
Звания/награды:
Capezio Award (1958)
Dance Magazine Award (1984)
Lion of the Performing Arts Award. New-York Public Library (1986)
Handel Medallion (1986)
De la Torre Bueno Prize (1986)
Kennedy Center Award (1989)
Профиль авторизован в декабре 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Государственное Петроградское академическое театральное (балетное) училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой))
Дата окончания: 1920 г.
Педагоги: Е. П. Гердт, Е. О. Вазем, О. И. Преображенская
Среди партий, исполненных за время обучения:
«Пахита» (балетмейстер Петипа) па-де-труа
«Сильвия» па-де-де
Место работы: Петроградский академический театр оперы и балета; с 1935 – Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр))
Дата поступления: 1920 г.
Дата окончания работы: 1924 г.
Роли, исполненные за время работы в театре:
«Величие мироздание» Танцсимфония (балетмейстер Ф. Лопухов) участница премьеры
«Жар-птица» (балетмейстер Ф. Лопухов) Жар-птица
«Спящая красавица» (балетмейстер Петипа) феи Канарейка, Крошек, Серебра, Бриллиантов, Сирени, Флорина
«Египетские ночи» (балетмейстер Фокин) Вереника
«Жизель» Монна, Мирта
«Времена года» (балетмейстер Петипа) Снег
«Дон Кихот» Цикалия, Повелительница дриад
«Тщетная предосторожность» (балетмейстеры Петипа, Л, Иванов) па-де-де
«Лебединое озеро» (балетмейстеры Петипа, Л, Иванов) па-де-труа
«Эрос» (балетмейстер Фокин) Девушка
«Тщетная предосторожность» (балетмейстеры Петипа, Л. Иванов) па-де-де
«Коппелия» (новая редакция Чекетти) Молитва
«Корсар» (редакция Петипа) Одалиска
Среди номеров, исполненных за время выступления в труппе «Молодой балет»:
«Траурный марш» (балетмейстер Баланчин) – первая исполнительница
«Адажио» (балетмейстер Баланчин) – первая исполнительница
Среди ролей, исполненных за время выступления в труппе «Русский балет С. П. Дягилева» (1924-1929):
«Зефир и Флора» (балетмейстерМясин) Муза – первая исполнительница
«Дитя и волшебство» (балетмейстер Баланчин) Пастушка, Бабочка – первая исполнительница
«Барабау» (балетмейстер Петипа) Служанка – первая исполнительница
«Чертик в коробке» (балетмейстер Баланчин) Черная танцовщица – первая исполнительница
«Триумф Нептуна» (балетмейстер Баланчин) Королева фей – первая исполнительница
«Стальной скок» (балетмейстер Мясин) Молодая рабочая – первая исполнительница
«Ода» (балетмейстер Мясин) па-де-де – первая исполнительница
«Свадебка» (балетмейстер Нижинская) Гостья
«Клеопатра» (балетмейстер Фокин) Рабыня
«Шехерезада» (балетмейстер Фокин) Одалиска
«Триумф Нептуна» (балетмейстер Баланчин)
«Карнавал» (балетмейстер Фокин) Эстрелла
«Свадьба Авроры» (балетмейстер Б. Нижинская по Петипа) Кандид, па-де-де Флорины, Аврора
«Петрушка» (балетмейстер Фокин) Балерина
«Волшебная лавка» (балетмейстер Мясин) Канкан
«Русские сказки» (балетмейстер Мясин) Комарик
«Матросы» (балетмейстерМясин) Девушка
«Лебединое озеро» (одноактная версия) Принцесса
«Полуночное солнце» (балетмейстер Мясин) Снегурочка
«Видение розы» (балетмейстер Фокин) Девушка
«Сильфиды» (балетмейстер Фокин) Сильфида
«Аполлон Мусагет» (балетмейстер Баланчин) Терпсихора
«Боги-нищие» (балетмейстер Баланчин) Служанка
Среди ролей, исполненных за время выступления в труппе «Русский балет Монте-Карло» (1925, 1929-1930):
«Бал» (балетмейстерБаланчин) Дама– первая исполнительница
«Хореартиум» (балетмейстер Мясин) Солистка – первая исполнительница
«Ноктюрн» (балетмейстер Лишин) Титания – первая исполнительница
«Голубой Дунай» (балетмейстер Мясин) Уличная танцовщица
«Карнавал» (балетмейстер Войциховский по Фокину) Коломбина
«Вариации Бетховена» (балетмейстер Нижинская) Солистка (совместный проект Театра танца Нижинской и Русского балета Монте-Карло)
«Болеро» » (балетмейстер Нижинская) Солистка (совместный проект Театра танца Нижинской и Русского балета Монте-Карло)
Среди ролей, исполненных за время выступления в труппе «Русский балет де Базиля»:
«Публичный сад» (балетмейстер Мясин) Богатая пара, па-де-сис– первая исполнительница
«Фантастическая симфония» (балетмейстер Мясин) Ведьма – первая исполнительница
«Франческа да Римини» (балетмейстер Лишин) Джиневера – первая исполнительница
«Древняя Россия» (балетмейстер Нижинская) Русская принцесса – первая исполнительница
«Павильон» (балетмейстер Лишин) Молодая дама
«Славянские и цыганские танцы» (балетмейстер Нижинская) солистка
«Чимарозина» (балетмейстер Мясин) (дивертисмент из балета «Женские хитрости») па-де-труа
«Женщины в хорошем настроении» (балетмейстер Мясин) Мариучча
«Парижское веселье» (балетмейстер Мясин) Продавщица перчаток
Среди ролей, исполненных за время выступления в труппе «Русский балет Монте-Карло» (антреприза Денема):
«Испанское каприччио» (балетмейстеры Мясин, Ла Архентина) крестьянская пара – первая исполнительница
«Праздник дьявола» (балетмейстер Аштон) Дочь – первая исполнительница
«Вена 1814» (балетмейстер Мясин) Дебютантка – первая исполнительница
«Саратога» (балетмейстер Мясин) Девушка – первая исполнительница
«Ярмарка рогоносцев» (балетмейстер Лопес) Сьерра – первая исполнительница
“Красный мак» (балетмейстер Швецов) Тао Хоа – первая исполнительница
«Концертные танцы» (балетмейстер Баланчин) Солистка – первая исполнительница
«Па-де-де» (балетмейстер Баланчин) – первая исполнительница
«Сомнамбула» (балетмейстер Баланчин) Девушка-лунатик – первая исполнительница
«Раймонда» (балетмейстеры Баланчин, Данилова) Раймондва– первая исполнительница
«Прима балерина» (балетмейстер Хеми) Приглашенная балерина – первая исполнительница
«Картинки с выставки» (балетмейстер Нижинская)солистка
«Щелкунчик» (балетмейстер Федорова по Л. Иванову) Фея Драже
«Коппелия» (балетмейстер Сергеев по Петипа и Чекетти) Сванильда
«Жизель» (редакцияЛифаря) Мирта
«Поцелуй феи» (балетмейстер Баланчин) Невеста
«Игра в карты» (балетмейстер Баланчин) Пиковая дама
«Нью-Йоркер» (балетмейстерМясин) Девушка
«Концерт Шопена» (балетмейстер Нижинская) Солистка
«Снегурочка» (балетмейстер Нижинская) Весна
«Жизель» Жизель
«Моцартиана» (балетмейстер Баланчин) Адажио и вариации
«Колокола» (балетмейстер Пейдж) Невеста
«Лола Монтес» (балетмейстер Катон) Лола
«Билли Сандей» (балетмейстер Пейдж) Миссис Потифар
«Па-де-катр» (балетмейстер Долин) Черрито
«Пахита» (балетмейстер Петипа) Пахита
»Роли, исполненные за время выступления в труппе «Театр Империал», Нью-Йорк
«Песнь Норвегии» (мюзикл) Аделина (хореография Баланчина)
Роли, исполненные за время выступления в труппе «Балет Славенска-Франклин»:
«Балерина» (балетмейстер Славенска) Солистка
Исполняла танцы в операх
Постановки авторские:
Танцы в операх и опереттах Метрополитен опера:«Джоконда», «Алмазы», «Цыганский барон», «Борис Годунов», «Перикола» «Адриана Лекуврер»
Редакции:
«Щелкунчик» (Балет Вашингтона)
«Раймонда» (совместно с Баланчиным)(Русский балет Монте-Карло, Театр танца Миннесоты)
«Пахита» (Русский балет Монте-Карло, Балет Цинцинатти, Балет Гарлема)
«Шопениана» (Нью-Йорк Сити балет, Балет Пенсильвании)
«Коппелия» (совместно с Баланчиным) (Нью-Йорк Сити балет, Саратога Спрингс)
«Коппелия» (АсамиМаки)
«Свадьба Авроры» (Американская школа балета)
«Времена года»(Американская школа балета)
«Балетные сцены» (Американская школа балета)
Преподавала в Американской школе балета с 1964 по 1989 гг.
Danilova, A. Choura: The Memoirs of Alexandra Danilova, New York, 1986
Twysden, A.E., Alexandra Danilova, London, 1945
«Испанская фиеста»
«Парижское веселье»
«О, капитан»
«Поворотный пункт»
«Размышления балерины: Александра Данилова», д/ф
С портрета замечательного художника Зинаиды Серебряковой смотрит красивая молодая женщина в балетном костюме. Она привлекает внимание благородной внешностью, выглядит достойно и благовидно. Артистка озарена духовным светом, в ней чувствуется внутренняя красота. В ее серьезном взгляде читается будущая жертвенность ради искусства, возможно отказ от семейных благ и радости материнства. Ей предначертана судьба менады, жрицы танца. Таковой она и стала. Имя ее Александра Данилова, выдающаяся танцовщица первой половины ХХ века, снискавшая грандиозный успех на сценах Европы и США.
Данилова окончила Петроградское театральное (балетное) училище в 1920 году, была ученицей Е. П. Гердт, Е. О. Вазем, О. О. Преображенской и была взята в ГАТОБ (ныне Мариинский театр). В 1922 году она уже солистка, танцующая сольные и ведущие партии, такие как фея Бриллиантов и Флорина в «Спящей красавице», Вереника в «Египетских носах», Мирта в «Жизели», Снег во «Временах года», Повелительница дриад в «Дон Кихоте». Критики предрекали ей большое будущее. Это и произошло, но не в России.
Критик Ю.Бродерсен писал о Даниловой: «Из А. Даниловой вырабатывается первоклассная классическая танцовщица. Стиль ее танца – отвлеченная классика...не обладая высокой природной элевацией, артистка моментами достигает иллюзии превосходной легкости. В сфере партерного танца у нее изумительная четкость и незаурядная устойчивость в движениях».
Данилова была одаренной танцовщицей, в равной степени способной танцевать как академическую классику, так и современные для ее времени опусы. Она обладательница статной фигуры, красивых ног, крепких пуант, сильной техники terre à terre. Недаром Ф. Лопухов писал, что Данилова «царила на земле». Танцовщица несла радость. На сцене она могла быть элегантно утонченной, а могла заражать партнеров и зал бодростью и жизнерадостностью, умела выглядеть оживленной обладала эмоциональной пластичностью, оставаясь при этой танцовщицей петербургской академической школы.
Данилова была среди участников первого и единственного показа «Величия мироздания», Танцсимфонии на музыку Четвертой симфонии Бетховена, в постановке Ф. Лопухова, станцевала его же «Жар-птицу», что впоследствии сыграло роль в ее поступлении в труппу Дягилева. Артистка активно участвовала в программах «Молодого балета» Георгия Баланчивадзе (Джорджа Баланчина), была его партнершей в номерах им сочиненных. Жажда перемен в хореографии привлекала молодую танцовщицу, по-новому раскрывала ее талант.
В 1924 году в составе маленькой группы, включавшей помимо Даниловой, Г. Баланчивадзе, Т.Жевержееву и Н. Ефимова, она выехала на гастроли в Швецию и Германию.В Россию танцовщики не вернулись. Так началась зарубежная одиссея Александры Даниловой, перевернулась страница ее жизни, открылись новые пути. Через Швецию и Германию группа очутилась в Лондоне. После просмотра они стали членами труппы Русского балета С. Дягилева.
У Дягилева Данилова много танцевала. Она создала образы в балетах Баланчина, которого привлекали музыкальность, темперамент, сильная техника и универсальность артистки разносторонней и отзывчивой. Плодотворно Данилова работала и с Мясиным, который характеризовал ее творчество одним словом «шампанское», танцевала классику, балеты М. Фокина и Б. Нижинской. Баланчин поставил на Данилову своего «Аполлона», хотя в премьере вышла А. Никитина.
Филигранный, выверенный танец Терпсихоры-Даниловой был исполнен уверенной грации. Пластика подчеркивала скульптурную красоту тела, в особенности ног. Выразительный танец рождался из музыки, казался ее продолжением. В нем сквозили гармония, грация.
В 1925 и после ухода из жизни С. Дягилева, в 1929-1930 годах, Данилова в балете Монте-Карло, в 1931-1932 – она звезда мюзикла «Венские вальсы». Спектакли проходили в Лондоне.
С 1933 по 1938 годы Данилова танцевала в «Русском балете Монте-Карло» полковника де Базиля и Р. Блюма. Она выступала в балетах Мясина («Хореартиум»), Лишина («Ноктюрн»), других спектаклях. С 1938 по 1952 годы Данилова в «Русском балете Монте-Карло» С. Денема¸в котором партнерствовала в основном с Фредериком Франклиным. Они были признаны одной из лучших балетных пар ХХ века. Мясин Подарил Даниловой звездные роли Уличной танцовщицы в «Голубом Дунае» и Продавщицы перчаток в «Парижском веселье». На гастролях «Русского балета Монте-Карло» в Нью-Йорке в 1941 году, когда Данилова появилась на сцене в «Парижском веселье», ей устроили нескончаемую овацию, прервавшую спектакль. С тех пор это повторялось на каждом показе балета.
Продавщица перчаток-Данилова жизнерадостная, искрящаяся задором женщина. Подобно пенящемуся игристому вину, разбрасывающему разноцветные брызги во все стороны, она неслась в вихре танца, полностью отдаваясь его стихии, но ей с одинаковым успехом удавались и лирические ноты дуэтного вальса с влюбленным в нее Бароном. Кинематограф сохранил для следующих поколений выступление Даниловой в роли Продавщицы перчаток, отличающееся отменным вкусом, без грана вульгарности и пошлости, на которые легко сбиться в балете такого рода.
В труппе Денима возобновилось сотрудничество танцовщицы с Баланчиным, результатом чего явились «Концертные танцы» и «Сомнамбула», а также возобновлены «Поцелуй феи», «Игра в карты» и «Моцартиана». Данилова также танцевала Мирту, Сванильду, фею Драже в одноактной версии «Щелкунчика».
Артистка гастролировала в разных балетных труппах (Сэдлеррс-Уэллс и Фестиваль Балет в Лондоне, Балет Славенска-Франклин). Она организовала свою маленькую труппу «Великие моменты балета»,разъезжая с ней по обеим Америкам, Канаде, Дальнему Востоку и Южной Африке с 1954 по 1956 годы.
Последнее выступление Даниловой состоялось в Токио в 1957 году в балете «Раймонда».После участия в Бродвейском мюзикле «О, капитан» в 1958 году наступил новый этап в карьере танцовщицы. Она ставила танцы в операх Метрополитен оперы, на разных сценах восстанавливала балеты наследия.
С 1964 по 1989 годы Данилова преподавала в Американской школе балета, уча умелому сочетанию петербургской классической школы балета и ее традиций с современными тенденциями. В 1966 году она репетировала с М. Барышниковым.
Искусство Даниловой было отмечено рядом наград. Онабылаудостоена: Capezio Award (1958), Dance Magazine Award (1984), Lion of the Performing Arts Award. New-York Public Library (1986), Kennedy Center Award (1989), Handel Medallion (1986), De la Torre Bueno Prize (1986).
Данилова снималась в кино, ее творчеству посвящен документальный фильм «Размышления танцовщицы», который был показан Российским телевидением. В 1986 году вышли мемуары танцовщицы «Шура». В ее честь назван кратер на планете Венера.
Александра Дионисиевна Данилова ушла из жизни в 1997 году в Нью-Йорке. Незадолго до этого она успела побывать в Санкт-Петербурге, посетить свою родную школу, подарить музею свой портрет и часть архива. Незабываемая артистка, она всегда принадлежала только искусству.