ФИО: Чернышев Игорь Александрович
Дата рождения: 15 сентября 1937 г.
Место рождения: г. Ленинград (г. Санкт-Петербург)
Дата смерти: 20 ноября 2007 г.
Место смерти: г. Москва
Звания/награды:
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1981 г.)
Народный артист РСФСР (1987 г.)
Профиль авторизован в сентябре 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой))
Год поступления: 1947
Год выпуска: 1956
Выпускающий педагог по классике: Ф. И. Балабина
Партии, исполненные за время обучения:
«Станционный смотритель» (балетмейстер Воронцов, режиссер-постановщик М. Михайлов) Минский
Место работы: Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр))
Дата поступления: 1956 г.
Дата окончания работы: 1970 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Хореографические миниатюры» (балетмейстер Якобсон): «Конькобежцы», «Сильнее смерти», «Вечный идол» - первый исполнитель, «Слепая», «Птица и охотник»
«Отелло» (балетмейстер Чабукиани) Двойка солдат, Кавалер Бьянки - первый исполнитель
«Двенадцать» (балетмейстер Якобсон) Петруха - первый исполнитель
«Баядерка» (редакция Пономарева, Чабукиани) Большое классическое па, Раб
«Каменный цветок» (балетмейстер Григорович) Данила, Самоцветы
«Медный всадник» (балетмейстер Захаров) Евгений, Меншиков
«Шурале» (балетмейстер Якобсон) Али-Батыр
«Спящая красавица» (редакция Сергеева) Жених, Король
«Лебединое озеро» (редакция Сергеева) Ротбарт
«Спартак» (балетмейстер Якобсон) Спартак, Гармодий
«Фауст». «Вальпургиева ночь» (балетмейстер Лавровский) Вакх
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Гирей
«Маскарад» (балетмейстер Фенстер) Арбенин
«Тарас Бульба» (балетмейстер Фенстер) Тарас Бульба
«Конек-горбунок» Хан, Приближенный хана
«Тропою грома» (балетмейстер Сергеев) Ленни, Герт, Вербовщик
«В порт вошла «Россия» (балетмейстер Захаров) танец «Дружба»
«Дон Кихот» Эспада
«Ромео и Джулоьетта» (балетмейстер Лавровский) Тибальд
«Жизель» Ганс
«Раймонда» (редакция Сергеева) Рене де Бриен
Постановки авторские.
Ленинградский государственный академический Малый театр оперы и балета (современное название: Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского — Михайловский театр))
«Антоний и Клеопатра»
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр))
«Римский карнавал»
«Памяти героя»
«Ромео и Юлия»
Одесский государственный академический театр оперы и балета (Одесский национальный академический театр оперы и балета)
«Щелкунчик»
«Спартак»
«Тропою грома»
«Свичкина свадьба»
«Хореографическая фантазия»
«Ромео и Юлия»
«Адажио» Альбинони
Молдавский государственный театр оперы и балета (Кишинев) (Национальный театр оперы и балета Республики Молдова имени Марии Биешу)
«Спартак»
Государственный академический театр оперы и балета «Эстония» (Таллинн) (Национальная опера «Эстония»)
«Антоний и Клеопатра»
«Болеро»
«Фавн и пастушка»
«Казнь Степана Разина»
«Ромео и Юлия»
«Антоний и Клеопатра» (одноактная версия)
Государственный академический театр оперы и балета «Ванемуйне» (Тарту)
«Щелкунчик»
Куйбышевский театр оперы и балета (современное название: Самарский академический театр оперы и балета имени Д. Д. Шостаковича))
«Антоний и Клеопатра»
«Щелкунчик»
«Ангара»
«Ромео и Юлия»
«Гусарская баллада»
«Помните»
«Поэма двух сердец»
«Спартак»
«Мужество»
«Казнь Степана Разина»
«Болеро»
«Скифская сюита»
«Рапсодия в стиле блюз»
«Маленький принц»
«Муха-Цокотуха»
«Мамины сказки»
«Золушка»
«Страсти по Матфею»
Танцы в операх и опереттах:
«Порги и Бесс»
«Нищий студент»
«Макбет»
«Кармен»
«Фауст»
«Пиковая дама»
«Аида»
«Сильва»
«Черевички»
Мюзикл «Волшебник Изумрудного города»
Государственный академический Большой театр России)
«Болеро»
Танцы в опере
«Аида»
Государственный музыкальный театр Марийской АССР (Йошкар-Ола) (современное название: Марийский государственный академический театр оперы и балета имени Эрика Сапаева))
«Ангара»
Московский ансамбль классического балета (под руководством И. В. Тихомирновой)
«Ангара» (одноактная версия)
«Гусарская баллада» (в 2-х актах)
«Гусарская баллада»
Государственный академический Большой театр Узбекской ССР имени А. Навои (Ташкент) (Государственный академический Большой театр Узбекистана имени Алишера Навои)
«Поэма двух сердец»
Пражский Национальный театр
«Ангара»
Народная опера Стара-Загора (Болгария)
«Ангара»
Танцы в опере
«Аида»
Театр «Аояма гекидзо» (Токио)
Мюзикл «Нина и двенадцать месяцев»
Государственный театр оперы и балета (Анкара)
«Поэма двух сердец»
«Спартак»
«Золушка» (версии в одном и двух актах)
«Ромео и Юлия»
«Болеро»
Постановки-редакции.
Одесский государственный академический театр оперы и балета (Одесский национальный академический театр оперы и балета)
«Дон Кихот»
«Спящая красавица»
«Баядерка»
Молдавский государственный театр оперы и балета (Кишинев) (Национальный театр оперы и балета Республики Молдова имени Марии Биешу)
«Дон Кихот»
Государственный академический театр оперы и балета «Эстония» (Таллинн) (Национальная опера «Эстония»)
«Баядерка»
Куйбышевский театр оперы и балета (современное название: Самарский академический театр оперы и балета имени Д. Д. Шостаковича))
«Баядерка»
«Дон Кихот»
«Лебединое озеро»
Концертные номера:
«Адажио» Альбинони
«Болеро» Равеля
Номер без названия
«Гендель»
«Классический дуэт» Беллини
Кроме этого, служил хореографом в многочисленных детских и студенческом коллективах.
Место работы: Одесский государственный академический театр оперы и балета (Одесский национальный академический театр оперы и балета)
Дата поступления: 1970 г.
Дата окончания работы: 1974 г.
Должность: главный балетмейстер
Место работы: Молдавский государственный театр оперы и балета (Кишинев) (Национальный театр оперы и балета Республики Молдова имени Марии Биешу)
Дата поступления: 1974 г.
Дата окончания работы: 1975 г.
Должность: главный балетмейстер
Место работы: Куйбышевский театр оперы и балета (современное название: Самарский академический театр оперы и балета имени Д. Д. Шостаковича))
Дата поступления: 1976 г.
Дата окончания работы: 1995 г.
Должность: главный балетмейстер, в 1992-1993 гг. директор театра
Место работы: Государственный академический Большой театр России)
Дата поступления: 1995 г.
Дата окончания работы: 1997 г.
Художественный руководитель мимического ансамбля Большого театра
Место работы: Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) (современное название: Российский институт театрального искусства)
Дата поступления: 1996 г.
Дата окончания работы: 1997 г.
Должность: руководитель курса балетмейстеров
«Хореографические миниатюры»
«Крепостная актриса»
«Дерзость»
«Спящая красавица»
«Верность традициям»
«Десять минут о балете»
«Самарские судьбы. Игорь Чернышев»
«Антоний и Клеопатра» (балетмейстер)
«Игорь Чернышев танцовщик и хореограф». Биография, Воспоминания и интервью, статьи, фотоматериалы. (автор-составитель Р. Володченков). М. Буки Веди 2012 г.
Второе издание М. Театралис 2013 г.
Третье издание. М. Театралис 2014 г.
Игорь Чернышев был личностью огромного таланта, прекрасным танцовщиком и выдающимся балетмейстером, оставившим незабываемые балетные полотна. Высокий стройный красавец с фигурой былинного богатыря и горящим взглядом с первых минут сценического присутствия приковывал к себе взгляды, будоражил воображение, заставлял сопереживать его героям.
На выпускном спектакле 1955 года постановщик Ю. Воронцов и режиссер балета «Станционный смотритель» М. Михайлов выбрали ученика предвыпускного класса Игоря Чернышева на роль Минского. И ученик не подвел. Чернышев выделился среди других участников спектакля, удивил своим актерским даром, проникновением в роль. Статный привлекательный молодой человек, которому удивительно шла военная форма, с неотразимой улыбкой и пылающим взором, Минский-Чернышев был обаятелен и харизматичен. Уже в ученической работе проявилось стремление юного артиста к созданию полнокровных жизненных сложных характеров. Чернышев-Минский – эгоист, жаждущий наслаждения. Танцовщик был наделен даром перевоплощения. Молодой ротмистр-гедонист становился преданным и любящим человеком, который делал свою избранницу счастливой.
В 1956 году Чернышев окончил Ленинградское хореографическое училище по классу Ф. И. Балабиной (уникальный случай, когда танцовщица-педагог выпускала мужской класс). В выпускных концертах Балабина показала своего подопечного в па-де-де из «Дон Кихота». Чернышев пришел в Кировский (ныне Мариинский) театр. Удивительная пластика артиста, его неуемная энергия, жажда труда привлекали к нему действующих хореографов, а руководство начало поручать Чернышеву ведущие роли в балетах, предполагающих актерское воплощение персонажей. В этом большой простор предоставляли хореодрамы, в которых Чернышев создал оригинальные, никого не повторяющие образы, среди которых были Евгений («Медный всадник Р. Захарова), Тибальд («Ромео и Джульетта» Л. Лавровского), Арбенин («Маскарад» Б. Фенстера), Ленни и Герт («Тропою грома» К. Сергеева).
Особое место в творчестве Чернышева занимали балеты и миниатюры Л. Якобсона: «Шурале» (Али Батыр), «Спартак» (Спартак и Гармодий), «Двенадцать» (Петруха), миниатюры «Сильнее смерти», «Конькобежцы», «Вечный идол», «Слепая», «Птица и охотник», «Прометей». Перед танцовщиком стояла довольно сложная задача исполнения таких партий как Али Батыр и Спартак, чтобы не быть похожим, не повторить рисунки ролей первого исполнителя монументального Аскольда Макарова.
Али Батыр-Чернышев был готов бросить весь мир к ногам Сюимбике. Его героя отличала возвышенность чувства. Он был силен не только физически, но и духом. Недаром имя Али Батыр означает «Святой богатырь».
Спартак-Чернышев – возвышенный романтик. Он бунтарь, борец против несправедливости, несвободы. Освободительные идеи у Спартака-Чернышева напрямую были связаны с идеей поиска счастья. Стремление к цели, которою он избрал, поднимало его над окружающими, превращая в героя-лидера. Критик Г. Кремшевская писала: «Не только силу и величие духа, не только протест против рабских цепей хотел показать он [Чернышев] в характере Спартака, но и великую скорбь человека, вынужденного видеть жестокость, унижение, насилие. То, что Чернышеву удалось расширить круг мыслей и чувств своего героя, - результат вдумчивого и глубокого подхода к образу. Его Спартак ни на минуту не остается просто героем без страха и упрека – он везде человек страдающий, любящий, борющийся, сомневающийся и страстно стремящийся к цели».
К лучшим созданиям Чернышева относился Петруха из балета «Двенадцать». Чернышев предлагал контрастный образ персонажа. В начале балета его Петруха бравый ухарь, его отличительные черты бесцеремонное хамство, бездоказательные подозрительность и ревность. Постепенно на первый план выходили душевные страдания, духовная смерть Петрухи. В статике поз рождался образ мятущегося человека, безотрадного, горького, испытывающего скорбь тоски и злобу. В трагическом отчаянии над телом убиенной Катьки, раскрывалась драма Петрухи-Чернышева, не совладавшего со своими чувствами и глубоко переживавшего совершенное. Кто он Петруха-Чернышев? Разбойник или апостол? Финал оставался открытым.
И опять идут двенадцать,
За плечами – ружьеца.
Лишь у бедного убийцы
Не видать совсем лица
Всё быстрее и быстрее
Уторапливает шаг.
Замотал платок на шее —
Не оправиться никак…
………………………..Ох, товарищи, родные,
Эту девку я любил…
Ночки черные, хмельные
С этой девкой проводил…
……………………………..Что ты, Петька, баба, что ль?—
Верно, душу наизнанку
Вздумал вывернуть? Изволь!
………………………………….— И Петруха замедляет
Торопливые шаги…
Он головку вскидава́ет,
Он опять повеселел…
Эх, эх! Позабавиться не грех!
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
…………………………..…Так идут державным шагом,
Позади — голодный пес,
Впереди— с кровавым флагом,
И за вьюгой, невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.
Приступая к работе над первым многоактным балетом на профессиональной сцене, молодой балетмейстер Юрий Григорович начинал постановочные репетиции «Каменного цветка» с И. Чернышевым. Впоследствии Чернышев часто танцевал Данилу, хоть и не стал участником премьеры. Данила-Чернышев обликом напоминал добра молодца из народных былин и сказов П. Бажова. Он создал образ творца, художника, одержимого стремлением к совершенству, к познанию истины. Он демиург, ваятель, под резцом которого оживал и теплел холодный камень. Постигнув красоту камня, подчинив себе его блеск и великолепие, Данила-Чернышева вновь потянулся к теплу домашнего очага, к людям, к любимой девушке, к которой он вернулся уже другим человеком.
Пластическим шедевром была миниатюра «Вечный идол», навеянная скульптурой Родена и вдохновенно воплощенная Аллой Шелест и Игорем Чернышевым. У Чернышева на первый план выходило состояние духовного преклонения, поэтичной возвышенной любви. Женщина для него предмет обожания, а моментом истины было возвеличивание всеобъемлющего чувства. Он одновременно обожествлял и вожделел свою героиню. Их танец звучал как страстное, полное неги и томления, amoroso.
Чернышев был надежным кавалером. С ним любили танцевать. Среди его партнерш можно вспомнить имена Н. Дудинской, А. Шелест, А. Осипенко, Э. Минченок, Л. Войшнис, И. Колпаковой и многих других замечательных солисток балета.
В 1968 году Игорь Чернышев дебютировал как балетмейстер. Уже первая его постановка, балет «Антоний и Клеопатра» на сцене Малого оперного (Михайловского) театра в Ленинграде вызвала бурную полемику и полярно противоположные мнения. С позиции времени еще более становится ясным, что «Антоний и Клеопатра» был явлением чрезвычайным, новаторским, даже, быть может, опередившим свое время. Этим балетом Чернышев буквально ворвался в ряды современных балетмейстеров, потеснив своих коллег и предшественников. Его имя засверкало в одной линии с именами Ю. Григоровича и И. Бельского.
Основной смысл балета Чернышева можно определить словами шекспироведа Александра Смирнова, назвавшего трагедию «Антоний и Клеопатра» «драматической поэмой». Чернышев выразительно показал накал страстей, убеждая, что сердце может быть пуще разума. В этом Чернышеву помогли и участники первых спектаклей, талантливо и самобытно интерпретировавшие достаточно необычный хореографический язык балетмейстера: А. Осипенко и В. Муханова – Клеопатра, Д. Марковский и В. Островский – Антоний.
С той поры Чернышев – балетмейстер, сочинивший разнообразные балетные спектакли на разных сценах в отечественных и зарубежных театрах. Это Были Кировский театр, Одесский театр оперы и балета, Молдавский театр оперы и балета, Куйбышевский (Самарский) театр, театры «Эстония», «Ванемуйне». В каком театре не служил бы Игорь Чернышев каждая из его работ отличалась самобытным почерком, умением мыслить хореографически, оригинальностью замыслов.
«Щелкунчик» в интерпретации Чернышева отнюдь не детская сказка со счастливым концом. Балетмейстер услышал в партитуре Чайковского трагические ноты и создал философский рассказ о великой схватке добра со злом, света с тенью, красоты с уродством. Его решение было свежим, новаторским для своего времени, побуждало к размышлениям о дальнейших путях развития балетного искусства.
Игорь Александрович Чернышев работал как одержимый. Он ставил оригинальные балеты, танцы в операх, драматических спектаклях, детские шоу, концертные номера, редактировал балеты наследия. Неоднократно Чернышев возглавлял балетные коллективы разных театров, работал со студентами и детьми и даже в балете на льду. Памяти Чернышева была выпущена книга «Игорь Чернышев, танцовщик и хореограф», которая потом еще дважды переиздавалась. В ней отдана дань виднейшему деятелю искусства балета, оставившему внушительный след в его истории.