ФИО: Брегвадзе Борис Яковлевич
Дата рождения: 19 марта 1926 г.
Место рождения: Саратов
Дата смерти: 28 марта 2012 г.
Место смерти: Санкт-Петербург
Звания / награды:
Заслуженный артист РСФСР (1954 г.)
Народный артист РСФСР (1957 г.)
Лауреат Государственной премии СССР (1951 г.)
Лауреат премии «Золотой софит» (2006 г.)
Орден «Знак почета»
«Орден Дружбы»
Медаль «Ветеран труда»
Творчеству Б. Я. Брегвадзе посвящены книги:
Рулева А. «Борис Брегвадзе»; Москва, Искусство. 1965 г.
Тейдер В. «Борис Брегвадзе»; Москва, ГИТИС. 2007 г.
Профиль авторизован в октябре 2024 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учёбы: Саратовское театральное училище, студия Саратовского академического театра оперы и балета
Год выпуска: 1944
Место учебы: Класс усовершенствования Академии русского балета им. А.Я. Вагановой
Год поступления: 1946
Год выпуска: 1947
Выпускавший педагог по классике: Борис Васильевич Шавров
Партии, исполненные за время обучения:
«Весенняя сказка» (балетмейстер Ф. Лопухов) Ветер
Место работы: Саратовский академический театр оперы и балета
Дата поступления: 1942
Дата окончания работы: 1946
Место работы: Государственный академический Мариинский театр
Дата поступления: 1947
Дата окончания работы: 1967
Статус в театре: солист высшей группы
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Татьяна» (балетмейстер Бурмейстер) Андрей первый исполнитель
«Шурале» (балетмейстер Якобсон) Али Батыр первый исполнитель
«Отелло» (балетмейстер Чабукиани) Отелло первый исполнитель
«Родные поля» (балетмейстер Андреев) Сандро первый исполнитель
«Маскарад» (балетмейстер Фенстер) Князь Звездич первый исполнитель
«Вальсы Равеля» (балетмейстер Якобсон) первый вальс первый исполнитель
«Тарас Бульба» (балетмейстер Фенстер) Андрий
«Баядерка» (редакция Чабукиани, Пономарева) Солор
«Лауренсия» (балетмейстер Чабукиани) Фрондосо
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Лавровский) Меркуцио, Ромео
«Раймонда» (редакция Сергеева) Абдерахман
«Легенда о любви» (балетмейстер Григорович) Ферхад
«Медный всадник» (балетмейстер Захаров) Евгений
«Дон Кихот» Базиль, Эспада
«Спартак» (балетмейстер Якобсон) Спартак
«Красный мак» (балетмейстер Захаров) Ма Личен
«Эсмеральда» (редакция Вагановой) Актеон
«Фауст». «Вальпургиева ночь» (балетмейстер Лавровский) Вакх
«Тропою грома» (балетмейстер Сергеев) Ленни
«Египетские ночи» (балетмейстер Фокин) Амун
«Спящая красавица» (редакция Сергеева) Принц-жених Авроры
«Хореографические миниатюры» (балетмейстер Якобсон) «Птица и охотник», «Слепая», «Венский вальс», «Полетный вальс»
«Испанский танец» (балетмейстер Гомес де Фонсеа)
Театр Санкт-Петербургской консерватории
«Треуголка» (балетмейстер Бакалов) Лукас первый исполнитель
Участие в конкурсах:
Название конкурса: Международный фестиваль демократической молодежи и студентов
Дата проведения: 1951 г.
Место проведения: Берлин
Награды: лауреат (первая премия)
Снимался в телевизионном фильме «Хореографические миниатюры» («Венский вальс», «Полетный вальс») 1960 г.
Снимался в фильме «Когда разводят мосты»
Дата окончания карьеры артиста: 1967 г.
Место работы: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой
Дата поступления: 1962 г.
Дата окончания работы: 2012 г.
Должность: педагог классического танца
Ученики: Н. Сергеев, Ю. Васильков, А. Босов, И. Соловьев, В. Щербаков, В. Шишов, М. Лобухин, Г. Попов, К. Зверев, Ф. Степин
Преподавал в Пражском национальном театре, в Венгерском государственном оперном театре, Финской национальной опере, студии-балета Праги.
В Пражском национальном театре поставил балеты «Дон Кихот» (1986 г.), «Спящая красавица» (1990) и некоторые другие
Скромная афиша Кировского театра на 17 июня 1967 года обещала «Вечер балета при участии народного артиста РСФСР Бориса Брегвадзе». Но в тот вечер переполненный зрительный зал был наэлектризован и возбужден. Многие знали, что их любимец прощается со сценой. Бенефициант выбрал для своего последнего выступления первый акт балета «Дон Кихот», второй акт балета «Ромео и Джульетта» и акт «Тени» из «Баядерки» – три вершины своего творчества.
Балагур и весельчак Базиль, горячий, вспыльчивый, язвительный Меркуцио, мужественный и беззаветно преданный Никии Солор – эти три роли подтвердили славу Брегвадзе как разнопланового, танцовщика, одинаково успешно интерпретирующего драматические, лирические, равно как и комедийные роли. Танец Брегвадзе обладал огромной душевной силой. Образы, им созданные, отличались значительностью. В каких бы балетах не выходил Брегвадзе на сцену, он всегда решал проблемы, выдвигаемые современностью. Его герои поднимались над прозой жизни, хотя тесно были с нею связаны.
К лучшим созданиям Брегвадзе относятся партии мужественных и благородных персонажей. Партии Спартака, Отелло, Фрондосо, Ферхада, Ленни, Али Батыра отличались в исполнении Брегвадзе от других исполнителей рыцарским благородством, обладали огромной душевной силой.
Добрым, нежным человеком, готовым пожертвовать собой ради любимой предстает Евгений Брегвадзе из «Медного всадника». Потеря своей Дульсинеи сломала его Евгения. Он терял рассудок. Безумие перерождало героя Брегвадзе. Артист удивительно тонко передавал страдания персонажа. Глядя на него буквально слышались пушкинские строки:
«И взоры дикие навел
На лик державца полумира.
Стеснилась грудь его. Чело
К решетке хладной прилегло,
Глаза подернулись туманом,
По сердцу пламень пробежал,
Вскипела кровь. Он мрачен стал
Пред горделивым истуканом
И, зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой черной,
«Добро, строитель чудотворный!—
Шепнул он, злобно задрожав, —
Ужо тебе!..»
В роли Меркуцио Брегвадзе поначалу привлекал зрителей личным обаянием и тонким юмором. Меркуцио-Брегвадзе горяч, смел, ироничен. Артист зримо воплощает приписываемую А. С. Пушкину характеристику Меркуцио. «После Джульетты, после Ромео, сих двух очаровательных созданий шекспировской грации, Меркуцио, образец молодого кавалера того времени, изысканный, привязчивый, благородный Меркуцио, есть замечательнейшее лицо изо всей трагедии. Поэт избрал его в представители итальянцев, бывших модным народом Европы, французами XVI века». Персонаж Брегвадзе поднимался в своей значительности до главных героев. В сцене поединка с Тибальдом Брегвадзе возвышался до вершин ренессансной трагедии. Бросая обвинение («Чума возьми семейства ваши оба!»), он как бы предсказывает трагическую развязку истории. Брегвадзе исполнял роль Меркуцио настолько естественно, что казалось, что вы пришли на спектакль в драматический театр, что артист произносит тексты Шекспира, а не танцует.
В репертуаре Бориса Яковлевича были и комедийные роли, которые отличались живостью, ироничностью, хитринкой. Это и Базиль из «Дон Кихота» и блистательно исполненный «Венский вальс» в хореографии Л. В. Якобсона. Тонкий юмор, личное обаяние, лукавство, легкая незлобная насмешка при образцовом классическом танце раскрывали неожиданные грани танцовщика-лирика, танцовщика-героя.
Отличительная черта Брегвадзе исполнителя – мужская харизма. Герои Брегвадзе привлекали эмоциональным интеллектом. Своими персонажами он увлекал, убеждал, очаровывал. Особая магия танца артиста на протяжении всей его карьеры притягивала к нему множество поклонников. С первого появления Брегвадзе на сцене возникала связь между танцовщиком и зрительным залом. А это гораздо больше чем просто талант.
С Брегвадзе любили танцевать балерины. В его руках они могли не волноваться за исполнение самых сложных пассажей и поддержек. Галантный кавалер, он в дуэтах неизменно оставался в тени танцовщицы, показывая ее всегда с выгодной стороны. Среди его партнерш были Н. Дудинская, А. Шелест, Ф. Балабина, И. Зубковская, Л. Войшнис, А. Осипенко, Н. Ястребова, Н. Кургапкина, Э. Минченок, О. Моисеева, И. Колпакова, Н. Петрова, Г. Комлева. В Большом театре М. М. Плисецкая предпочитала танцевать «Лауренсию» только с Брегвадзе. Список можно продолжать. Дуэт всегда был гармоничным. С кем бы не выходил на сцену Брегвадзе, казалось, что он и его партнерша никогда не существовали отдельно друг от друга.
К сожалению, искусство Бориса Яковлевича Брегвадзе не было оценено по достоинству. Он не был удостоен звания народного артиста СССР, множества правительственных наград. Когда Бориса Яковлевича не стало, Мариинский театр не нашел ни места, ни времени чтобы артисты и поклонники могли бы проститься с кумиром поколения. А на доме, в котором жил Брегвадзе, нет мемориальной доски, посвященной танцовщику-символу ленинградского балета 50-х годов прошлого века…