ФИО: Брегвадзе Андрей Борисович
Дата рождения: 4 июня 1959 г.
Место рождения: Ленинград
Звания/награды:
Лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации за верность традициям петербургской балетной школы,2019 г.
Профиль авторизован в декабре 2024 года
Автор профиля: ВладимирПавлоцкий
Место учебы: Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Дата окончания: 1977 г.
Выпускающий педагог по классике: Б. Я. Брегвадзе
Место работы: Ленинградский государственный академический Малый театр оперы и балета, с 1989 г.; Ленинградский академический театр оперы и балета имени М. П. Мусоргского, с 2001 г. (современное название: Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского — Михайловский театр)
Дата поступления: 1977 г.
Дата окончания работы: 2020 г.
Партии, исполненные во время работы в театре:
«Гадкий утенок» (балетмейстер Лебедев) Кот первый исполнитель
«Джамхух-Сын Оленя» (балетмейстер Лебедев) Князь первый исполнитель
«Принц и нищий» (балетмейстер Павлова) Гуго
«Тихий Дон» (балетмейстер Боярчиков) Липанченко первый исполнитель, Евгений
«Женитьба» (балетмейстер Боярчиков)Купец, Король бубен
«Фауст» (балетмейстер Боярчиков) Музыкант первый исполнитель
«Петербургские сновидения» Шарманщик первый исполнитель
«Прелюдия» (балетмейстер Лебедев) первый исполнитель
«Ярославна» (балетмейстер Виноградов) Байтур
«Гаянэ» (балетмейстер Эйфман) Мацак
«Эсмеральда» (редакция Боярчикова) Квазимодо, Клод Фролло
«Лебединое озеро» (редакция Долгушина) испанский танец, мазурка, Наставник
«Щелкунчик» (балетмейстер Бельский) Г-н Штальбаум, трепак
«Петрушка» (балетмейстер Фокин) Ухарь-купец, Кучер, Пьяница
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Виноградов) Герцог
«Сильфида» (балетмейстер Бурнонвиль) Мэдж
«Привал кавалерии» (редакция Гусева) Полковник
«Дон Кихот» Гамаш, Лоренцо
«Спящая красавица» злая фея Карабос, Каталабют
«Баядерка» Великий брамин, Дугманта
«Жизель» (редакция Долгушина) Герцог
«Слуга двух господ» (Балетмейстер Боярчиков) тарантелла
«Конек-горбунок» (балетмейстер Бельский) Конюший
«Спартак» (балетмейстер Ковтун) Помпей
«Лауренсия» (редакция Мессерера) Хуан
«Пламя Парижа» (редакция Мессерера) Гаспар
«Раймонда» Андрей
Танцы в операх
«Алеко» (балетмейстер Лебедев) цыганский танец
«Русалка» (балетмейстер Гербек) русская
«Травиата» (балетмейстер Гербек) испанский танец
Не все танцовщики становятся принцами и рыцарями. Не менее важны в балете характерные артисты и артисты мимы. К таким исполнителям относится Андрей Брегвадзе. Ему были подвластны и трагедия, и комедия, и гротеск. Продолжатель традиций незаурядных знаменитых мимистов А. И. Чекрыгина, Л. С. Леонтьева, А. Д. Булгакова, М. М. Михайлова, Н. А. Солянникова, Н. Н. Филипповского, никого из них не повторяя, он создавал незабываемые образы, умея жестом выразить любую гамму чувств и переживаний.
Каждая из его ролей была настоящей биографией персонажа. Глядя на типажи, созданные на сцене Брегвадзе, удивляешься его умению не просто мимировать, а выстраивать запоминающиеся, ни на кого непохожие зримые характеры. Своими героями он подтвердил, что если классический танец – это лексика балета, то пантомима его грамматика. В совершенстве владея языком тела, Брегвадзе заставлял уверовать, что выразительное молчание лучше всяких слов. Своими интерпретациями Брегвадзе напоминал выдающихся актеров немого кино. Было бесконечно досадно, что в балете отсутствуют, как в кино, крупные планы, чтобы постигнуть всю глубину пластических текстов, создаваемых им ролей.
Одной из лучших работ Брегвадзе была роль Квазимодо в «Эсмеральде», Артист показал уродливое внешне создание как человека с доброй, ранимой, красивой душой. Горбун-Брегвадзе демонстрировал постепенное просветление души. Артист будто сошел со страниц романа Гюго, подчеркивая, что физическое уродство и душевная красота и трогательность могут быть двумя сторонами одной медали.
В этом же балете Брегвадзе исполнял и роль Клода Фролло, персонажа прямо противопоставленного Квазимодо. У Брегвадзе на первый план выходили безудержная страсть и плотское желание, духовная экзальтация, враждебность и жестокость. Судьба человека, озлобленного, обреченного на страдания и от этого яростного и неистового, приводила его к гибели от руки Квазимодо, его приемного сына.
В «Спящей красавице» Брегвадзе досталась роль злой феи Карабос. Карабос у Брегвадзе – олицетворение тьмы. Она –старуха, но и фея, явившаяся на крестины к дочери короля. Жест ее эмоционально насыщен. Карабос-Брегвадзе несла хаос, сокрушение, смятение. Как цунами носилась Карабос-Брегвадзе по сцене, угрожая разрушением мечты и ожидаемого счастья.
Эта тема получила оригинальное развитие в образе Мэдж в балете «Сильфида». Артист не подчеркивал женское начало персонажа, свойственное многим исполнителям танцовщикам, переодевшимся в женские одежды и начинавшим кривляться и комиковать. В шабаше Мэдж-Брегвадзе главное власть, которая позволяет ей отомстить Джеймсу. Быть может, она сама даже немного влюблена в него, поэтому и расправилась с его романтической мечтой поймать Сильфиду за прозрачные крылышки.
Брегвадзе был прекрасным интерпретатором характерных танцев, умело передавая в исполнении колорит и национальные характеристики.Продолжатель династии своих выдающихся родителей (отец – Б. Я Брегвадзе, символ ленинградского балета 1950-1960-х, мать – Э. В. Минченок, удивительная, тонко чувствующая трактуемый материл танцовщица) он убедительно доказал, что утонченной пластикой, жестами и позами можно передать мысли и чувства героев, заставить сопереживать им, соединить музыку и танец. К сожалению, Андрею Брегвадзе не пришлось в своем творчестве поработать с Л. В. Якобсоном или Ю. Н. Григоровичем, выдающимися мастерами хореографами, умевшими увидеть в исполнителе то, что до них не раскрыл никто. Брегвадзе мог быть их соавтором, нестандартным исполнителем их идей.
Брегвадзе человек глубоко эрудированный, интеллигентный. Недаром он был приглашен преподавать курс «Хореография и пластика» в Санкт-Петербургском институте культуры. Имеет ряд публикаций по балетной тематике.
Сегодня, когда увлечение трюкачеством на балетной сцене граничит с превращением балета в спорт, очень важно не растерять достигнутое веками. Искусство Андрея Борисовича Брегвадзе тому настоящее подтверждение.