logo_balletopedia-182×48logo_balletopedia-182×48logo_balletopedia-182×48logo_balletopedia-182×48
  • АФИША
  • ИСТОРИЯ
  • РАБОТА
  • СЛОВАРЬ
  • БАЛЕТОМЕДИЯ
  • ФОНДЫ
  • О ПОРТАЛЕ
  • FAQ
АВТОРИЗАЦИЯ

    Для того, чтобы подать заявку на авторизацию, Вам надо указать свои контактные данные и выбрать раздел.
    После получения заявки мы отправим Вам форму анкеты для заполнения и описание дальнейших шагов.

    Рекомендуем проверить папку СПАМ, если Вы не получили анкету в течении дня. Она будет отправлена с почты: bravo@balletopedia.ru

              No results See all results
              АВТОРИЗАЦИЯ

                Для того, чтобы подать заявку на авторизацию, Вам надо указать свои контактные данные и выбрать раздел.
                После получения заявки мы отправим Вам форму анкеты для заполнения и описание дальнейших шагов.

                Рекомендуем проверить папку СПАМ, если Вы не получили анкету в течении дня. Она будет отправлена с почты: bravo@balletopedia.ru

                ✕
                          No results See all results
                          Иванова Ирина Викторовна
                          Гуляев Вадим Николаевич

                          Большакова Наталья Дмитриевна

                          • Общая информация
                          • Артист
                          • Хореограф
                          • Педагог
                          • Фильмография
                          • Библиография
                          • Штрихи к портрету

                          ФИО: Большакова Наталья Дмитриевна

                          Дата рождения: 25 ноября 1943 г.

                          Место рождения: г. Ленинград

                           

                          Звания/награды:

                          Заслуженная артистка РСФСР (1977 г.)

                          Народная артистка РСФСР (1983 г.)

                           

                          Профиль авторизован в июне 2025 года

                           

                          Автор профиля: Владимир Павлоцкий

                          Место учебы: Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )

                          Дата окончания: 1963 г.

                          Выпускающий педагог по классике: Л. М. Тюнтина

                           

                          Место работы: Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)

                          Дата поступления: 1963 г.

                          Дата окончания работы: 1989 г.

                           

                          Партии, исполненные за время работы в театре:

                           

                          «Жемчужина» (балетмейстер Боярский) Хуана – первая исполнительница

                          «Сотворение мира» (балетмейстеры Касаткина, Василев) Ева – первая исполнительница

                          «Зачарованный принц» (балетмейстер Виноградов) трио – первая исполнительница

                          «Горянка» (балетмейстер Виноградов) Кумыкский танец – первая исполнительница, Асият

                          «Икар» (балетмейстер Бельский) Ариадна – первая исполнительница

                          «Хореографические новеллы» (балетмейстер Брянцев) «Дорога» – первая исполнительница

                          «Гусарская баллада» (балетмейстеры Брянцев, Виноградов) Шура Азарова – первая исполнительница

                          «Пушкин» (балетмейстеры Касаткина, Василев) Наталья Николаевна – первая исполнительница

                          «Фея Рондских гор» (балетмейстер Виноградов) Тора – первая исполнительница

                          «Ревизор» (балетмейстер Виноградов) Марья Антоновна – первая исполнительница

                          «Три товарища» (балетмейстер Брянцев) Подруга матроса – первая исполнительница

                          «Витязь в тигровой шкуре» (балетмейстер Виноградов) царица Тинатин – первая исполнительница

                          «Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен) Маша

                          «Лауренсия» (балетмейстер Чабукиани) Лауренсия

                          «Золушка» (балетмейстер Сергеев) Золушка, Злюка, феи Весны, Лета, Осени, Зимы

                          «Тропою грома» (балетмейстер Сергеев) Сари

                          «Каменный цветок» (балетмейстер Григорович) Хозяйка Медной горы

                          «Дон Кихот» Китри

                          «Сильфида» (балетмейстер Бурнонвиль) Сильфида

                          «Ленинградская симфония» (балетмейстер Бельский) Девушка

                          «Спящая красавица» (редакция Сергеева) Аврора, Флорина, Белая кошечка

                          «Лебединое озеро» (редакция Сергеева) Одетта-Одиллия, друзья Принца

                          «Баядерка» (редакция Чабукиани, Пономарева) Гамзатти, «Тени» первая вариация

                          «Скифская сюита» (балетмейстер Алексидзе) Ала

                          «Жизель» Жизель, Монна, классический дуэт

                          «Раймонда» (редакция Сергеева) Подруга Раймонды, вариация в картине «Сон»

                          «Ромео и Джульетта» (балетмейстер Лавровский) сверстница Джульетты

                          «Берег надежды» (балетмейстер Бельский) Мольба

                          «Далекая планета» (балетмейстер Сергеев) Планета

                          «Страна чудес» (балетмейстер Якобсон) Коршун

                          «Хореографические миниатюры» (балетмейстер Якобсон) «Птица и охотник», «Жар-птица», «Вечная весна»

                          «Вальсы Равеля» (балетмейстер Якобсон) 2-й и 7-й вальсы

                          «Балетный дивертисмент» (балетмейстер Алексидзе) Солистка

                          «Шопениана» (балетмейстер Фокин) Мазурка, 7-й вальс

                          «Собор Парижской богоматери» (балетмейстер Пети) Эсмеральда

                          «Пахита» Гран па (балетмейстер Петипа) Па-де-труа

                          «Легенда о любви» (балетмейстер Григорович) Ширин

                          «Па-де-катр» (балетмейстер Долин)

                          «Видение розы» (балетмейстер Фокин) Девушка

                          «На краю» (балетмейстер Волкова)

                          «Бхакти» (балетмейстер Бежар) фрагмент

                          «Праздник цветов в Дженцано» (балетмейстер Бурнонвиль) па-де-де

                          «Эсмеральда» па-де-де Дианы и Актеона (балетмейстер Ваганова)

                          «Вальс» Рубинштейна (балетмейстер Каплан)

                          «Размышление» (балетмейстер Голейзовский)

                          «Bayana» (балетмейстер Лебедев)

                          «Ледяная дева» (балетмейстер Ф. Лопухов) поступь Ледяной девы

                          «Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) Гавот

                           

                          На творческом вечере (1981 г.) исполнила хореографию Л. Лебедева «Барьер», «Ария» «Адажио» Брамса, «Бхагаватгита»

                           

                          Неоднократно выступала в спектаклях Большого театра с В. Гуляевым и солистами балетной труппы Большого: в балетах «Жизель», «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Каменный цветок».

                           

                          В Нидерландах выступила в заглавной партии в балете «Жар-птица» (балетмейстер Фокин).

                          Танцевала с М. Лиепой возобновлённый им одноактный балет «Видение розы» (балетмейстер Фокин) в Риге и Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

                           

                          Участие в конкурсах:  

                          Название конкурса: Международный конкурс артистов балета

                          Дата проведения: 1968 г.

                          Место проведения: г. Варна, Болгария

                          Награда: лауреат, 2-я премия

                           

                          Название конкурса: Международный конкурс артистов балета

                          Дата проведения: 1969 г.

                          Место проведения: г. Москва

                          Награда: лауреат, 3-я премия

                          Место учёбы: Ленинградская консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова (современное название: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, факультет режиссуры балета )

                          Дата окончания: 1987 г.

                           

                          Постановки-редакции:

                           

                          «Шопениана» Большой театр, Урал Опера Балет, Япония

                          «Жизель» Урал Опера Балет, Япония

                          «Лебединое озеро», «Раймонда», «Баядерка». «Дон Кихот», «Каменный цветок», «Пахита» гран па Япония

                          «Видение розы» Урал Опера Балет

                          Место работы: Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )

                          Дата поступления: 1987 г.

                          Дата окончания работы: 1990 г.

                          Должность: педагог классического танца

                           

                          Место работы: Театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)

                          Дата поступления: 1992 г.

                          Дата окончания работы: 1994 г.

                          Должность: педагог-репетитор

                           

                          В 1994-2012 годах работала в Нагое, Япония, некоторое время в Ла Скала, Милан.

                           

                          Место работы: УралОпераБалет

                          Дата поступления: 2015 г.

                          Должность: приглашенный репетитор

                          «Блестящий дивертисмент»

                          «Семь красавиц»

                          «Видение розы»

                          «Фуэте»

                          «Павловские музы»

                          Якубова, И. Дуэт. Музыка. Ленинградское отделение 1981 г.

                          Наталья Большакова была принята в труппу ленинградского театра имени Кирова (ныне Мариинского) в 1963 году после окончания хореографического училища имени А. Я. Вагановой. Киров балет, как его тогда числили во всем мире, в те годы был одним из лучших, если не лучшим коллективом в мире. Удивительные солисты и блистательный кордебалет снискали мировые славу и любовь почитателей. Для юной танцовщицы это были и честь, и ответственность. Можно было легко потеряться в недрах кордебалета, послушно исполняя массовые танцы, стать одной из многих. Но на Большакову сразу же обратили внимание.

                           

                          Почти в начале пути она встретилась с хореографией Л. Якобсона, что, вне сомнения, повлияло на ее творчество. Большакова исполнила ряд миниатюр балетмейстера, 2-й и 7-й вальсы в «Вальсах Равеля», была Женщиной-коршуном в «Стране чудес». В этой хореографии проявилось своеобразное дарование танцовщицы. Ей оказались близки разнообразные проявления чувств и эмоций человека во всем их многообразии: трепетность и смирение Птицы в «Птице и охотнике», радость зарождения первого чувства в «Вечной весне», меланхоличность романтизма и взволнованная эмоциональность в «Вальсах Равеля», воинствующая безжалостность и бесстрашие Женщины- Коршуна в «Стране чудес».

                           

                          Большакову вводили в текущий репертуар. Она перетанцевала множество партий второго плана и главных ролей в балетах наследия, советской классике. Но более всего артистка запомнилась в произведениях современных хореографов, подразумевающих психологическую разработку характеров, разнообразие оттенков человеческих отношений. Именно в современных балетах выявился удивительный диапазон танцовщицы, способной вскрыть внутренний мир героинь во всем многообразии. Ей были подвластны роли сильных целеустремленных героинь, веселых и остроумных девушек, умеющих постоять за себя, так и драматические персонажи, наделенные особой эмоциональностью переживаний. В танце Большаковой, подобно скрипичному концерту Альбана Берга, соединились экспрессионизм и традиции классики, прихотливо, особым образом, сплетались элегия и горение, одержимость и энтузиазм. Она умела выявить, заострить и оттенить своеобразие характеров своих героинь, наглядно продемонстрировать их значимость и исключительность.

                           

                          Призванием Большаковой-танцовщицы было умение откликаться на предлагаемые хореографами, искания. Недаром ее творчество привлекало балетмейстеров различных направлений. Она много и плодотворно работала с О. Виноградовым, Л, Лебедевым, танцевала в балетах, поставленных Р. Пети, Г. Алексидзе и Б. Эйфманом. На нее ставили И. Бельский, К. Голейзовский, Д. Брянцев, Н. Касаткина и В. Василев.

                           

                          В «Баядерке» Большакова выступила в партии Гамзатти, гордой, страстной дочери раджи. Основная характеристика Большаковой Гамзатти – властность. Этой героине неведома боль поражений. Она не привыкла отдавать то, что принадлежало только ей одной. Неистовая жажда мести, разъедающая душу ревность снедали героиню Большаковой. Но она заранее предвкушала победу над соперницей. и танец ее звучал торжествующе и триумфально. В череде виртуозных движений, сильных отточенных вращений, свободных прыжков она демонстрировала деспотичность своей Гамзатти, ее самовластность. В коде фуэте Большаковой-Гамзатти воспринимались как стрелы, пущенные прямо в сердце разлучницы. Такими были воинственные амазонки.

                           

                          В партии Эсмеральды в «Соборе Парижской богоматери» Р. Пети Большакова предложила свою трактовку образа Эсмеральды. В балете, поставленном на сюжет великого романа эпохи романтизма, Эсмеральда-Большакова предстала абсолютно современной девушкой, лишенной мечтательности и иллюзорности. Она без оглядки влюблялась в Феба, была готова следовать за ним куда угодно.

                           

                          Молодая цыганка безродная,

                          Так случилось по воле небес,

                          С чистым сердцем, душою беззлобная

                          Пробуждала у всех интерес.

                           

                          Танцевала и пела на площади,

                          Не за сладостной славы глоток,

                          А за грош, чтоб не красть, прости господи,

                          Чтоб к обеду был хлеба кусок.

                           

                          Неприступная и непокорная,

                          Зову сердца верна своему,

                          По-цыгански упрямая, вздорная,

                          Не достанется ж никому!

                          (Ю. Ерлыкин)

                           

                          Эсмеральда-Большакова жертва циничной устрашающей толпы. Обреченная на смерть, она погибала на радость бесчинствующей массе, не предавая свою любовь и свои чувства. Так в ее Эсмеральде слышались отголоски страданий женщин, переживших душевную драму вне времени. Роль Эсмеральды в интерпретации Большаковой прозвучала современным набатом. Ролан Пети писал: «Я хочу, чтобы было забыто средневековье и для зрителя прояснился трагический смысл творения Гюго». Большаковой удалась трагическая жизненная история любви и предательства. Она тонко прочувствовала особый стиль балетмейстера, пластику хореографического рисунка, непохожую на ранее исполненные роли. Жаль, что танцовщице более не пришлось встретиться с работами Р. Пети, Ей под стать подошли бы роли в «Юноше и Смерти» или «Пиковой даме», ниточка к котором могла бы протянуться от ее Эсмеральды.

                           

                          Многие героини Большаковой натуры независимые, решительные. Им нет дела до мнения окружающих людей, они свободны как в поведении, так и в выборе. К таким ролям в исполнении танцовщицы можно отнести Лауренсию в одноименном балете В. Чабукиани и Сари в «Тропою грома» К. Сергеева.

                           

                          В Большаковой-Сари ощущались трагический накал, экспрессия. Ее Сари – личность исключительная, вступившая в борьбу с пережитками и закостенелыми предрассудками пренебрежительного отношения к цветным, как к рабам. Большакова создала живой и проникновенный образ, в нем слышалось биение пульса времени современного.

                           

                          Танцовщица была одной из первых исполнительниц партии Евы в «Сотворении мира» Н. Касаткиной и В. Василева. С первых шагов Ева Большаковой ощущала себя хозяйкой. Резковатая, проворная, импульсивная Ева-Большакова была в тоже время грациозна и привлекательна. Она вдохновила Адама на борьбу за их независимость и будущее счастье.

                           

                          Большакова непременная участница многих премьер О. Виноградова в театре имени Кирова. Запомнилась ее Марья Антоновна из балета «Ревизор». Марья Антоновна-Большакова представала легкомысленной кокеткой, манерной и фривольной. Но за ее ломанием и наигранной наивностью проглядывала хищница, которая своего не упустит и для которой все методы хороши в достижении цели. В этой роли выявилось тонкое чувство юмора исполнительницы, ее умение быть ироничной. Танцовщица развенчивала свою героиню, срывала с нее маску, была к ней безжалостна.

                           

                          Артистка масштабных сюжетных балетов, Большакова по своему была интересна и в хореографических миниатюрах, в которых за несколько минут сценического времени она умела создать трепетные запоминающиеся образы. Она была первой танцовщицей в России, исполнившей в партнерстве с В. Гуляевым, который стал ее кавалером на многие годы, фрагмент из балета «Бхакти» М. Бежара. Необычен был и их творческий вечер 1981 года, для которого Л. Лебедев поставил балеты «Барьер», «Бхаватгита» и «Ария».

                           

                          Большакова неоднократно выступала в спектаклях Большого театра с В. Гуляевым и солистами балетной труппы Большого в балетах «Жизель», «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Каменный цветок». В Нидерландах выступила в заглавной партии «Видении розы» (по М. Фокину) в Риге и Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Снялась у В. Васильева в кинофильме «Фуэте».

                           

                          По окончании сценической карьеры Наталья Большакова служила репетитором в родном театре, долгое время работала за рубежом. Сегодня она передает опыт артистам театра Урал Опера Балет в Екатеринбурге, переносит шедевры наследия на разные сцены. Долгая счастливая творческая жизнь. Пусть длится.


                          • Контакты
                          • VK
                          • Telegram
                          • Труппа
                            Правовые документы
                          • Политика конфиденциальности
                          © 2025 Balletopedia | Копирование без указания источника запрещено | Сайт создан pixodelika
                                      No results See all results
                                        • БАЛЕТЫ
                                        • ТЕАТРЫ
                                        • ШКОЛЫ
                                        • ВУЗы
                                        • СТУДИИ
                                        • ФЕСТИВАЛИ
                                        • КОНКУРСЫ
                                        • ОРГАНИЗАЦИИ
                                        • СМИ
                                        • КНИГИ
                                        • КИНО / ЗАПИСИ
                                        • КУРСЫ
                                        • ЛЕКЦИИ
                                        • БРЕНДЫ
                                        • ЛЮДИ
                                          • АРТИСТЫ
                                          • ХОРЕОГРАФЫ
                                          • ПЕДАГОГИ
                                          • КОМПОЗИТОРЫ
                                          • ХУДОЖНИКИ
                                          • РУКОВОДИТЕЛИ
                                          • КОНЦЕРТМЕЙСТЕРЫ
                                          • УЧАЩИЕСЯ
                                          • ЛЮБИТЕЛИ
                                          • ФОТОГРАФЫ
                                          • БАЛЕТОВЕДЫ / КРИТИКИ
                                          • БАЛЕТОМАНЫ
                                        • FAQ