

ФИО: Больм Адольф-Эмилий Рудольфович
Дата рождения: 25 сентября 1884 г.
Место рождения: Санкт-Петербург
Дата смерти: 16 апреля 1951 г.
Место смерти: Лос-Анджелес, США
Звания/награды:
Золотая медаль «За достижения в искусстве» (награда, врученная шведским королем Густавом)
Профиль авторизован в октябре 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Императорское Петербургское театральное училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой))
Дата окончания: 1903 год
Выпускающий педагог по классике: П. К. Карсавин
Место работы: Императорский Мариинский театр; с 1935 – Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр))
Дата поступления: 1903 г.
Дата, окончания работы: 1911 г.
Избранные партии:
«Спящая красавица» (балетмейстер Петипа) Голубая птица
«Привал кавалерии» (балетмейстер Петипа) Пьер
«Пахита» (балетмейстер Петипа) па-де-труа
На гастролях в Стокгольме исполнил партию Зигфрида в «Лебедином озере» (второй акт) и па-де-де из «Конька-горбунка».
С 1909 года участвовал в «Русских сезонах» С. Дягилева, с 1911 года постоянный член труппы «Русский балет С. Дягилева»
Партии, исполненные за время работы в труппе:
«Князь Игорь». «Половецкие пляски» (балетмейстер Фокин) Лучник – первый исполнитель
«Тамара» (балетмейстер Фокин) Путник – первый исполнитель
«Дафнис и Хлоя» (балетмейстер Фокин) Даркон – первый исполнитель
«Мидас» (балетмейстер Фокин) Мидас – первый исполнитель
«Садко». «Подводное царство» (балетмейстер Больм). – первый исполнитель
«Петрушка» (балетмейстер Фокин) Арап, Петрушка
«Жар-птица» (балетмейстер Фокин) Иван-царевич
«Клеопатра» (балетмейстер Фокин) Амун
«Карнавал» (балетмейстер Фокин) Пьеро
«Золотой петушок» (балетмейстер Фокин) Додон
Empire Theatre, London, 1911 г.
«Восток и запад» (балетмейстер Фаррен) «Бабочки востока» па-де-де – первый исполнитель
«Хореографическая фантазия» (балетмейстер Больм) Раб – первый исполнитель
Ковент Гарден, Лондон 1912 г.
«Павильон Армиды» (балетмейстер Фокин) Виконт де Божанси
Опера Монте-Карло, 1912 г.
«Празднества Гебы» (опера Рамо) (постановщик и первый исполнитель танцев)
Century Theatre, Нью-Йорк, 1917 г.
«Хореографическая поэма» (балетмейстер Больм) Ветер – первый исполнитель
Метрополитен-опера, 1919 г.
«Золотой петушок» (балетмейстер Больм по Фокину) Додон
«Петрушка» (балетмейстер Больм по Фокину) Петрушка
Опера Чикаго, 1919 г.
«День рождения инфанты» (балетмейстер Больм) Гном
Вашингтон
«Аполлон Мусагет» (балетмейстер Больм) Аполлон – первый исполнитель
Постановки, осуществлённые с разными труппами:
«Хореографическая фантазия»
«Восток и запад»
«Белый павлин»
«День рождения инфанты»
«Тайный побег»
«Колдовская любовь»
«Рождественская песнь»
«Маленький цирк»
«Соперники»
«Мандрагора»
«Бал марионеток»
«Парнас на Монмартре»
«Фарс на Понт Неф»
«Лунный Пьеро»
«Загадочное видение»
«Трагедия виолончели»
«Чикагская гармония»
«Аполлон мусагет»
«Арлекинада»
«Павана на смерть инфанты»
«Старая Вена»
«Механический балет»
«Узоры»
«Цикл Баха». «Благородный танец», «Плач», «Посвящение»
«Петя и Волк»
«Жар-птица»
«Мефисто»
«Петрушка» (по Фокину)
«Krazy Kat»
«Foyer de la danse»
Танцы в операх:
«Празднества Гебы» Рамо
«Хованщина» Танцы персидок
«Майская ночь»
«Садко»
«Золотой петушок»
«Снегурочка»
«Клеопатра» Массне
«Африканка» Мейербера
«Иудейка» Галеви
Среди танцев в фильмах:
«Пляска смерти»
«Безумный гений»
«Жизнь Челлини»
«Мужчины в ее жизни»
Мультфильмы У. Диснея
Больм А. Дни танцовщика. Нью-Йорк 1926 год
Адольф-Эмилий Больм всегда был вовлечен в стихию танца, отличающуюся широтой,размахом, уверенностью исполнения. Танцовщик окончил Императорское Петербургское театральное училище (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой) в 1903 году по классу П. К. Карсавина и был принят в кордебалет Императорского Мариинского театра.
Больм обладал высоким продолжительным прыжком с элевацией, отменным вращением, которым зачастую пользовался, по словам некоторых критиков, в ущерб академическим традициям, выполняя слишком большое количество кругов. С ним любили танцевать балерины. Но на казенной сцене ему не поручали ответственных ролей. Одной из причин была нелюбовь главного режиссера Н. Сергеева, который даже пытался травить начинающего танцовщика. Молодой артист стал искать иные пути развития своего мастерства, принимая участие в различных благотворительных акциях, частных выступлениях, пробовал ставить.
В 1908 году Больм партнер Анны Павловой в первой заграничной поездке, став ее организатором. Гастролировали по Скандинавии, были в Праге, Берлине. Вскоре Больм выступил в Финляндии. Во время гастролей в Стокгольме шведский король Густав наградил Больма золотой медалью «За достижения в искусстве».
Настоящее признание пришло к Больму в 1909 году во время «Русских сезонов» С. Дягилева за исполнение партии Лучника в «Половецких плясках» в постановке М.Фокина, который назвал Больма несравненным в этой роли. С. Григорьев считал, что никто не мог сравниться с Больмом в «Половецких плясках» и что на время забыли даже о Ф. Шаляпине. Б. Нижинская в своих «Ранних воспоминаниях» писала: «Адольф Больм – Лучник – возглавлял толпу диких воинов. Он создал образ такой выразительности и танцевал с таким необузданным темпераментом, что навсегда остался лучшим исполнителем этой роли».
В партии Лучника Больм выглядел беспощадным, грозным воином. Танец его воспринимался как неустрашимый. Он обрушивался подобно бурлящему грохочущему водопаду, вызывал у зрителей страх и ужас. Казалось, что вот-вот Больм-Лучник перемахнет через оркестровую яму, чтобы начать крушить все вокруг. Это было как вспышка молнии. Потрясающая харизма танцовщика заставляла зрителей невольно сжиматься в креслах, хотелось спрятаться, закрыться от его потрясающей силы, ослепительного горения, распространяющего снопы искр, готовых воспламениться.
Какая удаль в пляске молодецкой,
Искрящийся, неистовый задор!
Полёт души стремительный и дерзкий,
Как будто конь несёт во весь опор!
Какое чудо танцы ночью лунной!
Шатры, кибитки выстроились в ряд,
И сотни тел,- прекрасных, гибких, юных,
О жажде жизни Небу говорят.
Танцор то вихрем по земле кружится,
Сверкает сабля острая в руке,-
То над костром взлетает грозной птицей
В могучем и стремительном прыжке.
(В. Гусев-Тульский)
Окрыленный триумфом, Больм возвратился в Петербург. Но в отношении к артисту в стенах Мариинского театра практически ничего не переменилось. Ему лишь доверили партию Голубой птицы в «Спящей красавице». И Больм принял судьбоносное решение. Он покинул свою alma mater, Мариинский театр.
С 1911 года Больм солист «Русского балета» С. Дягилева, коим являлся до 1917 года. Артист станцевал главные партии в ряде балетов, среди которых числились: «Тамара» (Путник – первый исполнитель), «Клеопатра» (Амун), «Шехерезада» (шах), «Жар-птица» (Иван-царевич), «Петрушка» (Петрушка), «Карнавал» (Пьеро), участвовал в премьерных показах «Мидаса» (Мидас), «Дафниса и Хлои» (Даркон) (все это были постановки М. Фокина), стал главным репетитором труппы и сочинителем танцев, в частности, поставил «Подводное царство» из оперы «Садко».
В «Тамаре» Больм создал драматически насыщенную роль Путника. Он передал желание и страсть своего персонажа, предвкушение блаженства, магию момента ожидания бурного свидания. Артист предстал воином, покоренным красотою царицы Тамары, которую воплотила Тамара Карсавина.
С Дягилевской труппы началась зарубежная одиссея Адольфа Больма, танцовщика и хореографа. В 1917 году во время представления «Тамары» в Нью-Йорке Больм получил серьезную травму ноги. Поговаривали, что это было подстроено В. Нижинским, ревностно относившимся к успеху Больма. Так ли это, неизвестно, но Больм остался в США.
В 1917 году он организовал труппу «Интимный балет», продолжил выступать на сцене, но больше времени начал посвящать работе балетмейстера. Его стали приглашать на постановки в различные театры. Так Больм стал одним из инициаторов появления в США профессионального балета.
В 1918 году Больм – балетмейстер Метрополитен оперы. За два сезона он поставил редакции фокинских балетов «Петрушка» и «Золотой петушок», Затем последовала работа в Чикаго, с 1922 года он возглавил балетную труппу в Чикагской опере. С 1924 по 1927 годы Больм руководил своей труппой “Allied Arts”.В 1926 выпускает свои мемуары «Дни танцовщика».
С 1933 по 1936 он в опере Сан-Франциско, там же организовал школу балета. Затем Больм работал в других городах США и в конце концов обосновался в Голливуде, где, помимо всего прочего ставил танцы в фильмах. Больм первым в мире стал выступать перед киносеансами, открыв дорогу для других артистов в США и Европе, что было быстро подхвачено и распространено.
Как танцовщик Больм никогда не претендовал на положение героя-любовника. Его персонажи мужественны и сильны. Они излучали мужскую энергию, рождая характеры стойкие и жизнеспособные. Он поставил большое количество балетов, был первым, кто сочинил «Аполлона Мусагета» Стравинского.
Больм был разносторонне развитой личностью, интересовался литературой, музыкой, живописью, искусством, политикой.
Как педагог и хореограф Адольф-Эмилий Рудольфович Больм много содействовал зарождению балета в США, привнося традиции русского балета и создавая новое. Он был одним из первых, кто заложил фундамент в основу классического балета в Западном полушарии. Так начиналось развитие нового для США искусства.