ФИО: Бибер Евгения Эдуардовна(Евгеньевна)
Дата рождения: 18 (30 по новому стилю) июля 1891 г.
Место рождения: Санкт-Петербург
Дата смерти: 1 июня 1974 г.
Место смерти: Ленинград
Награды и звания:
Первая танцовщица Императорского Мариинского театра 1916 г.
Заслуженная артистка РСФСР (1940 г.)
Медаль «За доблестный труд во время ВОВ» (1945 г.)
Медаль «За оборону Ленинграда» 1946 г.
Профиль авторизован в феврале 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Императорское петербургское театральное училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Год выпуска: 1909
Выпускающий педагог по классике: К. М. Куличевская
Место работы: Императорский Мариинский театр, с 1920 г. Петроградский ГАТОБ, с 1924 г. Лен. ГАТОБ, с 1928 г. Лен. ГОТОБ, с 1934 г. Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени А. В. Луначарского, с 1935 г. Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1909 г.
Дата окончания работы: 1954 г.
Партии, исполненные во время работы в театре:
«Андалузиана» (балетмейстер Романов) Пипита– первая исполнительница
«Красный вихрь» (балетмейстер Ф. Лопухов) Спекулянтка – первая исполнительница
«Крепостная балерина» (балетмейстер Ф. Лопухов) Екатерина II – первая исполнительница
«Тарас Бульба» (балетмейстер Ф. Лопухов) Мать – первая исполнительница
«Партизанские дни» (балетмейстер Вайнонен) Мать Андрея – первая исполнительница
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Лавровский) Кормилица – первая исполнительница
«Золушка» (балетмейстер Сергеев) Мачеха – первая исполнительница
«Карнавал» (балетмейстер Фокин) Киарина
«Арагонская хота» (балетмейстер Фокин) Солистка
«Исламей» (балетмейстер Фокин) Жена
«Времена года» (балетмейстер Петипа) Вакханка
«Дон Кихот» Мерседес, Уличная танцовщица
«Жар-птица» (балетмейстер Ф. Лопухов) Царевна
«Спящая красавица» (балетмейстер Петипа) Золушка, Королева
«Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен) Госпожа Штальбаум
«Лебединое озеро» (балетмейстер Ваганова) Графиня
«Египетские ночи» (балетмейстер Фокин) Клеопатра
«Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) Мария-Антуанетта
«Жизель» Батильда, Берта
«Родные поля» (балетмейстер Андреев) Прасковья Григорьевна
«Татьяна» (балетмейстер Бурмейстер) Мать
«Шурале» (балетмейстер Якобсон) Мать Батыра
«Гаянэ» (балетмейстер Анисимова) Шушаник
«Весенняя сказка» (балетмейстер Ф. Лопухов) Сваха
«Медный всадник» (балетмейстер Захаров) Мать Параши
Среди характерных танцев:
«Фея кукол» (балетмейстеры Н. и С. Легаты) русский
«Раймонда» (балетмейстер Петипа) мазурка, сарацинский, панадерос
«Конек-Горбунок» (балетмейстеры Петипа, Горский, Л. Иванов) восточный, украинский, рапсодия
«Корсар» (редакция Петипа) форбан и др.
Место работы: Ленинградский государственный хореографический техникум, Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Годы работы: 1932-1936, 1952-1970
Должность: педагог актерского мастерства и пантомимы
Сочинения: «От характерного танца к пантомиме» (рукопись)
Сорок пять лет служения музе танца: участие во множестве спектаклей, премьер, в Русских сезонах в Париже, Берлине, Лондоне, Риме, Брюсселе в 1910-1913 годах, выступление на Международной выставке в Русском павильоне в Лионе в 1914 году, обучение актерскому мастерству в стенах ленинградского хореографического училища – таков послужной список Первой танцовщицы Императорского Мариинского театра, заслуженной артистки РСФСР театра имени Кирова Евгении Бибер, превосходной характерной танцовщицы, с конца 1920х годов перешедшей на мимические роли.
Евгения Бибер, попав на императорскую сцену, традиционно начала с кордебалета. Лишь после выступлений за границей во время Русских сезонов Дягилева на нее обратили внимание как на незаурядную характерную исполнительницу. В частности об этом говорит свидетельство, о том, что после бенефиса кордебалета 1914 года (а был показан балет «Талисман») Бибер получила «золотой браслет, конфекты и букет цветов». С. Худеков писал: «Бибер умеет себя показать на сцене: умеет создать себе интересную внешность,типичный грим, с шиком и вкусом носить костюм». Артистка потрясающе умела пользоваться всевозможными аксессуарами(веером, мантоном, шейным платком, шалью, кастаньетами).
Евгения Бибер исполняла характерные танцы почти во всех балетах, потом стала переходить на мимические роли, много выступала на эстраде. На сцене Кировского театра она делила славу мимистки с другой незаурядной характерной танцовщицей Валентиной Ивановой, прославившейся в ролях балетных королев.
За долгие годы служения в Мариинском-Кировском театре Бибер создала целую галерею разноплановых ролей, запомнившихся проникновенной достоверностью и жизненностью своих персонажей, в особенности в хореодрамах.
Танец Бибер отличался неукротимым темпераментом, которым танцовщица прекрасно владела, никогда не выходя за рамки образа, ею создаваемого. Она была артистична, умела несколькими штрихами передать аромат и национальные характеристики в танцах разных стран и народностей, обладая личным обаянием, лишенным даже намека нам манерность и жеманство. Бибер демонстрировала высочайший профессионализм в любом, пусть крошечном хореографическом отрывке.Ее врожденный талант и художественная одаренность предоставляли возможность перевоплощения в диаметрально противоположные характеры: Мерседес («Дон Кихот») и Мачеха («Золушка»), Клеопатра («Египетские ночи») и Кормилица («Ромео и Джульетта») Екатерина II («Крепостная балерина») и Мать Параши («Медный всадник»).
Одной из лучших работ танцовщицы была роль Мерседес в «Дон Кихоте». Номер по сути дивертисментный у Бибер становился одним из звеньев развития действия. Танец ее Мерседес постепенно вспыхивал,возгорался как пламя и полыхал отблесками зарниц.
Страсть и огонь в каждом новом движенье.
Танец взрывался как наважденье…
И все волнение в таинстве ритма
Ввысь устремлялся, словно молитва.
Пред взором представала обольстительная испанка, прелестная и харизматичная, заставляющая замирать в восхищении от ее танца. Невозможно было устоять пред такой чаровницей.
В роли Клеопатры в «Египетских ночах» Бибер возникала как олицетворение судьбы, как фатум, несущий гибель. Тщетны были порывы любого, кто желал ее. Она поражала, заколдовывала, ослепляла,а затем одерживала верх. Бывала неотразима и соблазнительна, умела этим очень искусно пользоваться.
В 1930-1940 годы Евгения Бибер стала создательницей ряда мимических образов в премьерах того времени, среди которых особо выделялась роль Кормилицы в «Ромео и Джульетте» Л. Лавровского.
Кормилица-Бибер добрая простая женщина, для которой смысл жизнь в счастьесвоей воспитанницы. У нее большое и доброе сердце матери. Она ведь почитала Джульетту за родную дочь. Кормилица Бибер ощущала свою вину в произошедшем. Горе накрывало ее со страшной силой, для нее терялся смысл продолжения жизни без голубки Джульетты.
Широкий раздольный танец Матери Параши в «Медном всаднике» у Бибер был окрашен в мажорные тона. Выразительны были каждое движение, каждый жест. Танец был наполнен особым настроением. Плавность и певучесть роднили его с истоками народного русского танца, лиричного и задушевного.
Бибер была первой исполнительницей партии Мачехи в «Золушке» К. Сергеева. Танцовщица предложила гротесковый, даже карикатурный образ чванливого, бессердечного существа презрительно относящегося ко всем кроме собственной персоны и своих дочерей. Бибер Мачеха – бесчеловечная и деспотичная особа, способная на любые интриги в достижении своих целей. С другой стороны, она выглядела достаточно комично в нелепом наряде с несуразной прической. Танцовщица в этой роли не стыдилась быть некрасивой и несуразной. Она злобно надсмехалась над своей героиней, развенчивая ее сущность.
9 февраля 1955 года Кировский театр отметил 45летие творческой деятельности Бибер. Были показаны акты «Ромео и Джульетты», «Жизели», «Родных полей».
Евгения Бибер неоднократно переступала порог своей Almamater в качестве педагога актерского мастерства и пантомимы. Л. Свешникова, в то время молодой аккомпаниатор в классе Бибер, вспоминала: «Большую часть времени с учениками шестого класса Бибер отводила для изучения условного жеста. Что это было за потрясающее искусство пантомимы, и как жаль, что сейчас оно почти утеряно! Бибер— истинный носитель этого (теперь уже раритетного) жанра балетного театра. Да и сама она являлась уникальной личностью, олицетворением старой, петербургской, императорской школы. Ее отличал невероятный артистизм, который позволил ей после достижения определенного возраста перейти в амплуа мимической актрисы. Кстати, именно она была первой исполнительницей партии Кормилицы в балете Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта». Но что во мне вызывало особый трепет, так это ее участие в парижских сезонах Дягилева в течение 1910–1913 гг. Мне она казалась неким связующим звеном между совсем старым, еще дореволюционным, балетом и современностью».
В 1962 году Бибер позвали принять участие в восстановлении «Египетских ночей» и «Карнавала». Она писала: «"… Остатки моей жизни протекают бурно … Сергеев обратился ко мне с просьбой помочь в восстановлении балетов "Египетские ночи" и "Карнавал". С неудержимым, свойственным мне рвением, я радостно отдалась этому делу. Содействовать появлению на сцене Фокинских балетов, снова пережить трепет, связанный с общением с этим гением…" Правда она осталась разочарованной этой работой и огорчена результатом, так как видела эти балеты несколько по-другому, чем ее коллеги.
Бибер была образованным человеком. Она владела немецким, французским и чуть хуже английским языками. Творчество Евгении Эдуардовны Бибер, танцовщицы-актрисы, еще одна из забытых страниц истории петербургского балета. Важно, чтобы помнили.