ФИО: Берг Ольга Максимилиановна
Дата рождения: 14 (27) сентября 1907 г.
Место рождения: г. Санкт-Петербург
Дата смерти: 5 декабря 1991 г.
Место смерти: г. Ленинград (ныне Санкт-Петербург)
Звания/награды:
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945)
Профиль авторизован в августе 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Государственное Петроградское академическое театральное (балетное) училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой) )
Дата окончания: 1925 г.
Выпускающий педагог по классике: А. Я. Ваганова
Место работы: Ленинградский ГАТОБ, впоследствии театр имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр))
Дата поступления: 1925 г.
Дата окончания работы: 1949 г.
Среди партий, исполненных за время работы в театре:
«Пульчинелла» (балетмейстер Ф. Лопухов) Турок – первая исполнительница
«Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) Амур – первая исполнительница, Жанна
«Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен) Куколка – первая исполнительница, китайский танец
«Корсар» (редакция Петипа) Гюльнара, Одалиска
«Золушка» (балетмейстер Сергеев) Злюка, фея Весны
«Конек-горбунок» Царица вод, ожившая фреска
«Лауренсия» (балетмейстер Чабукиани) Паскуала
«Гаянэ» (балетмейстер Анисимова) Нунэ
«Карнавал» (балетмейстер Фокин) Бабочка
«Дон Кихот» Цветочница, Повелительница дриад, вариация в IV акте, Китри
«Спящая красавица» (балетмейстер Петипа) Фея Крошек, фея Бриллиантов
«Раймонда» (балетмейстер Вайнонен) Алиса
«Жизель» Мирта, классическое па-де-де
«Лебединое озеро» (балетмейстер Ваганова) Охотница
«Лебединое озеро» (балетмейстеры Л. Иванов, Петипа) па-де-труа
Также в репертуаре имелись многочисленные концертные номера
Место работы: Ленинградская консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова (современное название: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова))
Дата поступления: 1968 г.
Должность: преподаватель (с 1979 г. профессор) кафедры режиссуры балета
Среди учеников: Д. Авдыш, К. Рассадин, Г. Ковтун, Г. Майоров, В. Елизарьев, В. Салимбаев, Б. Эйфман
Место работы: Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой) )
Дата поступления: 1948 г.
Дата окончания работы: 1968 г.
Должность: музыкальный руководитель
Место работы: Молодежный камерный оркестр Ленинградского университета
Дата поступления:1948 г.
Дата окончания работы: 1960 г.
Должность: художественный руководитель оркестра
Окончила в 1930 г. фортепьянный факультет, а в 1948 г. факультет композиции и дирижирования Ленинградской (Санкт-Петербургской) государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова
Гурова Я. Ольга Берг: феномен эпохи. СПб, Скифия-принт 2017 г.
Балерина, балерина
Ах, как хороша!
В белоснежной пелерине
Тонкая душа.
В вечной музыке движений
Переборы ног,
Красота прыжка, круженье
Стонов, стен и стоп.
Всё и всех перетанцуешь
Мир, любовь и жизнь…
Чьи-то чувства, чьи-то судьбы
В вихре закружишь.
В этой легкости фальшивой
кажется другим:
Ты, как бабочка красива,
И легка, как дым.
Но поймать тебя не смея,
Взглядом обожгут.
Крылья нимфы, крылья феи—
Всё переживут.
В мнимой хрупкости таится
Гордая душа.
Балерина, чудо-птица
Ах, как хороша…
(С. Гавраева)
Петербургский дирижер Ю. Гамалей, муж солистки балета О. Берг вспоминал: «Жизнь ее не была легкой, судьба подстраивала ей сложные испытания, но она никогда не падала духом, старалась переломить ситуацию и решительно шла вперед по избранной дороге». Ольга Берг была уникальной, незаурядной личностью, достойной быть внесенной в Книгу рекордов Гиннеса. Танцовщица, пианистка, дирижер, педагог. Она в равной степени состоялась и на балетной сцене, и на эстраде филармонии, в оркестровой яме и за кафедрой преподавателя. Разносторонне одаренная, Ольга Берг внесла огромный вклад в культурную жизнь Ленинграда, была ее неотъемлемой частью.
Окончив театральное училище в 1925 году, одноклассница Марины Семеновой, Ольга Берг, была принята в труппу ЛенГАТОБа (ныне Мариинский театр). Ученица А. Я. Вагановой, она обратила на себя внимание на выпускном спектакле. В старинном балете «Ручей», несмотря на то что все взоры были обращены на исполнительницу главной партии Марину Семенову, Берг была поручена труднейшая вариация, которую она исполнила с блеском и даже бисировала.
Берг не была создана для партий героинь, не обладала удлиненными пропорциями тела, скульптурной лепкой рук и ног, царственностью поз. Но высокий прыжок, смелые вихревые вращения, совершенное владение мелкой техникой, в особенности различными видами заносок и упоение, с которым молодая танцовщица отдавалась танцу, превращали Берг в одну из интереснейших солисток труппы. Ваганова умела привить своим ученицам любовь к танцу, которому они отдавались до конца, полностью. И Берг не была исключением. Она умела возвысить своих персонажей (а это были в основном роли второго плана), сделать их оригинальными и индивидуальными.
В 1926 году Ф. Лопухов поставил «Пульчинеллу» Стравинского. В главных ролях были заняты Елизавета Гердт и Борис Комаров. Но наряду с протагонистами запомнилась О. Берг в небольшой роли Турка, в которой впервые женщина-танцовщица запросто проделывала каскад двойных туров в воздухе на высочайшем прыжке.
Исполнительским шедевром Берг-танцовщицы считалась вариация четвертого акта в балете «Дон Кихот».Сложнейшая вариация, построенная на виртуознейших движениях, среди которых были туры a la seconde, прыжки, заноски, выполнялись артисткой с легкостью, без нажима и с балеринским брио, вызывая восторг зрительного зала. Л. Д. Блок писала: «Она [Берг] умеет эти движения вековой древности, отшлифованные и отполированные вереницей гениев и талантов, умеет их делать своими, сливать их в одно со всем своим юным существом».
С большой долей юмора Берг танцевала Амура в «Пламени Парижа», Современники считали Берг неподражаемой в этой роли. Технически трудная партия, осложненная гротесковой формой, ирония, с которой артистка ее интерпретировала, и вновь кристальной чистоты танец рождали оригинальный, живой, непосредственный образ, запоминающийся надолго.
Ольга Берг была танцовщицей жизнерадостного, звенящего дарования. Героини ее – натуры светлые, смотрящие на жизнь легко и просто. Блестящими были выступления артистки в «Гаянэ» (Нунэ), «Лауренсии» (Паскуала), «Пламени Парижа» (Жанна), «Дон Кихоте» (Китри, исполненной на гастролях в Киеве).
Паскуала-Берг любила посмеяться и поплясать, заводила своими танцами подруг, вовлекая их в общий круг. Выросшая среди виноградников и оливковых рощ, Паскуала-Берг впитала в себя солнце Испании. В легком воздушном хороводе мелких движений, быстром виртуозном беге на пальцах возникала пластическая характеристика персонажа добросердечного, светозарного, преисполненного счастья и вызывающего симпатию.
С большой долей иронии исполняла Берг роль Злюки в «Золушке» К. Сергеева. Партия, сочиненная в гротесковой манере, удалась танцовщице. Вновь на помощь пришла виртуозная техника. Резкие скачки на пальцах, заостренные позы, рваный хореографический рисунок роли в исполнении Берг точно предавали замысел балетмейстера.Это была очередная удача исполнительницы.
Берг много и долго танцевала на родной сцене. К сожалению, ей практически не пришлось стать за небольшим исключением участницей премьерных балетов. Ее имя трудно было отыскать в премьерных афишах. Чаще всего ей выпадало быть танцовщицей на замену.
В 1930 году Берг окончила консерваторию по классу фортепьяно. Она была ученицей О. К. Калантаровой. Музыкальность Берг, выдающееся владение инструментом, исключительность пианистического таланта привлекали слушателей. Профессионалы отмечали незаурядность дарования, предрекали большое будущее. Не случилось. На одном из балетных концертов Берг получила травму, несовместимую с карьерой пианистки.Берг продолжала танцевать. Но неуспокоенный характер, жажда нового, неизведанного, вновь привели ее в консерваторию, теперь уже на дирижерский факультет, который она окончила в 1948 году по классу И. Э. Шермана. В 1949-1968 годах Ольга Берг дирижер МАЛЕГОТа (ныне Михайловский театр). Она вела 25 спектаклей, в основном балетных, выезжала с театром на гастроли. Звучание оркестра всегда было эмоциональным. Дирижировала и спектаклями родного Кировского. Приходилось дирижировать даже заслуженным коллективом симфоническим оркестром филармонии. На протяжении 13 лет руководила молодежным симфоническим оркестром Ленинградского университета.
С 1968 года Берг преподаватель, а затем и профессор кафедры режиссуры балета консерватории, Она вела сочиненный ею предмет«Балетный анализ партитур и работа с дирижером». Среди ее учеников Д. Авдыш, К. Рассадин, Г. Ковтун, Г. Майоров, В. Елизарьев, В.Салимбаев, Б. Эйфман.
Ольга Максимилиановна Берг посвятила искусству балета и музыки 65 лет творческой жизни, полной исканий, надежд, устремлений. Имя ее должно жить. И не только в памяти благодарных учеников.