Творчество крупнейшего композитора XX века Дмитрия Дмитриевича Шостаковича оказало значительное влияние на развитие мировой музыкальной культуры. В репертуаре театра есть балет Шостаковича «Барышня и хулиган».
История появления на сцене балета «Барышня и хулиган» не менее занимательна, чем его сюжет. Дело в том, что Шостакович не писал музыку к балету с таким названием. В 1918 году на экраны вышел фильм «Барышня и хулиган». Режиссером картины стал Евгений Славинский, а сценарий написал Владимир Маяковский. Поэт, сыгравший в этом фильме главную роль, взял за основу повесть итальянского писателя Эдмондо де Амичиса «Учительница рабочих» и перенес действие в дореволюционную Россию.
Спектакль «Барышня и хулиган» родился в 1962 году на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде. Либретто по мотивам киносценария Владимира Маяковского написал Александр Белинский, а балетмейстер Константин Боярский придумал хореографическое решение. Музыка была взята из трех балетов Шостаковича – «Болт», «Золотой век» и «Светлый ручей», созданных в 30-е годы. Также в партитуру вошли фрагменты из музыки Шостаковича к кинофильмам.
Разумеется, композитор дал на это свое согласие. С тех пор эта хореографическая новелла, основанная на трагической истории любви, пользуется неизменным успехом у публики.
Рабочая окраина. Из затемнения возникает фигура Хулигана. Пьяное страшилище – Хулиган! И вдруг – Барышня! Излучающая чистоту и холодок строгой юности. К ней рванулся Хулиган. Но тут же замер, охваченный непонятным, никогда не испытанным волнением.
Когда в школе на переменке Хулиган, как всегда, распоясался, стал дебоширить – к нему подошла новая учительница. Хулиган узнал в ней Барышню, которая так потрясла его. Неожиданно для всех, покорно, без протеста он смиряется и идет в класс. Так началась для него новая жизнь.
Встретив в парке Барышню, он хочет о многом сказать ей и прежде всего о том светлом, что в нем родилось, чему он не может подобрать названия. Скрывая грубостью нежность, которой стыдится, Хулиган пытается что-то объяснить Барышне. Но та пугается и убегает. Тогда в отчаянии, ненавидя все и прежде всего себя.
Хулиган направляется в ресторан. Он пьян. Ему чудится девушка, которую он полюбил. Как во сне, не замечая жизни, бурлящей в ресторане, он устремляется за видением. Но жестокий Вожак удерживает его. Вырвавшись, Хулиган бежит. Вот и заветный домик. Спьяна у него троится в глазах – ему видятся три одинаковые девушки, укоризненно глядящие на него.
Назавтра дружки Хулигана в парке устраивают очередной скандал, разгоняют гуляющих. За Барышню и ее подруг вступается Хулиган. И тогда девушка, давно приглядывавшаяся к тому, как меняется облик человека, перерожденного чувством, сама испытывающая то же душевное волнение, протягивает к нему руку. Это – самое светлое мгновение всей жизни парня, не знавшего ни ласки, ни участия, ни тепла. Бывшие приятели мстят ему за уход из их шайки. Хулиган смертельно ранен. Собрав последние силы, он добирается до дома девушки и там в изнеможении падает. Он умирает на руках у Барышни.
К сожалению, мы не смогли выяснить, кто автор этих фотографий, взятых с сайта театра... Если это Ваши работы или Вы знаете автора - сообщите нам, пожалуйста!