

Балетная социология – одно из направлений научных исследований, проводимых порталом БАЛЕТОПЕДИЯ, которое мы запустили в сентябре 2025 года. В этом разделе мы размещаем материалы постепенно, по мере их накопления, а в социальных сетях публикации появляются еженедельно.
В формате проекта «БАЛЕТ И ОБЩЕСТВО» мы изучаем результаты взаимодействия балета и социума; оцениваем, как они влияют друг на друга, что дает нам возможность и основания делать некоторые выводы. Это, если в общем и целом. А если более конкретно, то речь пойдет о нескольких сферах изучения, и первые в фокусе — те, ради кого балет и существует, т.е. зрители.
Автор проекта – социолог и балетоман Юлия Семигина, специалист с многолетним стажем как в одном, так и в другом. Профессия и увлечение сливаются таким образом воедино: большой и богатый профессиональный опыт в исследовании общества и поведения людей применяется к объекту изучения, которым выступает область личного интереса – балет.
Мы не сомневаемся в том, что результаты наших исследований найдут и прикладное применение. Но если честно, нам просто самим очень интересно наблюдать, изучать, описывать и систематизировать балетный мир, используя научный подход. Очевидно, что это процесс совсем не быстрый, так мы никуда и не торопимся!
И в этом проекте нам, как никогда, важна обратная связь – любым удобным способом донесите до нас любую вашу мысль на эту тему!
«ОПРЕДЕЛЯЕМСЯ В ПОНЯТИЯХ»
В рамках нашего социологического проекта «БАЛЕТ И ОБЩЕСТВО» мы изучаем взаимодействие искусства балета и общества, и надо с самого начала договориться о терминах. Важнейший из которых – «балет», и тут сразу всё не очень-то просто и однозначно.
Очевидно, что первые ассоциации при этом слове – «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Жизель» … и далее по списку нетленной классики. Ну и адепты этого направления возропщут, если назвать балетом какую-то современную contemporary работу со смелыми подходами. А, к примеру, постановки Моисеевцев – это балет? Тоже можно услышать противоположные мнения…
Так что понятно, что всем не угодишь, мы же, используя слово «балет», будем подразумевать разного рода «хореографические произведения». Очевидно, что в эту большую группу попадают совершенно различные балеты.
Следующий ключевой термин – «театр», а, по умолчанию, под театрами люди обычно подразумевают «драматические театры». Их значительно больше, чем «балетных театров», которые и являются объектом наших исследований. И они также весьма разнородны, а большая часть из них совмещает на своих сценах балет с оперой, это как минимум. В некоторых же идут и мюзиклы, и оперетты. И есть небольшое количество чисто балетных театров – Кремлёвский, к примеру.
А всего на сегодня в нашей стране 56 государственных балетных театров, которые расположены в 37 городах. Есть ещё порядка 30 частных театров и трупп, но пока мы не охватываем их в нашем исследовании. Так что, когда мы будем использовать термин «театр», то значит это один из этих 56.
Ну и следующий термин для прояснения – «зрители», и это первая группа, которую мы исследуем. И с ней всё, казалось бы, проще – это все те, кто сидит в зрительном зале и смотрит балетный спектакль. Впрочем, дальше уже опять непросто – зрители очень разные, и как раз дальше мы перейдём к их описанию.
«КОГО МЫ ВСТРЕТИМ НА БАЛЕТЕ»
Мы ввели основные термины – «балет», «театр» и «зритель». Последний из которых и является объектом наших исследований. И мы начинаем создавать его социологический портрет, пока большими мазками…
Театр, в том числе балетный, принято посещать компаниями – чаще парами или небольшой компанией друзей (часто - подруг). Также распространены семейные выходы – родители (или один родитель) и дети. По одному ходят, как правило, очень немногие.
С точки зрения пола, в театрах наблюдается некоторый перевес в пользу женщин. В зависимости от региона их может быть до 60%-65%. Женщин среди зрителей больше в Москве, чуть меньше за ее пределами.
Возраст посетителей балетных спектаклей ближе к среднему (40+), но, опять-таки, в региональных театрах обращаешь внимание на большое количество посетителей в возрасте 16-30 лет.
По этим трём показателям – возраст, пол и компания для посещения балета - мы планируем анкету для нашего исследования, но это всего лишь универсальные статистические показатели. В основном же мы будем дифференцировать зрителей по пяти группам, которые существенно различаются по своему составу, предпочтениям, мотивации... Мы сформулировали для каждой из них подробное описание, и вскоре их изложим!
ГРУППА №1: «ПРОСВЕЩЁННАЯ ПУБЛИКА»
Наш социологический проект «БАЛЕТ И ОБЩЕСТВО» серьезно и с уважением относится к зрителям: мы понимаем, что все они очень разные и поэтому, «классифицируя» публику, выделяем несколько групп. Их пять, но сразу заметим: не бывает правил без исключений! Очевидно, что всех «разложить по полочкам» невозможно, однако для большинства случаев характеристики верны, а этого вполне достаточно для чистоты исследования.
«Просвещенная публика» – это самая многочисленная группа зрителей на балете. Это люди, которые пришли, привлеченные знакомым названием – «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Баядерка», «Жизель», «Дон Кихот» и далее по списку балетов классического наследия… Балет для них – это что-то особенное, выходящее за рамки обыденности, они пришли прикоснуться к прекрасному, и каждый поход на балет для них – небольшой праздник.
По нашим предположениям, таких примерно 50% зрителей, и ходят они на балет не чаще 2-5 раз за сезон. С кем ходят – семьи, пары, компании друзей, а по возрастному и половому признаку – этот параметр еще предстоит исследовать.
Кажется, это самая благодатная публика. Как правило, их сложно разочаровать, ведь балет – это очень красиво. Просвещенная публика признательна театру за возможность прикоснуться к прекрасному, они выходят из театра вдохновленные и надолго заряженные положительными эмоциями. Редко знают имена артистов, но очень любят эффектные балетные движения, красивые линии кордебалета и синхронность исполнения.
В эту же группу зрителей балета мы предлагаем относить и тех любителей прекрасного, которые приходят на балет для того, чтобы приятно провести время в компании светских друзей. Для них важна статусность, а одной из ведущих причин выбора такого времяпровождения является выход в красивое место в красивых нарядах. Сюда же мы помещаем и «женщин с выразительными губами», радующих своих спутников и окружающих яркой внешностью.
Итак, вот описание первого типа зрителей, и очень интересно было бы ваше мнение относительно его наглядности – вы видели таких на балетах?
ГРУППА №2: «ПРИЧАСТНЫЕ»
Вторая по численности группа зрителей, которых вы можете встретить в зрительном зале, и их мы решили назвать «Причастные».
В неё входят те из них, которые довольно часто ходят в театр. Кстати, под часто мы на сегодняшний момент подразумеваем 5-7-10 раз за сезон, а, со временем рассчитаем точный показатель для каждой группы в нашей классификации. Соответственно, «Причастные» обладают изрядной насмотренностью, и они не боятся расширять свой балетный репертуар за пределы проверенной и привычной классики.
Входящие в эту группу зрители обычно следят за событиями в афишах балетных театров, изучают балетную и околобалетную прессу, подписаны на большинство ресурсов, связанных с этим видом искусства. Они стараются не пропускать премьеры в театрах их города, а также гастроли балетных театров из других стран и городов.
«Причастные» знают имена ведущих артистов, зачастую предпочитают посещать спектакли с определенным составом и довольно-таки взыскательны к исполнителям сольных партий. При этом они ещё весьма поверхностно осведомлены относительно многих нюансов исполнения, а в звучании оркестра не всегда улавливают сфальшививший фагот.
По нашим предварительным оценкам, «Причастные» составляют до трети от зрителей, а ходят парами, семьей, или мама + ребенок / дети. В этой группе зрителей часто случается, что человек либо сам занимался, либо кто-то в семье занимается балетом.
Ну что, узнали себя, или кого-то из знакомых?
ГРУППА №3: «НОВЫЙ ЗРИТЕЛЬ»
«Новый зритель» – это миниатюрная, но крайне важная в среднесрочной перспективе для театров группа. Благодаря программе «Пушкинская карта» (для молодежи 14-22 лет) на балетных спектаклях все чаще встречаются группы/стайки молодых людей и девушек, 2-3-4 человека. Как правило, нарядно одетые, они размещаются на верхних ярусах или на стоячих местах – там, где цена на билеты более щадящая для бюджета.
Для большинства из них осознанный визит в музыкальный театр случился впервые, но, судя по эмоциональной и непосредственной реакции в антрактах и после спектакля, многие будут возвращаться и со временем перейдут, как минимум, в ряды «просвещенной публики»
Уверены, вы замечали этих прекрасных молодых людей в фойе театра и увидите их еще не один раз. Поделитесь своими наблюдениями!
ГРУППА №4: «ТЯЖЁЛЫЕ БАЛЕТОМАНЫ»
«Тяжелые балетоманы» ходят на балет практически каждую неделю, а часто и не по одному разу. Знают ведущих артистов, заранее покупают билеты и с пристрастием следят за открытием афиши и началом продаж. В антрактах часто покупают билеты на следующие спектакли. Таких, по нашим экспертным оценкам, 10-15% посетителей. Они посещают за сезон от 30 до 50 спектаклей.
У них есть ярко выраженные предпочтения среди артистов балета, они стараются выбирать составы, и отказываются от посещения в случае, если предпочитаемые исполнители ведущих партий были заменены театром. «Тяжелые балетоманы» обращают внимание на нюансы исполнения, хранят в памяти «лучшие» составы каждого балета и легко составят список наилучших спектаклей, увиденных в текущем сезоне. В этой группе встречаются люди, увлеченные балетом не одно десятилетие и, благодаря этому, имеющие возможность сравнивать несколько поколений артистов балета.
Если в следующий раз, придя на балетный спектакль, вы внимательно присмотритесь к окружающим, то обязательно заметите представителей этой группы. Они часто общаются между собой, встретившись, не сговариваясь, на соседних местах на ярусах, или в фойе в антрактах. Также они часто сидят в телефоне до последнего момента, когда гаснет свет, и покупают билеты на следующие представления.