ФИО: Балабина Фея (Феона) Ивановна
Дата рождения: 11 июня 1910 г
Место рождения: Ростов-на-Дону
Дата смерти: 2 мая 1982 г.
Место смерти: Ереван
Звания / награды:
Заслуженная артистка РСФСР (1939 г.)
Орден «Знак почета» (1939 г.)
Лауреат Сталинской (Государственной) премии СССР (1947 г.)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957 г.)
Профиль авторизован в ноябре 2024 года
Автор профиля: ВладимирПавлоцкий
Место учёбы: училась в Ростове-на-Дону
Место учебы: Вечерние курсы при Государственном хореографическом техникуме
Год поступления: 1926
Год выпуска: 1929
Педагоги: М. Ф. Романова, Е. Н. Гейденрейх
Место учебы: Государственный хореографический техникум
Год поступления:1929
Год выпуска: 1931
Выпускавший педагог по классике: А. Я. Ваганова
Место работы: Лен ГОТОБ, впоследствии театр имени С. М. Кирова
Дата поступления:1931 г.
Дата окончания работы: 1956 г.
Статус в театре: солистка высшей группы
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Лауренсия» (балетмейстер Чабукиани) Паскуала - первая исполнительница
«Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен) Маша
«Конек горбунок» Царь-девица
«Баядерка» Никия, Гамзатти
«Эсмеральда» (редакция Вагановой) Эсмеральда
«Корсар» (редакция Петипа) Гюльнара
«Дон Кихот» Китри
«Красный мак» (балетмейстер Лопухов) ТаоХоа
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Зарема
«Тарас Бульба» (балетмейстер Лопухов) Панночка
«Тщетная предосторожность» (балетмейстеры Иванов, Петипа) Лиза
«Золушка» (балетмейстер Сергеев) Золушка
«Медный всадник» (балетмейстер Захаров) Параша
«Фауст» - Вальпургиева ночь» (балетмейстер Лавровский) Вакханка
«Раймонда» (балетмейстер Вайнонен) Алиса, Раймонда
«Карнавал» (балетмейстер Фокин) Коломбина
«Лебединое озеро» (балетмейстер Ваганова) Лебедь, Одиллия
«Петрушка» (балетмейстер Фокин) Балерина
«Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) Жанна
«Весенняя сказка» (балетмейстер Лопухов) Девица-краса
«Татьяна» (балетмейстер Бурмейстер) Наташа
«Гаянэ» (балетмейстер Анисимова) Нунэ
«Спящая красавица» Аврора, феи Канареек, Виолант, Бриллиантов, Белая кошечка
«Лебединое озеро» па-де-труа
«Жизель» классическое па-де-де
Вальс « Сац (балетмейстер Якобсон) «Вальс» Штрауса (балетмейстер Якобсон)Партии, исполненные в
«Светлый ручей» (балетмейстер Лопухов) Классическая танцовщица
«Фадетта» (балетмейстер Лавровский) Фадетта
«Коппелия» (балетмейстер Лопухов) Сванильда
Место работы: Ленинградское хореографическое училище
Дата поступления: 1953 г.
Дата окончания работы: 1964 г.
Должность: репетитор
Место работы: Ленингпрадское хореографическое училище
Дата поступления: 1947
Должность: педагог
Дата окончания работы: 1973 г.
Ученики: Э. Минченок, Т. Квасова, И. Чернышов, С. Викулов, Г. Селюцкий, А. Нисневич, К. Рассадин.
Место работы: Софийская опера
Должность: педагог
Годы работы: 1958-1959; 1960-1961; 1975-1977
Поставила в Болгарском национальном театре оперы и балета балеты «Спящая красавица» и «Порабощенные в борьбе за свободу» (по собственному сценарию)
Место работы: Ленинградское хореографическое училище им. А.Я. Вагановой
Дата поступления: 1961 г.
Дата окончания работы: 1973 г.
Должность: художественный руководитель
Балабина была танцовщицей виртуозной. Каждое ее выступление отличалось отточено-совершенным мастерством. Еще в 1930е годы критик Носилов писал: «Балабина — перенесенная в современность П. Леньяни, обогащенная достижениями, сделанными нашим балетом в области хореографической выразительности».
Ф. И. Балабина занимает достойное место среди учениц А. Я. Вагановой, которая научила её осмысленному постижению каждого из движений. Особенно поражало вращение Балабиной: стремительность ее туров, убыстрение темпа, особенно в конце музыкальной фразы, до престо, и внезапная, четкая фиксированная поза, исполненная естественно, без нажима, наполняли эмоциональностью танец Балабиной, рассказывая о ее жизнерадостности и оптимизме.
Танцовщица преимущественно тератерная, Балабина умела придать особый блеск мелким движениям. Ювелирной отделкой различного вида чеканных танцевальных шагов, точеным бисером заносок артистка плела своеобразное тончайшее дансантное кружево. Легкость и чистота танца помогали Балабиной в создании естественных, непосредственных образов. Каждый спектакль Балабиной был радостью встречи с прекрасным. Брызжущий через край молодой задор, безудержность веселья, безоблачность счастья – отличительные черты почти всех ее героинь.
Неслучайно одной из самых лучших ее ролей была партия Китри из балета «Дон Кихот». За лукавой улыбкой Китри-Балабиной скрывался характер своевольный, независимый. Ей были присущи живое чувство юмора, неугомонной энергии, веселого азарта. Она жила каждым мгновением, упиваясь свободной стихией танца. Китри-Балабина неслась по сцене, будто рассыпая разноцветный дождь конфетти, воспевая сияние молодости и восторга ликования жизнью.
Героини Балабиной были прямодушны, доверчивы, ноумели и постоять за себя. Озорное остроумие – одна из основных черт актерской индивидуальности балерины, ее звонкого дарования. Недаром она блистала в партии Лизы из «Тщетной предосторожности». Мерцающим блеском алмазных граней светилась ее фея Бриллиантов из «Спящей красавицы». Но за бриллиантовой россыпью филигранных движений проглядывали земные душевность и теплота.
В 1930е годы в репертуареКировского практически не было комедийных балетов. На протяжении двух лет Балабина выступала в МАЛЕГОТе, где исполняла партии Классической танцовщицы в «Светлом ручье», Сванильды в «Коппелии» (Оба балета шли в постановке Лопухова) и Фадетты в балете «Фадетта» в постановке Лавровского. Фея Балабина выступала в драматических, лирических и комедийных ролях.Но озорные мажорные персонажи, показанные средствами технически безупречного танца, безусловно больше отвечали ее индивидуальности. В этих ролях она снискала большой успех и любовь многочисленных поклонников.
На протяжении многих лет Балабина преподавала в Академии русского балета. В 1956 году она даже выпустила звездный мужской класс. Среди ее учеников были танцовщики Г. Селюцкий (впоследствии педагог и репетитор), С. Викулов (народный артист СССР, впоследствии балетмейстер), И. Чернышов (создатель ряда новаторских балетных постановок), выдающийся характерный танцовщик К. Рассадин.
Фея Ивановна была бесстрашным человеком. Она вместе с Н. Дудинской и К. Сергеевым дала концерты в осажденном блокадном Ленинграде в 1943 году. Жизнь Ф. И. Балабиной завершилась трагически. Она погибла. Но память о ней навсегда сохранится в сердцах тех, кто видел ее на сцене и кто любит искусство балета.