ФИО: Аюпова Жанна Исмаиловна
Дата рождения: 12 октября 1966 г.
Место рождения: г. Петрозаводск
Звания/награды:
Заслуженная артистка РФ (2002 г.)
Народная артистка РФ (2008 г.)
Лауреат премии «Балтика» (2002 г.)
Профиль авторизован в апреле 2025 года
Автор профиля: ВладимирПавлоцкий
Место учебы: Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Год выпуска: 1984
Выпускающий педагог по классике: Н. А. Кургапкина
Место работы: Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1984 г.
Дата окончания работы: 2009 г.
Педагог: Н. А. Кургапкина
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Симфония до мажор» (балетмейстер Баланчин) Солистка – первая исполнительница
«Драгоценности» (балетмейстер Баланчин) Изумруды – первая исполнительница
«Средний дуэт» (балетмейстер Ратманский) – первая исполнительница
«Поцелуй феи» (балетмейстер Ратманский) Невеста молодого человека – первая исполнительница
«Жизель» Жизель, классический дуэт
«Шопениана» (балетмейстер Фокин) Сильфида
«Наяда и рыбак»(редакция Гусева) Наяда
«Спящая красавица» (редакция Сергеева) Аврора, Флорина
«Спящая красавица» (редакция Вихарева) Аврора
«Фея кукол» (балетмейстеры Н. и С. Легаты, редакция Сергеева) Фея кукол
«Лебединое озеро» (редакция Сергеева) Одетта-Одиллия, Друзья принца, маленький лебедь
«Сильфида» (балетмейстер Бурнонвиль) Сильфида
«Корсар» (редакция Гусева, Виноградова) Медора, Гюльнара, Одалиска
«Пахита» па-де-труа, вариации
«Баядерка» (редакция Чабукиани, Пономарева) Никия, Тени 3-я вариация
«Тема с вариациями» (балетмейстер Баланчин) Солистка
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Мария
«Щелкунчик» (Балетмейстер Вайнонен) Маша
«Раймонда» (редакция Сергеева) Раймонда
«Золушка» (балетмейстер Виноградов) Золушка
«Золушка» (балетмейстер Ратманский) Золушка
«Аполлон» (балетмейстер Баланчин) Терпсихора
«Бабочка» (балетмейстер Лакотт)
«Серенада» (балетмейстер Баланчин) Солистка
«Петрушка» (балетмейстер Фокин) Балерина
«Весна и осень» (балетмейстер Ноймайер)
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Лавровский) Джульетта
«Манон» (балетмейстер Макмиллан) Манон
«Видение розы» (балетмейстер Фокин) Девушка
«Дон Кихот» Китри
Па-де-де. Музыка Обера (балетмейстер Гзовский)
Па-де-де. Музыка Чайковского. (балетмейстер Баланчин)
Участие в конкурсах:
Называние конкурса: V международный конкурс артистов балета
Дата проведения: 1985 г.
Место проведения: г. Москва
Награда: лауреат, третья премия
Место работы: Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского — Михайловский театр
Дата поступления: 2009 г.
Дата окончания работы: 2013 г.
Должность: педагог-репетитор
Место работы: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой
Дата поступления: 2013 г.
Должность: первый проректор, художественный руководитель
«Золушка»
«Агриппина Ваганова»
«Возвращение Макаровой»
«В мире вдохновения»
Жанна Аюпова. СПб, АРБ 2017 г.
В ноябре 1989 года произошло чрезвычайное событие в мире балета. В Ленинград ненадолго вернулся Рудольф Нуреев, чтобы через 28 лет отсутствия выйти вновь на родную сцену в главной роли в балете «Сильфида». Старая подруга и партнерша Нуреева Нинель Кургапкина рекомендовала ему на роль Сильфиды свою любимую ученицу Жанну Аюпову. Хрупкая, светящаяся Сильфида Аюповой влекла за собой Джеймса-Нуреева в таинственный мир грез и фантазий.
Ужель пред изумленным взором,
Светла, воздушна и легка,
Как чудный гость издалека,
Она мелькнула метеором,
В отчизну сильфов унеслась
Царить над легкою толпою
И нас не посетит порою?
Сильфида-Аюпова мелькнула сном, видением, фата-морганой. Легкая, невесомая, с капельками росы на прозрачных крылышках, она порхала перед Джеймсом, манила его и ускользала. А он мчался за ней, своей недосягаемой мечтой, пытаясь поймать ее. Аюпова в партии Сильфиды предстала как истинная танцовщица эпохи романтизма, будто ожившая старинная гравюра 19го века. Удлиненные линии ее тела, подчеркнутые воздушным тюником, легкий невесомый прыжок, все работало на созданный образ бесплотной девы воздуха, недосягаемой и прекрасной. Внешний облик танцовщицы удивительно сочетался с романтикой поэтичного возвышенного чувства. Практически лишенный психологической многосложности, образ Сильфиды у Аюповой засветился новыми красками, был человечным, отличался проникновением в мир души и сердца человека.
В одной из своих работ критик Н. Чернова высказала довольно оригинальную гипотезу. Она писала: «Ускользающая, пленительная Манон Леско романа Прево неожиданно напоминает неуловимую мечту Джеймса – Сильфиду. Образ Манон у Прево столь же конкретен, сколь и условен. Это тоже своеобразный идеал, мечта героя….. «Шотландка» Сильфида не зря родилась в центре Парижа, по сути своей, по своему духу она была настоящей француженкой».
Глядя на интерпретацию роли Манон Аюповой в балете Макмиллана, невольно вспоминаешь ее Сильфиду. Манон-Аюпова беспечна и непосредственна, легкомысленна и непредсказуема. Она искренне влюблена в де Грие, но это больше похоже на игру, чем на серьезные отношения. И Сильфида, и Манон у Аюповой жертвы, в особенности Манон, страдающая от власти денег и богатых буржуа. В танце Манон-Аюповой сквозили обольщение, желание, искус. Ей доставляло удовольствие завлекать и влюблять в себя. Казалось, что А. Дюма-сын изрек свои знаменитые слова о героине Прево, именно после того, как увидел Аюпову в этой роли. «Ты – юность, ты – чувственность, ты – вожделение, ты – отрада и вечный соблазн для мужчин».
Особое место в репертуаре Аюповой занимали балеты наследия. Аюпова исполняла главные роли практически во всех идущих на сцене Мариинского театра классических балетах. Одной из ее лучших ролей стала партия принцессы Авроры в «Спящей красавице». Аюпова танцевала Аврору как в редакции К. Сергеева, так и в реконструкции С. Вихарева. В Авроре-Аюповой сквозь строгость академической формы высвечивались лирическое начало, теплота. Выпевая каждую позу, оттачивая каждое движение, она как бы разговаривала языком танца. Спокойной уверенностью па-де-бурре, четкой законченностью совершенных по форме аттитюдов, прозрачностью туров она рисовала портрет сказочной принцессы, безмятежно ожидающей своего счастья. В «Спящей красавице» наиболее характерно проявились возможности Жанны Аюповой как классической танцовщицы. Она исходила от музыкальной структуры произведений. Чистота и строгость формы, владение арсеналом классического танца, позволили ей предложить свои, запоминающиеся трактовки балетов композиторов-симфонистов П. И. Чайковского и А. К. Глазунова.
Раймондой, как и Авророй Аюпова доказывала, что музыка и хореография в балете – два неразрывно связанных компонента. Характерное тому доказательство вариации Раймонды в исполнении Аюповой. Ее Раймонда, играя с шарфом, как бы перебирала струны лютни. Когда звучал медленно-тягучий звук скрипки, величаво плавный танец артистки был мечтателен и задумчив. Грустью пронизаны па балерины в вариации последнего акта, движения которой вторили мелодии фортепьяно. Она вспоминала тревожные события, предшествовавшие ее счастью. И только движения в последней части вариации отличались легкой, едва заметной бравурностью. Аюповой удалось уловить гармоничное созвучие музыки и танца.
Жанна Аюпова – артистка строгих классических канонов. Трактовки образов, ею созданных, отличались целеустремленностью, прямотой. Героини танцовщицы чувствительны, задумчивы, трогательны. Тема добра и человечности в искусстве Аюповой получила дальнейшее развитие в «Ромео и Джульетте» Л. Лавровского. Джульетта Аюповой верна драматургической основе балета. Шаг за шагом вела она свою героиню от первого невинного чувства до истинно подлинной возвышенной любви. Скрытая эмоциональность танцовщицы помогла артистке в достоверном решении партии. В Джульетте Аюпова не шла от детали к общему решению образа. В ней не было ни смятения, ни страха. Ее основные отличия – решимость и смелость. В этом ее Джульетта вставала в один ряд с ее Жизелью, Никией, Одеттой.
Участие Аюповой в балетах Баланчина выявило еще одну грань ее таланта – безупречное ощущение стиля трактуемых ролей. Аюпова танцевала в двух частях «Симфонии до мажор», «Драгоценностях» («Изумруды»), «Аполлоне» (Терпсихора), «Серенаде», «Теме с вариациями». Оказалось, что ей подвластна интерпретация камерных произведений Баланчина, во многом разнящихся от многоактных масштабных балетных полотен. Умение чутко откликаться на различные танцевальные стили, в балетах Баланчина у Аюповой выявилось в полной мере.
Танец Аюповой в «Серенаде», «Симфонии до мажор», «Драгоценностях» рождался из оркестровой мелодии. Ей было дано искусство облечь в зримую оболочку услышанное в музыке. За геометрической точностью грациозных движений просвечивались плавность и гибкость, с которыми Аюпова создавала пластико-танцевальные рисунки, предложенные хореографом, строго следуя его требованиям, сливая воедино две стороны танца: физическую и духовную.
Аюпова – танцовщица разноплановая. Ей в равной степени удавались роли в балетах наследия,советской классике. Артистке был близок аромат Серебряного века, мастерски воплощенный в «Видении розы», «Шопениане», «Петрушке». В балетах А. Ратманского и Д. Ноймайера она смогла передать биение времени современного.
Сама пройдя замечательную школу, Аюпова щедро делилась своими знаниями, служа репетитором в Михайловском театре и сегодня продолжает свое благородное дело в стенах своей alma mater, будучи художественным руководителем Академии русского балета. Творчество Жанны Исмаиловны Аюповой – звено преемственности поколений петербургского балета, в служении которому артистка нашла свое предназначение.