ФИО: Петрова Нинель Александрова
Дата рождения: 15 марта 1924 г.
Место рождения: г. Ленинград
Звания, награды:
Заслуженная артистка РСФСР (1955 г.)
Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР (1975 г.)
Заслуженный деятель искусств РФ (1993 г.)
Народная артисткаРоссии (1999 г.)
Орден «За заслуги перед Отечеством IV степени» (2024 г.)
Профиль авторизован в апреле 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Ленинградское хореографическое училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Год поступления: 1934
Год выпуска: 1944
Выпускающий педагог по классике: А. Я. Ваганова
Партии, исполненные за время обучения:
«Ромео и Джульетта». Музыка Чайковского. (балетмейстер Якобсон). Джульетта. Выпускной спектакль
Место работы: Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1944 г.
Дата окончания работы: 1968 г.
Готовила партии с Т. М. Вечесловой
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Маскарад» (балетмейстер Фенстер) Нина – первая исполнительница
«Спартак» (балетмейстер Якобсон) Фригия – первая исполнительница
«Хореографические миниатюры» «Вечная весна», «Последняя песнь» - первая исполнительница, «Слепая»
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Лавровский) Джульетта
«Красный мак» (балетмейстер Захаров) Тао Хоа
«Каменный цветок» (балетмейстер Григорович) Катерина
«Бахчисарайский фонтан2 (балетмейстер Захаров) Мария
«Тарас Бульба» (балетмейстер Фенстер. Панночка
«Фауст». «Вальпургиева ночь» Вакханка
«Отелло» (балетмейстер Чабукиани) Дездемона
«Жизель» Жизель, Монна
«Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) Мирель де Пуатье
«Лауренсия» (балетмейстер Чабукиани) Хасинта
«Спящая красавица» (балетмейстер Петипа) фея Сирени, фея Нежности
«Клоп» (балетмейстер Якобсон) Зоя
«Карнавал» (балетмейстер Фокин) Коломбина
«Дон Кихот» Цветочница, Уличная танцовщица
«Раймонда» (редакция Сергеева) Подруга Раймонды, вариация в картине «Сон»
«Медный всадник» (балетмейстер Захаров) Царица бала
«Тропою грома» (балетмейстер Сергеев) Служанка
«Конек-горбунок» Жемчужина
«Шопениана» (балетмейстер Фокин) Сильфида
«Баядерка» (редакция Чабукиани, Пономарева) Тени 3-я вариация
«Лебединое озеро» (редакция Сергеева) Друзья Принца
«Гавот» Люлли (балетмейстер Вайнонен)
Место работы: Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Дата поступления: 1968 г.
Дата окончания работы: 1977 г.
Должность:
преподаватель актерского мастерства (1968-1977)
преподаватель классического танца (1971-1978)
Место работы: Ленинградская консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова (современное название: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова)
Дата поступления: 1971.
Дата окончания работы: 2017 г.
Вела курс «Изучение спектаклей классического наследия»; преподавала актёрское мастерство и искусство репетитора на кафедре режиссуры балета.
Место работы: Ленинградская государственная балетная труппа «Хореографические миниатюры» (с 1982 г. Ленинградский государственный академический театр балета под руководством А. Макарова; с 1992 г. Санкт-Петербургский академический театр балета под руководством А. Макарова; современное название: Санкт-Петербургский государственный академический театр балета им. Л. Якобсона)
Дата поступления:1976 г.
Дата окончания работы: 2001 г.
Должность: педагог-репетитор
«Методика классического танца» (уроки Вагановой) 1940 г.
«Шопениана» 1958 г.
Она идет во всей красе —
Светла, как ночь ее страны.
Вся глубь небес и звезды все
В ее очах заключены,
Как солнце в утренней росе,
Но только мраком смягчены.
Прибавить луч иль тень отнять —
И будет уж совсем не та
Волос агатовая прядь,
Не те глаза, не те уста
И лоб, где помыслов печать
Так безупречна, так чиста.
А этот взгляд, и цвет ланит,
И легкий смех, как всплеск морской,
Все в ней о мире говорит.
Она в душе хранит покой
И если счастье подарит,
То самой щедрою рукой!
Эти строки, сочиненные Байроном в уже далеком XIX веке, всплывают в памяти, когда вспоминаешь искусство Нинель Петровой, танцовщицы затаенной лирики, пастельных тонов, приглушенных красок. Подобно кьяроскуро в живописи, танец Петровой во многих ее ролях построенный на контрастной игре света и тени, достигал драматического эффекта, глубины и очарования, ассоциировался с великими полотнами выдающихся старых мастеров Западной Европы.
Легкие, плавные, немного размытые линии, удивительная пластическая выразительность танца Петровой, струящегося словно горный ручей в лучах солнца, его прозрачность, акцентировали красоту и целомудренную беспорочность героинь артистки, напоминавших мадонн Боттичелли. Ее персонажи были чистосердечны и скромны, бесхитростны и безгрешны. Их отличали святая простота и наивность, праведность и стойкость.
У Петровой роли разнились одухотворенностью, были возвышены и благородны. Даже в крупных масштабных полотнах героини танцовщицы воспринимались камерно, интимно, как будто артистка делилась своими мыслями и помыслами с небольшой, наиболее близкой по духу группой единомышленников. Всех их отличали хрупкость и трогательность. Т. М. Вечеслова писала о танцовщице: «Танец Петровой овеян чистотой и поэтичностью. Петрова – актриса думающая. Она хорошего вкуса, обладающая чувством меры».
Первой ролью Петровой на академической сцене стала Сильфида в «Шопениане» М. Фокина. В романтическом саду в лунном свете воображению Юноши поэта являлась Сильфида. Чуть неясные контуры танца Сильфиды-Петровй были подернуты элегической меланхолией. Она виделась Поэту печальной грезой, мимолетным видением, олицетворением духа воздуха. Танец рождался из музыки и становился ее зримым воплощением. В нем угадывались отголоски Серебряного века, задумчивого и символичного.
Нинель Петровой зачастую роли доставались после других исполнительниц. У нее практически не было премьер, но она умела войти в спектакли, ставшие этапными в творчестве других балерин, и найти в этих же персонажах индивидуальные штрихи, свойственные лишь ее дарованию. Лучшие создания танцовщицы связаны с балетами-хореодрамами, сочиненными на сюжеты из мировой классической литературы: «Маскарад» М. Лермонтова, «Ромео и Джульетта» и «Отелло» У. Шекспира, «Малахитовая шкатулка» П. Бажова, «Бахчисарайский фонтан» А. Пушкина, «Тарас Бульба» Н. Гоголя, «Клоп» В. Маяковского.
«Маскарад», балет, поставленный по старым схемам на исходе хореодрамы в 1960 году, не стал крупной удачей ни Кировского театра, ни его постановщика Б.Фенстера, скончавшегося в театре во время премьеры. Но образ Нины, созданный Нинель Петровой, был трогателен и привлекателен. Нина-Петрова предстала хрупким созданием, неспособным защитить свою любовь и себя самое. Она доверчива и наивна. У Петровой родился светлый, чистый образ, резко отличающийся от других персонажей. Тема нравственной душевной чистоты, верности, преданности, приверженности правде – основная в творчестве артистки. Ее героини безгрешны и самоотверженны, ради любимого готовы к самопожертвованию и жертвоприношению. Такими были ее Дездемона, Джульетта, ТаоХоа, Фригия, Катерина.
Дездемона-Петрова – олицетворение верности, простоты и смирения, символ преданности, невинная жертва. Она поначалу не понимала, не верила в ревность Отелло, разжигаемую Яго. Дездемона-Петрова в развевающихся длинных одеждах, с лицом камеи, напоминала ожившее полотно французского художника Александра Кабанеля, изобразившем Дездемону на картине, окрашенной в нежные тона. Эпиграфом к интерпретации роли у Петровой служила шекспировская строка: «Мои грехи – моя любовь к тебе». Партия Дездемоны открыла новые грани дарования танцовщицы: свободу выражения чувства, моральный выбор, понимание истины.
В «Бахчисарайском фонтане» Петровой удалось передать в пластике и драматической игре всю гамму эмоций своей героини, Марии, от радости к печали, от упоения зарождавшегося любовного чувства к трагической потере любимого и свободы. Романтическая восторженность первого акта сменялась элегической скорбью третьего действия. Лишь в гибели Мария-Петрова находила избавление от ненавистной ей неволи в гареме хана Гирея.
Тема гармонично цельного человека, самоотверженной неустрашимой подруги-соратницы наиболее интересно проявилась в последующих работах танцовщицы, в особенности в ролях Катерины в «Каменном цветке» и в лучшем создании Петровой – Фригии в «Спартаке».
Петрова чутко откликнулась на нюансы пластического решения образа, предложенные Якобсоном. В начале балета ее Фригия бессильная и растерянная рабыня. Танцовщица подчеркивала ранимую незащищенность своей героини, переживавшей разлуку со Спартаком. Постепенно Фригия-Петрова обретала величие души, превосходство свободного по духу человека. У Якобсона образ Фригии проигрывал образу Эгины, ставшей, в особенности в исполнении А. Шелест, главным персонажем спектакля. Но Петровой удалось сотворить цельный, значительный образ, вставший в один ряд с другими героями балета.
Безысходной скорбью проникнута сцена прощания Фригии и Спартака. Фригия-Петрова взволнована перед предстоящей схваткой Спартака с войском Красса. Она страшилась потерять любимого на поле боя, остаться одной в страшном и жестоком мире. Но Фригия соратница героя, его верная спутница, которая будет охранять тепло домашнего очага, пока ее избранник на войне. В финале балета, в сцене «Реквием», Петрова-Фригия поднималась до высот истинной трагедии, оплакивая Спартака. Тяжело переживавшая боль утраты, она напоминала терракотовую скульптуру античной плакальщицы.
На протяжении своей сценической жизни Петрова участвовала в спектаклях, поставленных Л. Якобсоном, Р. Захаровым, Л. Лавровским, К. Сергеевым, Б. Фенстером, В. Вайноненом, В. Чабукиани, Ю. Григоровичем, танцевала в балетах наследия. Чутко откликаясь на различные нюансы в пластико-хореографических решениях различных партий.
Умение адаптироваться к разным танцевальным стилям характерно проявилось в небольшой миниатюре «Гавот» на музыку Люлли, поставленной В. Вайноненом для балета «Пламя Парижа». Изысканный галантный танец балерины, будто выплетен из Алонсонских кружев тончайшей работы, «кружев зимы». Ювелирная отделка каждого па напоминала об эпохе барокко и рококо. В ажуре движений оживал французский королевский двор с соблюдением традиций и придворного этикета.
Нинель Петрова много преподавала, учила актерскому мастерству, раскрывала секреты балетов наследия на кафедре режиссуры балета Санкт-Петербургской консерватории, работала за рубежом. 15 марта 2024 года Нинель Александровна Петрова отпраздновала свой столетний юбилей. Жизнь продолжается!