В «Анне Карениной» Алексею Ратманскому как художнику с безупречным чувством меры удалось интерпретировать великий роман Льва Толстого с кинематографической легкостью, без излишних сантиментов раскрыть мощь объемного сюжета и в атмосфере спектакля передать стилистику литературной первоосновы.
Изначально трехактную партитуру Родиона Щедрина, впервые воплощенную в балете Майей Плисецкой, Ратманский уложил в два действия. Оставив драмбалетному прошлому неспешную и основательную нарративность, он сосредоточил хореографическое действие на переживаниях Анны и Вронского, не отказавшись в то же время и от красноречивых, но малотанцевальных мизансцен.
Хореограф выстроил действие как череду воспоминаний Вронского уже после смерти Анны. В стремительно сменяющих друг друга картинах балета танец лаконичен и разворачивается в объемные формы лишь в ключевых эпизодах. Дуэты героев как вехи их душевной жизни становятся эмоциональными и танцевальными взрывами, подготовленными интенсивностью намеченных внешних событий и сдержанностью их хореографического изложения. Перед исполнителями главных партий стоит задача прожить и рассказать историю своих персонажей в девяти дуэтах.
Когда в 2010 году Ратманский работал над спектаклем с артистами Мариинского театра, главную женскую партию он подготовил с тремя балеринами. Учитывая разность их психофизики и особенности их индивидуальностей, хореограф менял текст для каждой из артисток, оставлял свободу для личных интерпретаций. Трактовка роли Анны определялась исполнительницами, каждая подчеркивала близкую ей черту этого многогранного образа.
Если взаимное притяжение и сомнения Анны и Вронского представлены в балете в танце, то Алексей Каренин – персонаж больше играющий, чем танцующий. Его внутренний мир раскрывается в жестах, походке. И изначально этот образ был задуман как роль для опытного актера.
В спектакле, где действие развивается с впечатляющей, совсем не толстовской скоростью, в смене сцен крупные планы отведены лишь трио главных действующих лиц. Другие персонажи намечены пунктиром, однако пластические краски многочисленных героев составляют объем, антураж, на фоне которого разворачивается вполне толстовских масштабов танцевальная драма.
Ольга Макарова.
Пролог
Вронский – на станции, где произошло несчастье. Глядя на мертвую Анну, он понимает, что теперь его жизнь потеряла смысл.
I действие
Анна Каренина приезжает в Москву навестить семью своего брата Стивы. В поезде она знакомится с графиней Вронской, матерью Алексея. Анна и Вронский представлены друг другу. Волею судьбы они становятся свидетелями несчастного случая: поезд наезжает на человека.
В доме князей Щербацких Левин делает предложение Кити, но она отказывает ему, потому что влюблена во Вронского. На балу Анна весь вечер танцует с Вронским, он не скрывает своего восхищения молодой женщиной. Кити в отчаянии: она ждала от Вронского предложения руки и сердца.
Анна возвращается в Петербург. Ее волнуют мысли о Вронском и она уезжает скорее, чем хотела, только для того, чтобы больше не встречаться с ним. Однако Вронский садится на тот же поезд. На станции Бологое Алексей признается Анне в любви.
На вокзале в Петербурге Анну встречает ее муж – Алексей Каренин. Встреча с нежно любимым сыном возвращает Анну в привычную жизненную колею.
В салоне княгини Бетси Тверской Анна вновь встречает Вронского. Его ухаживания становятся все более настойчивыми. Анна принимает их. Каренин озадачен поведением Анны и просит ее не совершать необдуманных поступков, не нарушать известные законы приличия, которые нельзя преступать безнаказанно, но Анна делает вид, что не понимает предостережений мужа.
Оставшись один, Вронский не перестает думать об Анне. Во сне он видит раздавленного на вокзале мужчину, затем череда видений с участием Анны сменяют друг друга. Анна приходит к Вронскому...
II действие
Все петербургское общество собралось на ипподроме в Красном Селе. На скачках Анна не сводит глаз с Вронского. Внезапно лошадь Вронского падает. Анна не может сдержать чувств. Она признается Каренину в своей любви к Вронскому. Каренин требует, чтобы Анна покинула скачки вместе с ним. Каренин боится толков и осуждения общества и требует соблюдения внешних условий приличия.
Анна тяжело больна. На грани жизни и смерти она просит прощения у мужа, и он обещает забыть ее измену. Но, оправившись от болезни, Анна узнает от Бетси Тверской, что Вронский пытался покончить с собой. Она оставляет мужа и сына и вместе с Вронским уезжает в Италию.
Тоска по сыну заставляет Анну вернуться в Россию. Она тайно приезжает в дом Каренина, чтобы увидеться с Сережей, но муж выгоняет ее. Страдание Анны от разлуки с сыном, унижение, которое Анна испытала во время посещения оперы, разбивают ей сердце. Тот круг, в котором остался Вронский, для нее закрыт. Мучаясь от одиночества и ревности, Анна не видит другого выхода, как покончить с собой. Она бросается под поезд.
Фото с сайта театра.
К сожалению, мы не смогли выяснить, кто автор этих фотографий. Если это Ваши работы или Вы знаете автора - сообщите нам, пожалуйста!