ФИО: Анисимова Нина Александровна
Дата рождения: 14 января 1909 г.
Место рождения: Петербург
Место смерти: Петербург
Дата смерти: 23 сентября 1979 г.
Похоронена на Литераторских мостках Волкова кладбища.
Награды и звания:
заслуженная артистка РСФСР (1944 г.)
народная артистка Башкирской АССР, заслуженный деятель искусств РСФСР (1957 год)
лауреат Сталинской (Государственной) премии СССР (1949 год)
Профиль авторизован в октябре 2024 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Государственное Ленинградское академическое театральное (балетное) училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Год поступления: 1919
Год выпуска: 1926
Педагоги:
М. Ф. Романова
А. В. Ширяев
А. Я. Ваганова
Усовершенствовалась в классе характерного танца Училища у А. М. Монахова в 1926-1927 гг.
Место работы: Ленинградский ГАТОБ, впоследствии театр имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1927
Статус в театре: солистка высшей группы
Значимые достижения: создательница выдающихся образов в премьерах театра, балетмейстер, поставившая «Гаяне», фрагменты которого исполняются по сегодняшний день.
Дата завершения работы: 1958
Партии, исполненные за время работы в театре:
Основной репертуар:
«Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) - Тереза (первая исполнительница);
«Партизанские дни» (балетмейстер Вайнонен) – Настя (первая исполнительница);
«Гаянэ» (балетмейстер Анисимова) – Айша (первая исполнительница);
Среди других партий и танцев:
«Дон Кихот» - Мерседес, цыганский танец;
«Болт» (балетмейстер Ф. Лопухов) – Сиамка;
«Милица» (балетмейстер Вайнонен) – Радмила;
«Конек Горбунок» (по мотивам хореографии Сен Леона, Петипа, Горского) – украинский, славянский, рапсодия (постановка Льва Иванова);
«Лебединое озеро» (редакция Сергеева) – испанский танец;
«Раймонда» (редакция Сергеева) – Сарацинский танец, мазурка, панадерос;
«Баядерка» (редакция Чабукиани, Пономарева) – индусский танец.
«Лауренсия» (балетмейстер Чабукиани) – фламенко, танец с кастаньетами;
«Щелкунчик» (балетмейстер Ф. Лопухов) – испанский танец;
«Талисман» - Нирити;
Опера «Иван Сусанин» («Жизнь за царя» (постановщик танцев А. Лопухов) – краковяк, мазурка.
С 1935 года работала как балетмейстер.
Постановки:
«Испанская сюита». Большой зал Ленинградской филармонии, 1935 год
«Андалузская свадьба». Ленинградский государственный хореографический техникум, 1936 год. (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
«Гаяне» (театр им. Кирова в эвакуации в Перми). 1942 год.
«Журавлиная песнь». Уфа. 1944 год.
Спектакли, поставленные в МАЛЕГОТе (современное название: Михайловский театр)
«Чудесная фата». 1947 год.
«Коппелия». 1949 год.
«Шехерезада». 1950 год.
«Ивушка». 1957 год.
Спектакли, поставленные в других театрах:
«Под солнцем Индии». «Жатва». Ленинградский дворец культуры имени Горького. 1960 год.
«Бахчисарайский фонтан». София 1945 год;
«Легенда об озере». София 1963 год.
«Гаянэ». Будапешт.1959 год.
«Золушка». Белград 1963 год.
«Лебединое озеро» (совместно с К. Тер-Степановой). Копенгаген 1964 год.
В 1966 году поставила телевизионный фильм-балет «Марьяна из Гранады».
В 1963-1974 годах преподаватель кафедры хореографии Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова
Н. А. Анисимова выдающаяся характерная танцовщица, обладательница бурного, взрывного, вулканического темперамента. Недаром она имела прозвище «чума». Когда Анисимова входила в раж, она экстатически захлестывала всех своих партнеров, иногда даже переходя на крик прямо на сцене. Богданов-Березовский писал, что Анисимова своим танцем «электризует ….. и словно атакует зрителя».
В 1940 году появилась эпиграмма на Анисимову, подтверждающая выше сказанное.
И режиссер, и педагог Не чует под собою ног… На вихрь цветной, испанской шали Смотрели мы и не дышали: В театре среди бела дня – Какое зарево огня!!Большой популярностью и по сей день пользуются и показываются фрагменты балета «Гаянэ», поставленного Анисимовой: Танцы курдов, танец с саблями, танец розовых девушек, вариации Нуне, Армена и т.д.
Анисимова прожила непростую жизнь. 3 февраля 1938 года, в ночь перед сольным концертом в Ленинградской филармонии была арестована. В качестве вины было предъявлено посещение германского консульства (куда участвовать в концертах и присутствовать на банкетах ведущих артистов театра, в числе которых были Уланова, Вечеслова, Дудинская, Иордан посылала дирекция театра), общение с иностранцами и получение от них различных подарков.
Официально не установив вины, по статье 58 п. 10 Анисимовой было дано 5 лет лагерей, после чего она была отправлена в Карагандинский исправительно-трудовой лагерь. Год спустя, в феврале 1939 года, Анисимова была переведена в Ленинград, в тюрьму КГБ, а в ноябре 1939 года вышла на свободу и затем смогла вернуться на сцену родного театра.
В 1951 году вышла книжка М. Франгопуло «Нина Анисимова», в которой был освещен творческий путь танцовщицы на тот момент.