Полное название: Большой форум любителей оперы и балета
Сокращённое название: Balletfriends
Тип СМИ: форум
Учредители организации: Общество «Друзья большого балета»
Дата основания: 6 октября 2000
Руководящие должности: Совет модераторов / Правление Общества / Председатель – Михаил Александрович Смондырев
Реализованные проекты:
Балетные вечера в музее им. А.А. Бахрушина – в апреле 2023 года состоялась 250 встреча
Подготовка и издание к 10-летию балетных вечеров (совместно с музеем Бахрушина) книги «Балетные артисты рассказывают» (Москва, ГЦТМ , 2012).
Проект «У газетного киоска» – сбор публикаций СМИ по тематики форума
Ежегодные опросы по итогам московского балетного сезона
Награды / звания:
В связи с 10-летием проведения балетных вечеров Благодарность министра культуры М.А. Смондыреву
Благодарность дирекции музея им. Бахрушина ведущим балетных вечеров.
Город: Москва
Адрес сайта: http://forum.balletfriends.ru/
Контактные данные: Обращение через форум с личным сообщением модератору.
Профиль авторизован в феврале 2024 года
Ссылки на соц. сети:
Facebook признан экстремисткой организацией в России
Россия — удивительная страна. Ну где еще, скажите на милость, найдется ученый, физик-теоретик, сотрудник известнейшего во всем мире научного центра, который тратил бы довольно значительную часть своего времени на организацию вечеров созданного им совместно с несколькими другими энтузиастами Общества «Друзья Большого балета»? А также на активное участие в организованном ими же Интернет-клубе, весьма популярном среди любителей балета?
Правда, профессор Смондырев утверждает, что подобные общества существуют и в других странах — «Друзья Ковент-Гардена», например, но там они возникли и существуют под эгидой театров, как форма их работы со зрителями, в то время как у нас все держится на чистом энтузиазме…
— Михаил Александрович, что означает название «Друзья Большого балета»? Имеются в виду друзья балета Большого театра?
— М.А. Смондырев. — Мы специально придумали название с двойным смыслом, чтобы можно было понимать более широко. Если бы меня попросили перевести название на французский, это звучало бы как «Лезами дю Гран Балле». Мы живем в Москве, и основная балетная столичная труппа — в Большом театре, но в круг наших интересов входят и другие известные труппы, знаменитые балетмейстеры и балетные артисты всего мира.
Конечно, наша духовная и «территориальная» близость к Большому театру дает нам множество замечательных возможностей, но мы вовсе не приносили ему «клятвы верности». И никому не обещали, что нам непременно должно нравиться все, что в Большом делается.
— Я смотрю программы творческих встреч и вечеров вашего Общества. Здесь значатся имена известных западных артистов и хореографов — Пьера Лакотта, Ролана Пети, Александра Гранта, российских мэтров сцены — Раисы Стручковой, Марины Кондратьевой, Михаила Лавровского, молодых хореографов Алексея Ратманского, Юрия Бурлаки... Неужели все они у вас побывали?
— Мы без присутствия гостя проводим только юбилейные вечера. Отмечали столетние юбилеи Баланчина, Якобсона, Бурмейстера, Гусева, Аштона, девяностолетие Роббинса. На вечерах памяти Нуреева у нас гостили Нинель Кургапкина - его партнерша в Мариинском театре, Андрис Лиепа, Роман Виктюк. Барышников в России не бывает, но мы делали вечер в его честь. Сорокалетие выдающейся балерины Сильви Гиллем мы отметили необычно, программой «Сильви Гиллем глазами Николая Цискаридзе», где Николай Максимович комментировал ее творчество как зритель. После встречи с французским танцовщиком и педагогом Микаэлем Денаром у нас возник интерес к французской школе, и мы устроили вечер «Уроки французской хореографии», где показали мастер-классы звезд парижской «Гранд-опера», а комментировал их наш замечательный премьер Сергей Филин.
— И все эти знаменитости к вам приходят? Следовательно, ваше Общество Друзей Большого балета позиционируется в балетной среде весьма серьезно... Как же это все началось?
— Началось с виртуальных знакомств в Интернете. Большой театр раньше имел на своем сайте форум (как и другие театры), на котором общались поклонники балета. Сложилась группа людей пишущих; я-то подключился к ним позже, когда разразилась история со снятием из репертуара только что поставленного балета «Дочь фараона» Цезаря Пуни. Это было в 2000-м году. Маэстро Рождественский, став художественным руководителем Большого театра, начал бороться с «плохой музыкой» тех композиторов, которая, по его мнению, не должна звучать в Большом театре. И были названы имена Пуни, Минкуса, Дриго и даже Адана. Балетная музыка этих авторов изящна, мелодична, удобна для танцев, но не годится для Большого зала консерватории, это правда. Если бы программу Рождественского действительно претворить в жизнь, то из репертуара выпали бы шедевры классического балетного искусства, поставленные великими хореографами прошлого: «Жизель», «Корсар», «Дон Кихот», «Баядерка»... При таком подходе кроме трех балетов Чайковского и одного Глазунова у нас не осталось бы классических балетов 19-го века. В своем письме в «Независимую газету» (оно было напечатано) я об этом написал. И о том, что при постановке «Дочери фараона» затрачены масса сил и средств.
Примерно то же самое, оказывается, можно было прочитать в Интернете — я заглянул и присоединился к этому сообществу протестующих. Помимо шума в Интернете, было письмо в Министерство культуры, и пресса нас поддержала. (Замечу, что в конечном итоге мы победили, а «Дочь фараона» идет до сих пор, с успехом вывозилась в Париж, Лондон, Нью-Йорк, да и в Москве зал никогда не пустует…)
Некоторое время спустя несколько любителей балета из Москвы, встречавшихся до тех пор на форуме, поехали в Санкт-Петербург на фестиваль «Мариинский». Там, наконец, и познакомились лично, обсуждали перспективы, строили планы. Не помню уже, кто из нас стал автором идеи устраивать встречи с артистами, но Ирина Гамула (тогда научный сотрудник отдела рукописей, а сейчас Главный хранитель Бахрушинского музея) предложила проводить балетные вечера у них в Лектории.
А после первого вечера пять человек (мы с Ириной, профессор-медик, доцент по информатике, представитель деловых кругов) — учредили наше Общество, приняли все требуемые Законом документы. Так родились «Друзья Большого балета» — общественная организация без образования юридического лица. Приняли временный устав, и когда нас спрашивали: «Как стать членом вашего Общества?» — отвечали: «А никак. Приходите на наши вечера, и все». Совсем недавно мы обновили наши уставные документы, все-таки ввели формальное членство и выдали членские карточки тем, кто уже давно участвовал в нашей работе и сам считает себя членом этого сообщества.
— И членские взносы собираете?
— До сих пор не собирали, хотя деньги бывают действительно нужны: на услуги в Интернете (у нас свой сайт), иногда на железнодорожные билеты, если гость, скажем, из Петербурга и едет специально к нам. В таких случаях тратятся обычно наши личные средства. Возможно, все-таки придется ввести членские взносы – совсем небольшие. Мы существуем под эгидой музея имени Бахрушина. У них есть Отдел просвещения, и мы вписались в работу этого подразделения. Музей предоставляет зал мест на 80–100, с радиорубкой, стационарной аппаратурой, приличным экраном, как в старых кинотеатрах. С уютным внутренним двориком, куда можно выйти передохнуть. Мы не платим за аренду, они не платят за подготовку видеозаписей, организацию вечеров, а все выступающие на этой маленькой сцене не требуют гонораров...
— Кто приходит на ваши вечера?
— В первую очередь и в основном — преданные любители балета, люди искушенные, которым не нужно объяснять, что такое arabesque или cabriole, люди, которые часто посещают театр и в курсе того, что делается в мире «в области балета». Но не только: афиша, наши объявления у касс Большого театра и в Интернете привлекают и новичков, и профессионалов. Возрастной состав очень разнообразный, но я бы хотел привлечь больше молодежи. Мы помещаем объявления о предстоящих встречах на нашем сайте forum.balletfriends.ru. Хорошо бы наладить более тесную связь с творческими вузами Москвы. Но в основном к нам ходят все-таки люди солидные.
А старейшая наша участница — Ольга Николаевна Крылова, ей больше девяноста. Она девочкой еще училась в студии Айседоры Дункан и танцевала знаменитый «Интернационал» на сцене Большого театра на вечере этой студии. Нередко бывает Фаина Порфирьевна Ефремова, сокурсница Майи Плисецкой; замечательная характерная танцовщица и мать известного балетного обозревателя Татьяны Кузнецовой. Балетные критики, кстати, тоже довольно часто ходят на наши вечера.
— Как они проходят?
— Как я уже говорил, у нас бывают вечера, посвященные памятным датам, великим балетмейстерам и артистам. Но особым успехом пользуются у публики живые встречи с мастерами балета, своеобразные ток-шоу, где интересующий всех артист общается с аудиторией. Первой, помнится, мы пригласили Нину Ананиашвили, бывшую тогда, восемь лет назад, одним из лидеров Большого театра. Вторым пришел Николай Цискаридзе. Так и пошло...
За эти годы у нас побывали практически все примы и премьеры из Москвы: Надежда Грачева, Светлана Захарова, Мария Александрова, Светлана Лунькина, Мария Аллаш, Наталья Ледовская, Андрей Уваров, Дмитрий Гуданов, Дмитрий Белоголовцев… Приглашали мы из Петербурга Никиту Александровича Долгушина, Диану Вишневу, Андрея Меркурьева (когда он еще работал в Мариинском театре). Но теперь мы стали привлекать наряду с балетными артистами, облеченными званиями и «регалиями», еще и подающий надежду «молодняк». У нас уже побывали Денис Савин, Наташа Осипова, Катя Крысанова, Ваня Васильев.
— И они соглашаются прийти к вам? Как вам удается всех их заполучить?
— Наверно, артистам тоже небезынтересен непосредственный контакт со зрителем, хотя иногда они кокетничают: «Мы балетные, мы думаем ногами, а не головой». Конечно, это не так, артистам всегда есть что сказать. Они интересно рассказывают о своей работе, о подготовке ролей, отвечают на вопросы. Может быть, им любопытно посмотреть на своего зрителя вблизи. С некоторых пор мы стали регулярно записывать наши встречи на видео, и потом дарим артистам «видеоотчеты» на память.
— Как построены эти вечера?
— Прежде всего, выбирается тема – большей частью творчество какого-то хореографа или артиста. Иногда она возникает «из головы», иногда по пожеланиям зрителей. Под тему находим ведущего – это очень трудная работа. Почти с самого начала с нами активно стали сотрудничать профессионалы, неоднократно проводившие наши вечера: Е.Я. Суриц, В.И. Уральская, В.М. Гаевский, балетные обозреватели Татьяна Кузнецова, Майя Крылова, Лейла Гучмазова. Виолетта Майниеце вела вечер Ролана Пети — незабываемый! На недавней встрече, посвященной Джону Ноймайеру, ведущей была Наталия Зозулина из Петербурга, доцент Академии русского балета имени Вагановой, профессионально изучающая творчество этого балетмейстера. Тема была сформулирована ею очень привлекательно: «Джон Ноймайер: русские влияния». Но и в своем коллективе мы вырастили нескольких хороших ведущих, и поручение вечеров им — скорее система, чем исключение.
— И беседа с гостем сопровождается показом видеозаписей, кадрами фильмов. Руководите этим процессом, всем, что имеет отношение к видеоряду, вы, Михаил Александрович. Где вы берете материал?
— Руковожу — совсем не то слово... Просто работаю: в контакте с ведущим вечера подбираю нужные фрагменты, монтирую программу, готовлю демонстрационный диск. Но я не один, у нас работало на вечерах три «команды».
У меня самого довольно-таки большая коллекция, которую давно уже собираю. Более 1000 названий. Из всех стран, где бывал, я привозил кассеты, диски с записями вариантов разных постановок. Например, «Жизелей» у меня около шестидесяти в разных версиях, с разными исполнителями, примерно столько же — «Лебединых озер»...
Подобные, хранящиеся у нас, любителей балета, сокровища помогают в работе. Был интересный цикл вечеров, который проводил шекспировед Алексей Вадимович Бартошевич: «Шекспир в балете». Когда готовилась первая тема — «Ромео и Джульетта», я ему предложил для видеопрограммы «нарезку» из 11 версий этого балета.
— Что значит «11 версий»?
— Есть музыка разных композиторов — Берлиоза, Чайковского, Прокофьева. И есть постановки разных хореографов. Например, на музыку Прокофьева поставлены балеты Лавровского, Кранко, популярная на Западе версия Макмиллана и другие. Бартошевич выбрал тот ракурс, который ему был интересен: в частности, предложил нам сравнить знаменитый «бег Джульетты» — как он воплощен у разных хореографов.
Артисты тоже нам помогают; у некоторых (далеко не у всех!) есть личные коллекции, иные пленки мы «выцарапываем» у их поклонников; иногда папы и мамы хранят старые записи, скверные по качеству, любительские, но бесценные. Современные спектакли, слава Богу, сейчас пишутся видеостудией Большого театра.
Делятся своими «единицами хранения» коллекционеры и не только наши — много материалов получали из Европы, из США, иногда специально для Бахрушинских вечеров.
— Как к вашей деятельности относится администрация Большого театра?
— Это надо бы их спросить… Скажем так: наша деятельность попала в их поле зрения. Мы встречались на наших вечерах со всеми худруками этого периода. С Алексеем Фадеечевым (правда, на тот момент уже получившего приставку «экс»), с Борисом Акимовым. Трижды встречались с Алексеем Ратманским, — в первый раз еще как с хореографом спектакля «Светлый ручей» перед премьерой, показали тогда на экране его работы как танцовщика и его постановки как хореографа. Позже он побывал у нас уже в ранге художественного руководителя балетной труппы. Был у нас заведующий труппой Геннадий Янин. Принял наше приглашение и Генеральный директор Большого театра Анатолий Геннадьевич Иксанов — его расспрашивали об организации дел в театре, вносили всякие предложения. Часть из них уже реализована.
— Сколько всего вечеров состоялось?
— Знаю совершенно точно: 94 на конец 2008 года. Это значит, что если мы не притормозим, то в конце сезона у нас состоится сотая встреча.
— Расскажите о вашем Интернет-форуме. Вы сказали, что в нем участвует довольно много людей.
— К нам «ходят» люди не только из Москвы, но также из Петербурга, Новосибирска, Казани, других городов России, с Украины — из Киева, Донецка. Пишут нам из США, из Европы — особенно интенсивно после того, как там пройдут гастроли наших балетных трупп. Балетоманы обмениваются мнениями, спорят.
На форуме есть тема, посвященная нашим вечерам, откуда зрители узнают их программу, а потом помещают свои впечатления, благодаря чему происходившее там становится известным далеко за пределами Бахрушинского музея.
— Кому и зачем нужен форум?
В Интернете разные есть люди: кто-то самовыражается, кто-то устраивает себе «вторую жизнь», виртуальную. Для многих форум — источник информации. Для меня — тоже, но мне важнее, что он дает стимул к познанию. Я никогда в жизни не прочитал бы столько литературы о балете, если бы не участвовал в нашем форуме. Я часто езжу в Соединенные Штаты и Европу, привожу оттуда книги о балете на иностранных языках. Всю жизнь я увлекался историей — античностью, средневековьем, и балет меня интересует еще и как часть истории.
— У вас большая библиотека по балету?
— Нет, не очень. Совсем нет раритетов. Книги знаменитых «балетных» авторов у меня в виде электронных копии или репринтов. Но я умею извлекать информацию даже при небольшом количестве исходных данных, умею анализировать источники — профессия научила. Кстати, форум очень помогает, коллективный разум Сети.
— Вы въедаетесь в суть чисто по-научному... Как вы увлеклись балетом?
— Сначала была музыка. Я вырос не в Москве, в столицу попал, когда поступил в Московский университет. И тогда стал ходить на оперы в Большом, на концерты в филармонию. Драмтеатры не забывал; в то время, если вы помните, гремели на всю страну «Таганка», Вахтанговский, «Современник»... На третьем курсе я женился, жена была поклонницей балета: она видела и Плисецкую в расцвете сил, Марго Фонтейн. Вот мы с ней и стали ходить в балет. Она же отвела меня через пару лет на премьеру «Спартака» Григоровича, с Васильевым и Лиепой. Мы были под большим впечатлением, «Спартак» надолго стал любимым балетом, после этого мы еще не раз ходили на него.
Но записными балетоманами мы не стали, да и вообще график посещения театров не был слишком плотным. По-разному было в различные периоды жизни. Мы завершили учебу, ребенок появился... У меня началась работа в Дубне, нужно было писать диссертацию, участвовать в семинарах, ездить на конференции. В Москве с семьей проводил лишь выходные.
— Искусство занимает значительную часть вашей жизни?:
Сейчас — да, почти все свободное время. Знаете, каждому свое. Одни ездят отдыхать в Таиланд или на Мальдивы, а мы с женой, собрав денег, поехали в летом Вену (не самый, нужно сказать, дешевый город). И совершили там восемь «выходов» в свет за десять дней. Это были симфонические концерты в «Мюзикферайн», спектакли в Венской опере. Вот такие мы с женой устроили себе каникулы.
— И что это дает вашей душе? Для чего это все вам надо? Я имею в виду любовь к музыке, любовь к балету.
— Разве любовь нужно объяснять?
— На подобных вам людях мир стоит...
— Мир стоит на трех слонах, а те стоят на черепахе, плавающей в Мировом океане. Нет, серьезно, мир стоит на разных людях. На тех, кто что-то делает руками, и тех, кто работает головой, он стоит и на занудах-ученых, и на поэтах, мыслящих метафорами, а не логическими выводами. Мир, если хотите, стоит на энтузиастах, на увлеченных. В некотором роде к ним можно причислить и нас: ведь те, что участвуют в деятельности Общества «Друзья Большого балета», делают все совершенно бескорыстно — и организаторы, и ведущие, и артисты. Некоторые удивляются: как же так? А вот так! В наше время неуемного потребления, в условиях, в которых, к сожалению, оказались наука, культура, искусство, есть те, кто утверждают, что жизнь не сосредоточилась только на хлебе насущном...
Интервью провела Нонна Алиханова, опубликовано в журнале «Музыкальная жизнь», № 3, 2009